В Пермском крае – знаменательное событие: скандальная некоммерческая организация АНО "Пермь-36", долгое время существовавшая на западные гранты, ушла в историю. Руководство АНО заявило о начале самоликвидации, не дождавшись поддержи от краевых властей в деле очернения советского прошлого. Теплится надежда, что мы больше не услышим хвалебных речей в адрес преступников – бывших заключенных колонии-36 - и не увидим в Пермском крае откровенно антигосударственных мероприятий "Пилорамы". Не говоря уже и о том, что эти мероприятия гарантированно не будут оплачиваться из федерального бюджета: нет АНО – нет и адресата федеральной программы "увековечения памяти жертв политических репрессий".
В АНО с сожалением констатировали, что больше не смогут заниматься своим мифотворчеством в музее. Учреждение позиционировало себя как "музей ГУЛАГа", и какое-то время после развала СССР такую деятельность в верхах приветствовали, потом - терпели, и лишь недавно осознали, что чествовать сидевших там бандеровцев как героев и представлять их борцами за свободу на фоне возрождения украинского национализма на Украине и убийств в Донбассе - кощунственно.
"Все попытки переговоров с администрацией Пермского края о сохранении "Перми-36", как настоящего музея истории политических репрессий в СССР и как уникального исторического памятника, оказались безрезультатны. Все возможности АНО "Пермь-36" выстроить партнерство власти и общественности в этом вопросе исчерпаны. Еще 30 сентября 2014 г. на очередном витке переговоров, во время встречи с главой администрации губернатора, ныне ушедшим в отставку, руководство АНО "Пермь-36" сообщило, что готово к любому варианту развития событий, в том числе к полному сворачиванию своей деятельности на территории комплекса. Не имея возможностей для выполнения уставных целей и понимая бесперспективность дальнейших переговоров, правление АНО "Пермь-36" приняло решение о прекращении деятельности АНО и начале процедуры ликвидации общественной организации", - заявили представители АНО в своем последнем обращении.
Как известно, и называть "Пермь-36" "музеем репрессий", и говорить об "уникальном памятнике" - можно было разве что в отчетах своим западным спонсорам. Бывшие заключенные не работали каторжным трудом - выполняли нетрудную (даже женскую) работу, условия содержания адскими никак не назовешь - и именно поэтому аутентичный образ колонии АНОшникам пришлось дополнять и "приукрашивать", чтобы она больше соответствовала представлениям о "тоталитарном совке".
Но, как отмечает член пермского отделения общественного движения "Суть времени" Илья Роготнев, "наши либералы, прощаясь, не уходят".
Вдруг это очередная провокация? Летом прошлого года обиженные АНОшники уже порывались прекратить все "просветительские" проекты на территории Прикамья, сетуя на несправедливые обвинения в эскалации конфликта вокруг музея и неэффективном расходовании бюджетных средств со стороны администрации губернатора. Но стоило общественности ознаменовать это событие – крах АНО – победой гражданских сил, как "просвещением о репрессиях" заинтересовались в Администрации президента. АНОшники получили "второй шанс", став членами общественного совета при музее "Пермь-36" наряду с представителями администрации губернатора Басаргина. Не помешали этому ни миллионные долги АНО, ни имущественные пересуды с государственной частью музея, ни общая экономическая и политическая ситуация в стране, ни война на Украине. Несмотря на все внешние и внутренние трудности, скандальным деятелям АНО, известным своими прозападными настроениями, дали слово, и они выдали, что бандеровцы-то, оказывается, "благороднейшие, прелестные люди".
После чего, скользя по лезвию ножа, АНО осмелилась замахнуться на президентский грант, но в крайний срок – до конца 2014 г. – соответствующее соглашение так и не было подписано. В январе члены общественного совета заподозрили неладное, и неладное не заставило себя ждать. Два совещания о судьбе музея должны были завершиться третьим решающим - в Администрации президента, но этим планам не суждено было сбыться. Затем ушел в отставку глава администрации губернатора Басаргина Алексей Фролов, представлявший интересы краевых властей в совете при музее, и диалог зашел в тупик.
Тогда же абсолютно неожиданно озвучил свое отношение к музею министр культуры края Игорь Гладнев. Оказалось, он тоже не на стороне АНО.
"Мы живём в великой стране, и в ее истории было всякое, поэтому мы не должны скрывать правду. Если в той же "Перми-36" отбывали наказание предатели Родины и бандиты, которые убивали советских солдат, офицеров, членов их семей и даже детей, то об этом надо говорить, а не делать вид, что бандеровцы 1940-х годов прошлого века — благородные борцы за свободу и независимость. С такими трусливыми формулировками мы и всех нынешних террористов будем вынуждены оправдать", - сказал Гладнев.
Последним вздохом умирающего АНО стало обращение в коллегию по жалобам на прессу в связи с сюжетами федерального телеканала о работе музея "Пермь-36". Комиссия в составе отпетых либералов этот "донос" на журналистов поддержала, и на том и успокоились. Однако то, что в основе репортажей, разоблачающих псевдомузей, была правда, осталось без внимания.
Судя по всему, эпоха АНО "Пермь-36" подошла к логическому концу. По мнению полковника внутренней службы в отставке, бывшего куратора исправительной трудовой колонии №36 по линии МВД Анатолия Терентьева, закрытие АНО – это избавление от "страшного врага".
"К этому и должно было прийти, потому что весь ход событий об этом свидетельствовал. Все предпринятые меры и руководством, и министерством культуры, и Басаргиным, ход событий в стране, на Украине говорит о том, что эти все АНО – враги. И АНО понимают, что они враги. Мы проводили немало встреч на эту тему на высоком уровне, на части встреч я присутствовал, мы разъясняли представителям администрации, что такое АНО. Есть Обухов, он преподает историю в классическом университете. 19 февраля, накануне 23 февраля, он выступил с лекцией по ревизии Великой Отечественной войны. Президент против, министерства внутренних и иностранных дел против ревизии, все, к чему приводит ревизия итогов Второй мировой войны, можно проследить на примере Украины. А они плевать хотели. Надо потребовать юридическую, политическую оценку таких действий", - сообщил полковник корреспонденту Накануне.RU.
Отступится ли АНО от своих амбициозных планов по "осмыслению трагического опыта отечественной истории"? По словам руководителей организации, эта работа будет продолжена в более академическом формате. В свою очередь председатель правления АНО "Пермь-36", автор фразы о "прелестных бандеровцах" Алексей Симонов пока не решается озвучить дальнейшие планы НКО.
"Самоликвидация означает полное прекращение деятельности АНО "Пермь-36", которая является обладательницей всех музейных коллекций, но не является обладательницей музейных помещений, не владеет лагерем в Кучино, в котором это размещается. Лагерь и все, что там восстановлено, останется администрации, а все, что там внутри, АНО "Пермь-36" будет оттуда изымать. Как будет продолжена работа, сказать трудно, потому что нам всем помногу лет, и сможем ли мы восстановить эту работу на другой площадке, я пока однозначно сказать не могу. Пока у нас другой площадки для этого нет. Но оставаться внутри этого бесовского кольца у нас больше нет ни сил, ни желания, ни возможности", - рассказал Алексей Симонов корреспонденту Накануне.RU.
Он также отметил: "Система взаимоотношений президентской администрации с регионом выглядит как машина, разделенная пополам. Когда они приезжают в Москву, у них заводится мотор, а когда они приезжают в Пермь, у них включается тормоз. Они все время обещают что-то сделать, все время соглашаются на все приглашения, затем приезжают и делают все наоборот".
Большую роль в разоблачении идеологов музея "Пермь-36", коих сейчас принято называть "грантоедами", сыграли активисты пермского отделения общественного движения "Суть времени". Борьба с псевдоисториками, распространявшими идеи о том, что Сталин был хуже Гитлера, а заключенные колонии – убийцы и каратели - были невинными мучениками, началась в 2012 г.
"Тогда казалось, что публичная полемика по данному вопросу практически обречена. Нас публично и единодушно называли "невеждами", "человеконенавистниками", "сбродом" и так далее. При этом либеральная интеллигенция никогда не считает, что оскорбляет и унижает чье-либо человеческое достоинство (считается, что у оппонентов такого достоинства нет по определению). Мы изначально хотели обратить внимание на альтернативные источники – свидетельства ветеранов службы исполнения наказаний (их версия прошлого значительно отличалась от меморатов бывших политзаключенных, канонизированных либеральными историографами). И получили первую волну обвинений и гневных отповедей. В ответ мы организовали круглый стол и пригласили к дискуссии всех наших оппонентов. Никто из них не явился, хотя директор "Перми-36" Виктор Шмыров пообещал нам встречу в формате публичных дебатов. Тем не менее, вместо открытого диалога о различных версиях прошлого мы получили новую волну травли в либеральных СМИ. Разумеется, наши ресурсы для ответа были весьма ограничены, и все же наша интернет-публицистика о "Перми-36" крайне раздражала оппонентов. Лишь потом подключилась тяжелая артиллерия", - рассказывает Илья Роготнев.
"Каково наше отношение к "Перми-36" и собравшейся вокруг нее тусовке? К тем, кто в наш адрес даже формального уважения никогда не проявлял? К тем, кто глумился над ветеранами? Кто "пинком открывал дверь в кабинеты власти"? Мы всегда полагали, что перед нами "метафизические преступники". Но это лишь во-первых. Совершенное преступление травмировало этих людей. Если честно, проявлений такой травмированности накопилось в личных воспоминаниях очень много. Итак, во-вторых, это люди экзистенциально травмированные. Что вызывает искреннее глубокое сочувствие. В-третьих же, травма делает их жрецами антисоветского культа – давно уже иррационального, церемониального, обросшего своей патристикой и схоластикой, храмами и иконами. Демократия допускает любую веру – даже веру в историческую "черную дыру". Толерантное общество позволяет человеку расковыривать свои травмы даже публично. Поэтому никогда не было претензий к "Перми-36" ни по части их любования собственной травмой, ни по части справляемого ими бессмысленного культа. Мы ненавидели музей "Пермь – 36" (но отнюдь не сотрудников музея) за то, что культ и травма там питаются и распространяются вовне", - отмечает Роготнев.