Аналитика


Электрички возвращаются в регионы, но не за счет РЖД
Экономика | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Тюменская область | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Уральский ФО | В России

"Вы что, с ума сошли?" - президент Владимир Путин отреагировал на массовое сокращение электричек той же фразой, которой региональные чиновники встретили депеши РЖД с возросшими в разы ставками за содержание инфраструктуры в 2015 г. На бюджеты субъектов, в этом году еще более дефицитные, дополнительные расходы повесило правительство, понизив льготу по налогу для пригородных железнодорожных компаний (дочерние структуры РЖД) с 99% до 75%. Естественно, компенсировать убытки из своего кармана дочки РЖД не стали и предъявили счет регионам.

По замыслу правительства, оплатить они его должны были из налога на имущество, который ОАО "РЖД" теперь платит в региональные бюджеты. Но стабильно теряющая прибыльность монополия научилась зарабатывать только на высоких тарифах, и ожидания по платежам от нее оказались завышенными. РЖД придумали единственный выход – сократить количество поездов, что и начали делать с января с молчаливого согласия российского правительства. Наименее везучие субъекты в январе лишились сразу всех электричек – пути полностью законсервированы в Тульской, Псковской и Вологодской областях. 25 электричек отменено в Пермском крае, а в Челябинской области жители со слезами на глазах проводили в последний путь поезд до Верхнего Уфалея… Не иначе, кто-то действительно сошел с ума, но одного президентского указа для излечения недуга недостаточно: курирующий вице-премьер Аркадий Дворкович предложил только сделать откат к ставке в 1% по налогу для РЖД, снизить НДС для ее дочек, но ни в коем случае не проверять работу президента РЖД Владимира Якунина и его команды. 

Факт налицо - ситуация с субсидированием пригородных перевозок вышла из-под контроля. Если в предыдущие годы регионам удавалось договариваться РЖД, которые регулярно шантажировали субъекты отменой поездов и иногда даже выполняли свои обещания, то теперь монополия перешла от слов к делу повсеместно.  В январе 2015 г. в регионах съехали с путей более 300 поездов. Для сравнения: за весь 2014 г. РЖД сократила 550 электричек. Президент компании Владимир Якунин говорил, что решить проблему можно с помощью взаимодействия федеральных властей, пригородных компаний и регионалов, которые устанавливают тарифы, намекая на то, заплатить субъекты могли бы из кармана пассажиров.

"Из 73 субъектов РФ только восемь полностью компенсируют не покрываемые расходы пригородных перевозок. Около 15 субъектов компенсируют до 80%. Есть регионы, которые вообще ничего не хотят компенсировать - это Вологодская область, Ставропольский край, Ленинградская область. Если кто-то думает, что проблема сама собой рассосется, и железнодорожный транспорт можно заменить другим транспортом, в том числе автомобильным, он глубоко заблуждается", - говорил в конце года Якунин с полным пониманием той социальной катастрофы, которую создает, отменяя поезда.

Формально решение о закрытии маршрутов принимает не монополия, а региональные правительства. Но ситуация для них безвыходная. Так, в Пермском крае из бюджета в 2015 г. выделили 332 млн руб., на миллион меньше, чем в прошлом году. Но этой суммы хватило уже не на 99, а на 74 пригородных поезда. Дело в том, что до 2015 г. ППК, осуществляющая  региональные железнодорожные перевозки, пользовались льготой в 99% при оплате услуг за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта, но правительство решило уменьшить льготу до 75%, однако, на компенсацию расходов из федерального бюджета заложены те же 25 млрд руб. Разницу предстоит выплатить регионам.

нормальной ситуации регионы смогли бы оплатить все те расходы, которые предъявляют РЖД. Они получают в настоящий момент дополнительные средства за счет налога на имущество, который раньше РЖД не платили в региональный бюджет, а сейчас платят уже по промежуточной ставке. Через два года ставка будет доведена до стандартной ставки – 2%. Это большие суммы, которые идут в бюджеты регионов. Они должны были полностью покрыть расходы на пригородное сообщение. В кризисной ситуации регионы потеряли поступления по налогу на прибыль от РЖД. Соответственно, эти дополнительные поступления полностью нивелировались, и этот источник у регионов пропал", – объяснялся перед президентом вице-премьер Аркадий Дворкович.

Попытка списать недопоступление налога от РЖД на кризисную ситуацию неубедительна. Хотя бы потому, что прибыльность монополии снижается уже не первый год. Так, в 2013 г. монополия сократила прибыль сразу на 61%, тогда руководство тоже все списало на сложную экономическую ситуацию. С убытком компания закончила и первый квартал 2014 г., а по итогам первого полугодия чистая прибыль сократилась на 16,7% по сравнению с провальным 2013 г. По итогам прошлого года Якунин ожидает общую выручку на уровне 1,38 трлн руб., значит, показатель поднимается на 500 млрд руб. И ведь даже отследить, как отражаются эти процессы на достатке главного железнодорожника невозможно – Якунин категорически отказывается раскрывать свою заработную плату.

Президента аргументы Дворковича тоже не убедили. Уж кто-кто, а правительство было в курсе финансовых возможностей РЖД.

"Что, у нас Министерства транспорта не существует, что ли? По-моему, Вы курируете эту отрасль. Что происходит? Мы понимаем, насколько это серьёзно. Это же не один автобусный маршрут отменили. Перестали ходить электрички в регионах. Вы что, с ума сошли, что ли? Послушайте, это несерьёзный подход к делу. Это же касается тысяч людей, это касается производств: люди едут на работу, либо не едут туда. Это что, неужели нельзя сделать заранее? А теперь вы говорите, что нужно еще два месяца для того, чтобы эту проблему закрыть. Пригородное железнодорожное сообщение должно быть восстановлено немедленно с соответствующими гарантиями ОАО "РЖД" регионам по решению проблем", - сказал президент.

Правительство собиралось исправлять свои же ошибки еще не один месяц: создать нормативную базу для снижения НДС по пригородным перевозкам до 10%, возвратить льготную плату за инфраструктуру, выделить федеральные 6-8 млрд руб. РЖД и какие-то небольшие средства регионам. Но Путин сказал – немедленно. И его услышали.

Как рассказали Накануне.RU в правительстве Пермского края, 15 электропоездов появятся в расписании уже с завтрашнего дня. Губернатор Пермского края Виктор Басаргин проводил переговоры с Владимиром Якуниным еще 30 января, но о достигнутых договоренностях пресс-служба сообщила только сегодня, аккурат после президентского вмешательства.

"Большая подготовительная работа создала условия для того, чтобы в нашем регионе движение электропоездов было восстановлено уже завтра, 6 февраля. В расписание возвращены 15 пригородных электричек, в том числе рельсовый автобус "Пермь-Лысьва" и маршруты городской электрички. Первый рейс рельсового автобуса "Пермь – Лысьва" состоится из Перми 6 февраля вечером, с 7 февраля – по ранее действовавшему графику", - рассказали в пресс-службе.

При этом, уточнить, за чей счет электрички вернутся в расписание, чиновники не смогли. "Это будет ясно, когда решение примут на федеральном уровне", - сказали в пресс-службе.

Свердловская пригородная компания, которая осуществляет перевозки пригородным железнодорожным транспортом на территории Свердловской, Тюменской, Челябинской, Оренбургской, Курганской областей и Югры, считает, что для возобновления перевозок регионы должны заплатить.

"По нашему полигону отмены в 2015 г. были только в Челябинской области – 10 электропоездов. Решение принимает правительство: если оно сегодня скажет нам восстановить электропоезда, мы в кратчайшие сроки готовы его выполнить. Должно быть гарантийное письмо, потому что пригородные перевозки осуществляются в рамках субсидирования, предусмотренного в региональном бюджете. Когда правительство утверждает маршрутную сеть, оно обязано предусмотреть в бюджете компенсацию выпадающих расходов в бюджете", - рассказали Накануне.RU в пресс-службе СПК, уточнив, что вернуть электрички на пути можно в течение одного дня.

Одним из последних Челябинскую область покинули пригородные поезда из Верхнего Уфалея в Екатеринбург и Челябинск, они перестали курсировать с 1 февраля. Жители Верхнего Уфалея вышли проводить последние электрички: под звуки "Прощания славянки" десятки жителей шли по перрону вслед за поездом и махали ему платками…

 

Как рассказали Накануне.RU в министерстве транспорта Челябинской области, сейчас правительство ведет переговоры об условиях возврата электричек, но первые поезда поедут уже завтра. С 5 февраля восстанавливается курсирование электричек Челябинск- В. Уфалей, Челябинск- Еманжелинск ( №6821, 6827, 6826). С 6 февраля появится поезд Верхний Уфалей – Челябинск, Челябинск – Еманжелинск, и Еманжелинск – Челябинск ( № 6806, 6822), также в расписание добавятся две электрички сообщением Верхний Уфалей – Екатеринбург, третья поедет тем же маршрутом 7 февраля.

Электрички перестали быть проблемой отдельно взятых регионов, об этом говорит и заинтересованность Счетной палаты РФ. Накануне коллегия СП проверила обоснованность размеров потерь в доходах РЖД, которые они предъявляют регионам, и заявила, что Минтранс и РЖД провалили железнодорожную реформу пригородных перевозок.

Аудитор СП Валерий Богомолов сказал, что Минтрнас и РЖД завершили создание ППК только в 2012 г., тогда как по плану реформу ведомства обязаны были провести до 2005 г. Тем не менее, по словам аудитора, госкомпанией совместно с региональными властями так и не были разработаны эффективные меры по сокращению убыточности пассажирских перевозок в пригородном сообщении. Также РЖД не передали в ППК мотор-вагонные подвижные составы и мотор-вагонные депо. Между тем, именно на оплату за пользование подвижным составом приходится 80% общего объема расходов ППК. Здесь еще раз напомним: расходы ППК на осуществление перевозок компенсируют регионы. И хотя СП проверяла законность требований РЖД, нарушения аудиторы нашли в работе региональных властей.

"В результате неудовлетворительной работы властей отдельных регионов России в 2012 - 2014 гг. произошел резкий рост тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Наибольший рост тарифов на перевозки пассажиров в 2014 г. наблюдался в Республике Бурятия (293%), Республике Татарстан (225%), Пензенской области (167%), Амурской области (150%), а также Кировской области (143%). Рост тарифов на пригородные перевозки в этих регионах превышал как уровень инфляции, так и рост реальных доходов населения", - сказал Валерий Богомолов.

То, что тарифы были подняты из-за возросших аппетитов РЖД, аудиторы не говорят, но тут же обвиняют регионы уже в недостаточном росте тарифов. По подсчетам СП, в 2012- 2014 гг. было отменено 894 поезда пригородного сообщения "в связи с неполной компенсацией регионами потерь перевозчиков в результате установления тарифов на перевозку пассажиров ниже экономически обоснованного уровня". РЖД с выводами Счетной палаты относительно реформы согласились, но тоже связали результаты с нежеланием субъектов сотрудничать с монополией.

В этом году массовая отмена поездов инициирована действиями правительства, которое переоценило эффективность Якунина. Но проблема с компенсацией расходов монополии не исчезнет: если в 2015 г. регионам будут даны госгарантии для перевозок, то к концу года, когда суммы на содержание инфраструктуры вырастут вместе с инфляцией, а бюджеты истощатся после кризисного года, вопрос встанет еще более остро.

"Когда дело касается РЖД, госбанков, "Роснефти" или любой другой государственной компании, правительство всегда находит один и тот же выход – дать еще больше денег. О том, что нужно изменить систему работы, в случае с РЖД – сделать ППК более самостоятельными и не устанавливать огромные поборы в пользу монополии, дать возможность выйти на региональные рынки независимым перевозчикам, провести аудит работы менеджеров, в конце концов – никогда речи не ведется. Пока Якунин является настолько неприкасаемым, что приказы ему полномочен давать только президент – ничего не изменится. РЖД с момента принятия решения о "заморозке" тарифов, а на самом деле о их ежегодной индексации на уровень инфляции, снижает выручку. Это говорит о том, что компания не может провести работу по сокращению издержек, оптимизации своих направлений и встроиться в новые экономические реалии", - говорит старший аналитик агентства "Road research" Кирилл Антонов.



Алёна Ласкутова