Уже через два месяца в крупнейшем вузе Урала может смениться руководство. В начале апреля у ректора УрФУ Виктора Кокшарова истекает срок трудового контракта, и, соответственно, Министерство образования должно определиться - кого назначать ректором. По неофициальным сведениям наших источников, вопрос о продлении контракта с Кокшаровым решен отрицательно. Кокшаров вообще-то вполне мог проработать еще один срок, но, как намекают наши источники в столице - "не срослось". И не в последнюю очередь причина - в пресловутых "антикрымских" лекциях, которые не остались без внимания московского руководства. Минобр РФ, как известно, даже был вынужден публично "погрозить пальцем" вузам из-за приглашения различных профессоров, дипломатов, которые в ходе выступлений перед студентами и преподавателями давали жесткие антироссийские оценки. Кто же придет на смену, если ректора все же поменяют? Подробности – в материале Накануне.RU.
Вполне возможно, что ректор УрФУ Виктор Кокшаров дорабатывает в вузе последние месяцы. Он был назначен на эту должность президентом Владимиром Путиным 8 апреля 2010 года на пятилетний срок и стал первым ректором федерального вуза, объединившего Уральский государственный (УрГУ) и Уральский политехнический университеты (УПИ).
"Я считаю, что ректор справился с задачей объединения. Зачастую объединения проходят так, что преподаватели за голову хватаются и кричат "ужас". Нам удалось этого избежать, процесс прошел достаточно плавно, без серьезных конфликтов. Шла работа по подготовке к улучшению позиции в рейтинге, а это задача, которая поставлена президентом", – рассказал Накануне.RU профессор УрФУ, руководитель департамента политологии и социологии УрФУ профессор Анатолий Меренков.
Однако, как считает другой собеседник Накануне.RU, знакомый с ситуацией, административная работа не только и не столько определяет шансы на продление контракта. Не менее важным оказывается умение ректоров не быть вовлеченными в деструктивные политические процессы - а, как известно, именно студенчество зачастую становится движущей силой "майданов". И в силу понижения планки этого самого образования школе, и в силу объективной молодости студиозов и вечного желания молодых что-то менять, участвовать, как принято говорить, в "движухах".
Удивительно, что такой в общем-то опытный руководитель, как Кокшаров (напомним, при "позднем" Росселе возглавлял свердловское правительство) не смог уловить дуновения политических ветров. И в разгар конфронтации России с Западом с трибун федерального вуза - на минуточку головного вуза Урала - неслось "дискуссионное" слово и о "нациестроителе" Яроше, и о том, что "Крым не наш", и о "колонизации Сибири", и о недальновидном Путине, и вообще о варварской России и просвещенном Западе.
За последний год в УрФУ состоялось немало мероприятий с участием спикеров, выражающих и отстаивающих откровенно антироссийскую точку зрения, что интересно, за государственный счет. Речь идет о лекциях европейских высокопоставленных дипломатов, которые обвиняли Россию в агрессии по отношению к Европе, московских деятелей вроде Владислава Иноземцева и главреда "Эха Москвы" Алексея Венедиктова, а также о выступлениях местных белоленточных деятелей - Дмитрия Головина, Константина Киселева, Евгения Ройзмана.
Конечно, университет должен поддерживать и развивать международные связи, а дипломаты – развивать связи, в том числе, социальные и экономические. Однако, можно констатировать, что ни в одном федеральном вузе страны не было такого наплыва "лекторов" с явно антироссийской позицией. В результате, об антироссийских лекциях в федеральном университете доложили лидеру ОНФ Александру Бречалову, а министерство образования РФ было вынуждено отреагировать и принять документ, который отдельно прописывает подготовку вузов к лекциям чиновников ЕС.
На этом фоне контекст публичных лекций в УрФУ неожиданно поменялся. Если несколько месяцев назад Кокшаров представлял студентам Иноземцева, как "прекрасного полемиста", способного "расшевелить умных во всех слоях общества", европейских дипломатов – как едва ли не самых близких друзей России, то уже на этой неделе он сообщил, что "страны запада объявили России информационную войну", и поэтому в вузе пройдет цикл мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, международные конференции, а лекции одного из идеологов патриотического движения - председателя Российского союза ветеранов Афганистана Франца Клинцевича станут ежемесячными! При этом, Клинцевича Кокшаров пригласил лично, и так стремительно, что даже местные "единороссы" и "афганцы" были вынуждены корректировать свои планы "на ходу".
Но, похоже, что поменять линию в соответствии с изменениями политической конъюнктуры в нужное время чиновник не успел. Конечно, лучше поздно, чем никогда. Но...
Стремительный всплеск патриотизма в стенах федерального вуза вряд ли позволит продлить контракт ректора, считают источники Накануне.RU. Источник, близкий к Минобру РФ, отмечает, что продлевать контракт с Кокшаровым не будут. Это подтверждает и источник в УрФУ, который заявляет, что скорая отставка Кокшарова уже не является секретом в руководящих кругах вуза.
Впрочем, официально об этом никто говорить не намерен. Пресс-секретарь УрФУ Дмитрий Бенеманский подтвердил Накануне.RU, что контракт ректора истекает через два месяца, а по поводу вопросов переназначения он посоветовал обратиться в министерство образования, поскольку руководители федеральных вузов утверждаются президентом. Однако, получить на данный момент оперативный комментарий от Минобра не удалось.
По словам профессоров УрФУ, в качестве преемников Кокшарова называются фамилии едва ли не всех проректоров, которых насчитывается аж 10. По словам другого сотрудника вуза, преподавателей интересует не судьба ректора, а собственная – у многих преподавателей у самих истекают сроки контрактов в ближайшие месяцы, и сотрудники надеются избежать турбулентности и встретить новый учебный год на своих местах. При этом, многие вопросы остаются невыясненными – например, был ли принят временный документ, определяющий зарплаты сотрудников, кстати, многие подразделения организуют собрания трудового коллектива.
Большинство из проректоров в самом вузе вызывают хотя и скептические оценки в смысле реальности перспектив их повышения оценки, но все же спокойно воспринимаются как возможные будущие начальники. Однако, возможные перспективы повышения в должности первого проректора Дмитрия Бугрова вызывают среди преподавателей вуза серьезное напряжение.
Во-первых, Бугров - как и Кокшаров - выходец из УрГУ. А то, что, несмотря на административное объединение УПИ и УрГУ, вузы не стали единым целым ни в смысле студенческих коллективов, ни в смысле преподавательско-профессорского состава, в Екатеринбурге ни для кого не секрет. УПИ вообще не слишком доволен тем, что в администрации вуза "правят бал университетские и иже с ними". Но по привычке технической интеллигенции, укоренившейся и окаменевшей еще с советских времен - предпочитают пока помалкивать, "в политику" не вмешиваться и довольствоваться улучшением материально-технической базы и повысившимися по сравнению с голодными 90-ми зарплатами.
Если во время рождения идеи объединения как раз УрГУ сильно переживал, что УПИ , так сказать, проглотит "уникальный университетский коллектив", и объединение пройдет не на равноправных началах, а путем поглощения "упишниками" "университетских", то по факту все случилось ровно наоборот. С назначением Кокшарова "ургушники" и некоторые близкие по бывшим местам работы, учебы ректора персоны получили полный карт-бланш на управленческие решения.
Бугров - выходец с того же факультета, что и Кокшаров – оба закончили и долгое время преподавали на историческом факультете УрГУ. Некстати заметим, что "вечным студентом" этого же факультета был и господин Ройзман, а теплые взаимоотношения Бугрова с мэром - ни для кого в Екатеринбурге не секрет (но об этом позже).
В 2007 году Бугров в результате демократических выборов (а каких же еще?) стал ректором УрГУ, Кокшаров в это время возглавил правительство области. По слухам, которые ходили в то время в университете, Бугров имел определенные виды на то, чтобы возглавить и объединенный федеральный университет. Тогда еще шла борьба между вузовскими бригадами за доминирование, но в УрГУ гораздо пассионарнее, энергичнее и, не слишком стесняясь в том числе и в подковерных приемах, доказывали ведущую роль своего вуза.
Доказывали право первородства не в последнюю очередь как раз историческими фактами. Мол, УИИ-УПИ-УГТУ (в миру всегда был просто УПИ-Уральский политехнический институт имени Кирова) в свое время "отпочковался" в отдельную структуру из классического университета, и объединение под флагом УрГУ было бы исторической справедливостью. Однако, в непростой аппаратной борьбе Бугров все же потерпел поражение, но в качестве утешительного приза получил пост первого проректора УрФУ. На боевом посту первого проректора Бугров , кстати, очень активно способствовал развитию той самой дискуссионной площадки с "антикрымскими и проболотными" мотивами, что, похоже, выходит боком теперь Кокшарову.
Однако действующими проректорами список претендентов на освобождающееся кресло Кокшарова не ограничивается. В кулуарах УрФУ называют в качестве еще одного претендента на пост ректора бывшего проректора вуза по учебной работе, а ныне чиновника федерального Минобра Александра Соболева.
Александр Соболев, в отличие от коллег – претендентов, "технарь" и выпускник УПИ. Он этому вузу посвятил три десятилетия. Позже возглавил региональное министерство образования при губернаторе Александре Мишарине и несколько лет трудился проректором УГТУ по учебной работе. Летом 2012 года он получил назначение в Москву, где и сейчас занимает должность главы департамента по госполитике в области высшего образования Министерства образования РФ. С точки зрения послужного списка и с учетом вызывающего внутреннее напряжение "ургушного руководящего крена" кандидатура Соболева кажется самой перспективной, но захочет ли сам претендент покидать столицу и захотят ли в Минобре расстаться с грамотным профессионалом - большой вопрос.
Есть и резонные опасения все из того же объединительно-разъединительного ряда. Перед Кокшаровым, как опытным политиком и чиновником, стояла задача объединения двух вузов, которые десятилетиями относились друг к другу с едва скрываемым чувством соперничества, а чего ждать от нового ректора?
Как считают преподаватели, Бугрова будут поддерживать сотрудники и выходцы из тех институтов, которые были сформированы на базе УрГУ, Соболева – естественно, "упишники". И сегодня, когда в объективном фаворе страны оказывается как раз инженерно-техническое образование, вроде бы перевес предпочтений очевиден. Но дело не только в этом.
По мнению наших собеседников, фигура Соболева в нынешней ситуации выглядит более предпочтительной по массе причин. Во-первых, Соболев более 30 лет проработал в УПИ, а потом и УГТУ и отлично представляет, как функционирует вуз, во-вторых, он имеет опыт работы в ректорате, будучи в течение нескольких лет проректором, в-третьих, он сохраняет обширные связи среди региональных элит, после того, как несколько лет проработал министром образования, и, наконец, глава департамента федерального Минобраза по государственной политике в сфере высшего образования априори имеет гораздо большие лоббистские позиции в Москве, что может перевесить все остальные козыри. При этом, как отмечают в университете, Соболев продолжает активно участвовать в жизни вуза и использует для этого разнообразные связи в Москве. Кроме того, в репутационном багаже Александра Соболева нет громких скандалов, чего не сказать о Бугрове (но опять же все упирается в вопрос - переедет ли из столицы?)
Ни для кого не секрет, что Бугров весьма дружен с нынешним мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом, который потратил 18 лет жизни, чтобы получить диплом выпускника исторического факультета. Различные источники называли фамилию Бугрова в числе тех, кто помог получить будущему мэру желанный диплом, несмотря на то, что там стояли, по мнению многих, сфальсифицированные записи о зачетах и экзаменах. Другие припоминают, что след Бугрова был и в истории с пропавшей из хранилища исторического факультета коллекцией икон, благодаря которым Ройзман стал "ученым с мировым именем". Другим подтверждением старой дружбы стало попадание представителя "Ассоциации жертв политических репрессий" Дмитрия Бугрова в "мэрскую" часть списка членов городской общественной палаты. Некоторые СМИ предполагали и то, что именно Бугров отвечал за проведение в стенах вуза антироссийских лекций и мероприятий, которые состоялись с согласия Кокшарова.
Если это действительно так, то связка между мэром, который уже почти год успешно участвует в саботаже реформы МСУ, шантажирует областные власти и разглядывает "российский сапог на Украине", его коллегами по фракции в гордуме, которые называют президента фашистом, а тех, кто его поддерживает – титушками и "патриотами, которые лижут яйца", в отличие от "здравосмыслящих людей", и ректором федерального вуза может стать по-настоящему опасной.
Просто напомним. В Киеве одной из активных движущих сил и майдана в 2004, и Евромайдана в 2013 стали студенты, в большинстве своем, студенты Киево-Могилянской академии, чей ректор Сергей Квит и не скрывал своей дружбы с "простым украинским парнем-патриотом" Дмитро Ярошем, который 20 лет воспитывал боевиков-неонацистов и наследников полицаев и коллаборационистов, а в академии то и дело проходили конференции, круглые столы и лекции, посвященные Бандере, УПА, украинскому национализму и "российской агрессии". А когда пришло время для революций, Квит лично мобилизовал студентов для участия в массовых акциях.
Украина, как утверждал Кучма, толерантный ко всем, - это не Россия. Но, если мыслить не по-кучмовски, а трезво, то государство просто обязано отслеживать процессы, которые происходят или могут произойти в молодежной среде. В этом смысле вопрос о будущем ректоре УрФУ - не только академический или административный, а, прежде всего, политический.