Аналитика


Регионы сидят на "диете", пока государство кормит "жирных котов"
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Тюменская область | Центральный ФО | Уральский ФО | В России

"Кому должен – всем прощаю", – по такой логике действуют депутаты Госдумы, предложившие списать долги регионов перед федеральным бюджетом. Ведь закредитованность субъектов – результат отправки в Москву немалой части налогов взамен на новые финансовые обязательства. И речь здесь не только о пресловутых "майских указах". Президент в своем ежегодном послании Федеральному собранию сообщил, что с 2015 г. в регионах будет вестись рейтинг инвестиционного климата для распространения лучших практик по субъектам. Привлечь бизнес в регион можно лишь с помощью создания льготных условий: от сокращения бюрократических процедур до налоговых послаблений. При нынешнем экономическом курсе у регионов фактически нет стимула открывать новые заводы - львиная часть отчислений все равно будет уходить в Москву. Именно об этом недавно говорил зубр российской политики Евгений Примаков. Однако правительство Дмитрия Медведева продолжает действовать "по накатанной" - в надежде, что кризис "рассосется" сам собой.

Сейчас в бюджеты регионов полностью уходят средства от транспортного налога, налога на имущество организаций и игорный бизнес. Все остальные – налог на прибыль организаций, акцизы на спирт и табак, НДПИ, водный налог – так или иначе регионы делят с федерацией: отчисляют по нормативу или полностью, получая затем возврат в виде трансфертов.Так, в 2014 г. Тюменская область направила в федеральный бюджет 23,7 млрд руб. из 88 млрд руб. налоговых доходов консолидированного бюджета, Тульская область – 12,8 млрд руб. (55 млрд руб.), Ростовская область 51,4 млрд руб. (160 млрд руб.). Не стоит забывать и о предприятиях с московской регистрацией, которые работают в регионах, эти доходы тоже получает федеральный центр. Государство возвращает часть налогов в виде трансфертов, только деньги эти уходят на жизнь, но не на развитие, говорил в январе 2015 года на заседании "Меркурий-клуба" экс-глава правительства РФ, вытащивший экономику из кризиса после дефолта 1998 г., академик РАН Евгений Примаков.

"Были ли позитивные сдвиги в бюджетном федерализме в 2014 году? - отмечал Примаков. - По мнению, высказанному председателем правительства, изменений консолидированного бюджета в пользу субъектов Федерации можно ожидать не раньше середины 20-ых годов, то есть с окончанием модификации российских вооруженных сил. От такой перспективы, по сути, отказался президент Путин, по словам которого с нынешнего 2015 года запускается программа компенсации расходов субъектов Федерации на создание индустриальных парков. Это решение исключительно важно для развития собственного промышленного потенциала регионов. Но дело, конечно же, упирается и в реальное выделение средств центром и в способность регионов их использовать по назначению. Финансовая помощь и поддержка из центра должны идти параллельно региональным мерам по привлечению инвесторов, создания для них привлекательных условий. Есть вполне успешные в этом плане регионы. Но их практика привлечения инвесторов должна распространяться быстрее. Этого пока мы не наблюдаем".

По его словам, трудно игнорировать тот факт, что большинство субъектов Федерации и муниципалитетов могут выполнить свою роль в социально-экономическом развитии России лишь тогда, когда достигнут финансовой достаточности.

"Сохраняет свое особое значение реализация планов, намеченных в предвыборных статьях президента Путина, включая увеличение зарплат врачей, учителей, работников культуры. Однако, как известно, правительство решило переложить решение этой задачи на плечи субъектов Федерации не только без адекватного финансирования из федерального бюджета, но и без учета реальных возможностей преобладающего большинства регионов. Можно считать, что в прошлом году правительство от этой линии не отошло", - отмечал Примаков.

Также он раскритиковал "антикризисный" подход правительства: "Конечно, финансовая стабильность должна оставаться в центре внимания. Но главная проблема в том, чтобы финансовая консолидация служила экономическому росту, а как показывает практика, этого не происходит, так как не обеспечено кредитование реального сектора экономики. Более того, как хирургическую меру можно расценивать доведение ключевой ставки Центрального банка до 17%. Но такое хирургическое вмешательство должно быть строго ограничено во времени. Никаких выводов о сроках предпринятой меры от ЦБ или правительства мы не знаем".

С тех пор кризис усугубляется, а лучшее, что могло сделать правительство - начать спасать банки. Через облигации федерального займа 1 трлн руб. разделят между 27 банками, в их числе крупнейшие (их еще называют "жирными котами") ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк. Также по решению Агентства по страхованию вкладов деньги получат ВТБ24, Альфа-Банк, Банк Москвы, банк "Открытие", Промсвязьбанк, Московский Кредитный Банк, Ханты-Мансийский Банк "Открытие", банки "Санкт-Петербург", "Россия", "Уралсиб" и "Ак Барс", Связь-Банк, "Югра", "Зенит", Петрокоммерц, МДМ Банк, Бинбанк, Глобэкс, МТС-Банк, Новикомбанк, "Возрождение", Абсолют Банк, Московский Индустриальный Банк и Совкомбанк.

Что же касается успешных регионов с точки зрения создания привлекательных условий для открытия новых заводов (а именно это создает добавочную стоимость, рабочие места и позволяет оживить экономику и наполнить бюджет), то такие действительно есть.

Так, Тюменская область по итогам 2014 г. вошла в десятку регионов с наибольшим объемом инвестиций на душу населения. В период с 2013 г. по 2014 г. на территории области открылось 21 новое производство, в том числе завод по производству сортового проката "УГМК-Сталь", вторая очередь "Тюменского фанерного завода", завод СИБУРа по производству полипропилена "Тобольск-Полимер". А на днях губернатор Тюменской области Владимир Якушев запустил завод группы компаний "Данон" - "Ялуторовский молочный комбинат". 280 млрд руб. инвестиций в 2014 г. – результат действия различных форм господдержки: налоговые льготы, возмещение части затрат инвесторов по инфраструктурно-инженерному обустройству промышленных предприятий либо подготовке площадок, а также предоставление бюджетных инвестиций в международные проекты. Например, согласно инвестсоглашению, заключенному правительством области с СИБУРом еще в 2007 г., регион 10 лет предоставляет компании льготы по налогам, подлежащим зачислению в бюджет региона. Речь идет о налоге на прибыль, транспортном и земельном налогах. В 2013 г. "Тобольск-полимер" запустил президент Владимир Путин, но несмотря на это, выполнять просьбу нефтяников о создании вокруг тобольского завода особой экономической зоны (уже с привлечением федеральных резервов) для роста числа переработчиков сырья, федеральный центр пока не торопится.

Есть и примеры других таких регионов, где масштабно запускаются производственные линии, однако это скорее исключения из правил, рассказал Накануне.RU член комитета по бюджету и налогам Тюменской областной думы Владимир Сысоев.

"Что происходит после этого? Все, что регион выигрывает – это то, что в будущем появятся налоги, а сейчас – рабочие места. Сегодня сложилась такая ситуация в стране, что регионам не хватает налоговых доходов для того, чтобы осуществлять даже текущие операции, не говоря уже о капитальных тратах. Поэтому у регионов России большие долги, исключение – Тюменская область, у нас долг практически равен нулю. Сейчас пришло время пересматривать межбюджетные отношения. В Бюджетном кодексе 1998 г. было прописано, что доходы между субъектами и федерацией делились в пропорции 50 на 50. А сегодня по ряду регионов это соотношение 70 на 30. Получается, что регионы пытаются любыми средствами привлекать инвесторов, а основная масса бюджетного эффекта уходит в федерацию", - говорит Сысоев.

Власти делают упор не на права, а на обязанности, делегируя субъектам полномочия по выполнению предвыборных обещаний президента. Отсутствие федеральных трансфертов на фоне требований индексации зарплат бюджетников – лишний пример дисбаланса отношений федерации и регионов.

ейчас это одна из главных проблем для территорий, у них все свободные деньги уходят на исполнение указов, и денег на инвестиции в развитие не остается. Это душит регионы. Нужно было заниматься не дележкой уменьшающегося нефтегазового пирога, а повышать доходы федерального центра и регионов в отдельности. Сейчас налоговая политика выстроена крайне непропорционально, ведь основная часть легкособираемых налогов уходит в центр, а труднособираемые остаются регионам, а объемы федеральных трансфертов не обеспечивают пропорции деления денег 50 на 50. Есть два инструмента: справедливо перераспределять налоги в пользу регионов и субсидировать из госбюджета развитие бизнеса на территориях. Требуете создания рабочих мест и роста инвестиций – создайте для этого условия. Если стукнуть кулаком по столу, высокотехнологичное производство от этого не появится", - поделился своим мнением с Накануне.RU депутат Госдумы Вячеслав Тетекин.

В "антикризисном плане", вроде бы, и есть механизм поддержки предприятий - путем их включения в перечень системообразующих.Это уже второй подобный список, который появляется в стране за последние десять лет, более 300 предприятий уже рассчитывали на господдержку в 2008-2009 гг., но не получили ни копейки. Сейчас еще две сотни компаний претендуют на антикризисную помощь, но основные игроки все те же – приватизированные меткомпании, щедро докапитализированнные государственные монополии, крупные торговые, сети ежедневно поднимающие цены… Причем, в помощи нуждаются далеко не все. Источник Накануне.RU в "Сургутнефтегазе" на условиях анонимности прямо сказал, что денег от государства или любой другой поддержки нефтяной компании не требуется.

"Нас включили в перечень системообразующих – ура. Но это еще не значит, что нам требуется финансовая помощь и какие-то средства. Мы действительно приоритетное системообразующее предприятие, это такой статус. Это очень важное, очень серьезное заявление, но про деньги ничего не скажу. Надо у Министерства узнавать, на кого они рассчитывают эти деньги", - сказал он.

Немало вопросов вызвало присутствие в перечне иностранных компаний, таких как "Данон", которые в случае ухудшения международной обстановки могут уйти с рынка, свернув все инвестпроекты. Учитывая, что ранее государство выделило 1 трлн руб. на докапитализацию банков, и без того хорошо заработавших на девальвации рубля, можно подумать, что из госбюджета деньги получат все, кроме тех, кто в этом нуждается.

"Вся антикризисная программа, что сегодня, что в 2009 г., сводится к спасению "жирных котов", типа госбанков, госкорпораций, госмонополий. Правительственная команда во главе с Медведевым и Шуваловым толкает нас на те же грабли, проводя псевдоантикризисную политику, которая не является антикризисной - когда три четверти денег выделяется на поддержку госбанков, и копейки – на реальный сектор, причем, половина этих денег вообще будет разворована и не дойдет до получателей", - считает независимый экономист Владислав Жуковский.

Регионам остается только с грустью наблюдать, как их деньги получат Сбербанк, РЖД, "Русал", "Мечел", "Вимм-Билль-Данн", "Данон", и подсчитывать выпадающие доходы после заключения контракта с очередным инвестором.

До остальной промышленности деньги не доходят, а кредитоваться невозможно - из-за повышения ключевой ставки Центробанком стоимость кредитов взлетела, доступ к внешним заимствованиям оказывается перекрыт из-за санкций.

Для получения инвестиционных налоговых кредитов, которые предоставляются за счет федеральных средств, бизнесу необходимо пройти слишком много кабинетов и инстанций, а из-за большого количества претендентов вероятность того, что цель будет достигнута, невелика. На региональном уровне решения принимаются гораздо быстрее, потому что от инвестиционного рейтинга зачастую зависит благосклонность Кремля к руководителю субъекта.

"Базовые возможности для преференций заложены на федеральном уровне: льготы по налогам, спецрежимам для малого бизнеса. Если говорить о малом и среднем бизнесе, действует государственная программа по поддержке инвестиционных проектов, и хотя она реализуется через регионы, деньги выделяются в основном федеральные. В конечном счете именно регионы формируют инвестиционный климат и нагрузка ложится на бюджеты субъектов, так как часть налогов, которая может снижаться для бизнеса, поступает в региональный бюджет", - рассказал Накануне.RU руководитель Центра экспертизы и аналитики "Опоры России" Иван Ефременков, отмечая, что у федерации есть правовые возможности для поддержки инвестпроектов.

Новый инструмент у правительства появился после принятия перечня антикризисных мер, правда, государство решило поддержать лишь малые инновационные предприятия. На гранты и финансирование проектов из бюджета выделяется всего-ничего - 5 млрд руб. Что же до крупных производств, здесь все по-прежнему свалено на плечи регионов, увязших в кредитах.

Депутаты Госдумы предлагают списать бюджетные кредиты регионов – это порядка 600 млрд руб., но сумма, которую субъекты задолжали коммерческим банкам, в два раза больше. Мера не решит проблему закредитованности субъектов, но зато избавит от ответственности деятелей, загнавших регионы в долговую яму.

"В период, когда 20 лет назад я был членом Совета Федерации, у нас регулярно была одна и та же картина, когда губернаторы на заседаниях с возмущением ставили вопрос о том, что деньги, положенные регионам из федерального центра по закону о бюджете, не перечисляются, это неформально объясняется так: "Вы возьмите в таком-то банке кредит, а после этого мы вам перечислим деньги, и вы тогда уже рассчитаетесь с банками". Это было неоднократно, это целая система. И этой системой регионы изначально, целенаправленно загоняли в долги, причем в долги не столько перед федеральным центром, сколько перед ростовщиком, в интересах которого действовала высшая федеральная власть. Это государственное преступление, которое по-хорошему надо бы расследовать, а не просто кому-то что-то прощать", - прокомментировал Накануне.RU инициативу бывший заместитель председателя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев.

Если депутаты действительно захотят помочь субъектам, то следует внести поправки в Бюджетный кодекс, которые закрепят право регионов на свои собственные налоговые деньги.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева отметила, что причина сложившейся ситуации заключается в отсутствии четкой региональной политики, приоритеты которой до сих пор не расставлены.

"Мы либо сдвигаем наши производительные силы в приграничные области, либо пытаемся бороться с централизацией, либо вспоминаем о том, что из "донора" можно легко сделать регион-реципиент. На мой взгляд, надо переориентировать основные ресурсы на те регионы, которые имеют хорошую инфраструктурную базу и кадровый потенциал", – сказала Дмитриева.

Ресурсы для этого есть - несмотря на стенания финансово-экономического блока кабмина о необходимости потуже затянуть пояса, "в кубышке" остается 10,1 трлн руб. (Резервный фонд - 5,8 трлн руб. или 7,6% ВВП, и Фонд национального благосостояния - 4,3 трлн руб. или 5,7% ВВП).



Алёна Ласкутова