Минфин планирует провести корректировку "бюджетного правила", по которому максимальный уровень расходов федерального бюджета определяется, исходя из цены на нефть, рассчитанной в долларах. Из-за девальвации российской валюты в правительстве предложили перейти на оценку стоимости нефти в рублях по историческому курсу, что позволит спасти Резервный фонд РФ от исчерпания: при новой схеме расчета базовая стоимость нефти в долларах будет превышать фактическую, вместе с тем ценник нефти в рублях будет гораздо ниже. Таким образом, разницу между прогнозной и реальной стоимостью нефти не нужно будет компенсировать из средств Резервного фонда, как это делается сейчас. Но к принципиальным изменениям в экономике такая "бумажная" корректировка не приведет – удавка все еще на шее, считает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Решение Минфина позволит несколько смягчить "бюджетное правило". Когда его вводили, все нормальные специалисты говорили, что это удавка на шее экономики, которая блокирует развитие и не позволит выжить в период кризиса. Но как мы знаем, развитие правительству неинтересно, тем более Минфину. Кризис наступил, и стало понятно, что развиваться при "бюджетном правиле" нереально. Поэтому Минфин сейчас выбрал один из вариантов его смягчения. Но надо понимать, что мы не можем выжить с удавкой на шее, пусть даже слегка ослабленной. Если вы висите и вам отодвинули веревку от шеи, то вы продолжите задыхаться, а ваша агония станет более долгой и мучительной. Это более изощренный способ убийства, чем просто повесить человека.
Само по себе смягчение правила не решит наши сегодняшние проблемы с финансированием расходов и развитием экономики. Потому что в условиях отсутствия доверия к полностью дискредитировавшему себя либеральному блоку правительства и Банка России, деньги, которые будут даны реальному сектору, все равно окажутся на спекулятивном рынке. Большей частью – на валютном. Соответственно, единственным способом нормального развития является сочетание смягчения финансовой политики с четким разграничением инвестиционных и спекулятивных денег. Чтобы кредит, данный на уборку урожая, не обнаружился завтра на валютном рынке.
Для решения этой задачи есть разные методы - это вопрос желания властей. Китай, Америка, Япония – все страны, которые имели уровень зрелости финансовой системы, соответствующий нашему нынешнему уровню, прибегали к методикам, основанным на одном и том же принципе. В США, например, было введено разделение коммерческих банков и инвестиционных в начале правления Рузвельта. Отменили его только в 90-х годах. Без разделения денежных потоков развитие невозможно по определению, и неважно, благополучные времена настают или кризисные.
Михаил Делягин специально для Накануне.RU