Аналитика


Китай переманивает союзников США с помощью новой финансовой структуры
Экономика | За рубежом

Китай начал свою внешнюю инвестиционную деятельность еще во времена Мао Цзэдуна, оказывая поддержку дружественным режимам в Африке и Юго-Восточной Азии. Сам Китай тогда оставался бедной и преимущественно аграрной страной, поэтому эти его усилия были не очень масштабными, хотя и заложили определённую основу на будущее.

Став через несколько десятилетий "мировой фабрикой", КНР приступила к кредитованию развивающихся стран, предоставляя им ссуды на закупку товаров, произведенных в Китае. Ныне же Поднебесная известна как крупнейшая экономика мира, и начала переход от экспорта продукции к экспорту капитала. Кроме того, реализация стратегии "одного пояса - одного пути" вызывает необходимость значительных вложений в инфраструктуру, прежде всего, в азиатском регионе. В стране сформирован инвестиционный фонд Шелкового пути, располагающий 40 млрд долларов.

Через этот фонд Экспортно-импортный банк Китая, Китайская инвестиционная корпорация и Банк развития Китая будут работать с Китайско-Африканским фондом развития и Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ). На недавней сессии ВСНП было заявлено, что фонд, прежде всего, станет инвеcтировать в инфраструктуру и ресурсы. Приоритетной станет поддержка стран, присоединившихся к проектам Нового Шелкового и Морского Шелкового путей. Функционер китайского Центробанка Чжоу Сяочуань отдельно упомянул, что важной составляющей работы фонда станет развитие финансовой кооперации между Китаем и Россией.

Создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций было задумано Си Цзиньпином еще в конце 2013 г., а 24 октября 2014 г. в Пекине соглашением было установлено вступление 22 стран, включая КНР, Индию и Сингапур, в число государств-учредителей банка.

КНР и Индия являются крупнейшими экономиками Востока, а Сингапур - важным финансовым центром. Интересно, что с самого начала к числу учредителей организации присоединились некоторые государства Персидского залива, такие как Оман и Кувейт. Изъявившая интерес к проекту Мьянма вскоре начала военную операцию на севере страны, поставившую под сомнение саму возможность инфраструктурного строительства там. Кроме того, в число "отцов-основателей" АБИИ вошли два постсоветских государства - Узбекистан и Казахстан, последний, к слову, интегрирован также в Таможенный союз, ЕАЭС и с недавних пор стремится к валютному союзу с Россией и Белоруссией.

Таким образом, состав учредителей банка с самого начала получился очень широким, но ограничивался азиатскими странами. Как следует из названия, приоритетным направлением его деятельности является мониторинг и финансирование инфраструктурных объектов на территории Азии. Неясно, однако, в каких именно границах понимается этот географический термин и включаются ли в него территории Сибири и Дальнего Востока РФ.

На прошлой неделе желание присоединиться к числу государств-учредителей банка высказали четыре страны Евросоюза- Италия, Франция, Германия и Великобритания, последняя является также "стратегическим союзником" США. И если Париж и Берлин иногда демонстрируют независимые от Вашингтона внешнеполитические шаги, то ситуация с Лондоном несколько сложнее и свидетельствует о том, что возможные экономические выгоды перевешивают политическую необходимость следовать в фарватере США. Издание "Юйфэнхуэй" отмечает, что Великобритании АБИИ интересен по нескольким причинам: во-первых, у страны давняя история экспорта капитала и он помогает ей поддерживать внутреннюю экономику.

Во-вторых, совместный статус государств-учредителей будет полезен в экономических связях с Китаем, которые год от года становятся все более тесными. В октябре 2014 г. правительство Великобритании, первым из западных стран, выпустило государственные облигации в юанях. Кроме того, английское правительство и финансисты весьма заинтересованы в превращении Лондонского финансового центра в крупнейший пункт оборота юаня в Европе.

Кроме того, в стане союзников Америки в Азиатско-Тихоокеанском регионе, некоторые из которых (такие как Тайвань) обязаны своим существованием исключительно американской поддержке, ряд политиков и экспертов также заговорил о возможной пользе и желании вступить в АБИИ.

"Министр финансов" Тайваня Мао Чжиго в интервью местному телевидению сообщил, что внимательно изучит приглашение о вступлении в него, если таковое поступит.

Как сообщает "Хуаньцю шибао" со ссылкой на японскую прессу, в Токио не исключают присоединения к создаваемому Китаем Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций. Такую возможность обозначил 20 марта на заседании японского правительства вице-премьер по финансовым вопросам Асо Таро.

Китай и Япония (доселе находящаяся под финансовым влиянием США) обладают крупнейшими ВВП в Азии, между ними существуют развитые экономические связи, которым, однако, мешают политические и территориальные споры. Кроме того, неизвестно, насколько японское правительство сейчас действительно готово поддержать проект АБИИ, а Таро в эфире телеканала NHK уже поспешил заявить, что возможное присоединение к инициативе Пекина не несет угрозы для США, и что японо-американские отношения "нерушимы как скала". Однако, после того, как готовность присоединиться к АБИИ высказала Великобритания, в японской прессе все чаще встречаются положительные отзывы о нем.

Так, "Жикань сяньдай" пишет, что "в ситуации, когда развитые страны присоединяются к АБИИ, отказ Японии от вступления в такой проект, сулящий немалые возможности, будет, по меньшей мере, означать непонимание правительством текущей международной ситуации". Отказ от сотрудничества с АБИИ заденет Китай и станет логичным в контексте антипекинской политики Абэ, но если Япония присоединится к инвестиционной активности КНР, ставшей крупнейшей экономикой на планете, и действующих совместно с ней развитых стран, для инфраструктурных вложений в Азию, то это станет гораздо более выгодным для Токио.

Кроме того, Австралия заканчивает приготовления к подаче заявки, несмотря на сильное противодействие со стороны США. По информации "Ванъи синьвэнь", крайний срок подачи заявки - 23 марта, и Обама постоянно по телефону отговаривает Эббота от этого шага. Ожидается, что заявка может быть подана в рамках Азиатского экономического форума, который пройдет в городе Боао на острове Хайнань. "Синьхуа баое ван", ссылаясь на австралийскую прессу, отмечает, что большинство финансистов, владельцев предприятий и бизнесменов Зеленого континента видят потенциальную выгоду от работы с АБИИ и задаются вопросом, почему же Австралия не присоединилась к протоколу о взаимопонимании в конце прошлого года.

Австралийские экономисты признают, что работу Всемирного банка и Азиатского банка развития в области инфраструктурных инвестиций в Азии, осуществлявшуюся на протяжении нескольких десятилетий, нельзя признать полностью успешной. По подсчетам самого АБР для реализации инфраструктурных проектов в Азиатском регионе до 2020 года потребуются суммы большие, чем может предоставить банк. Поэтому, создание новой инвестиционной структуры, хотя и не сможет полностью покрыть финансовых потребностей Азии в этом отношении, все равно окажет положительное влияние. При этом в Австралии не считают АБИИ антиамериканским инструментом Пекина, а выбор по принципу "либо Китай либо Америка" полагают "большой глупостью".

Официальные лица также пытаются убедить общественность в том, что АБИИ не ущемляет ничьих интересов. Как заявил агентству "Синьхуа" министр финансов КНР Лоу Цзивэй, данная структура ни с кем не конкурирует, но дополняет уже существующие Азиатский банк развития (ADB) и Всемирный банк. Китай является значимым членом этих организаций, поэтому ему важно сохранять их нормальное функционирование и развитие.

В прессе, однако, часто можно встретить сообщения о том, что новая инициатива Китя надломила финансовую гегемонию США, так "Чжунго циньнянь ван" пишет, что создающийся банк - это насущная необходимость для Азии, которая реализуется в самый подходящий момент.

Однако в США полагают, что этот проект - больше политический, чем экономический. Хорошо заметно раздражение Обамы, в последнее время безуспешно пытающегося в телефонных переговорах разубедить лидеров различных стран в необходимости присоединения к АБИИ. Однако одних переговоров недостаточно, всем очевидно, что существующие ныне Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация и Всемирный банк отстаивают выгоду Америки, а не, к примеру, Греции, Японии или Германии. Реализующиеся Вашингтоном стратегии направлены на то, чтобы теснее привязать своих союзников, но не на предоставление им новых рынков сбыта. Призывы США своим сателлитам не поддаваться на уговоры Китая чем дальше тем больше становятся похожими на догматические наставления. Пекин же будет давить на Вашингтон "мягкой силой", но это давление будет успешным только потому, что отвечает интересам всех государств, действующих совместно.

На будущее встает гораздо больше новых задач - создание мультивалютного финансового рынка и обеспечение инвестиций в проекты для тех стран,которым не хватает средств для их самостоятельной реализации. Такое инвестирование должно осуществляться независимо от расовых, религиозных и т.п. особенностей населения этих стран. 

Павел Мартынов, Китай, специально для Накануне.RU