Просрочка по кредиту "Челябинского тракторного завода" обернулась иском о несостоятельности к корпорации "Уралвагонзавод". "Альфа-банк" решил взыскать вместе с просроченными процентами всю сумму долга, а это без малого 6 млрд руб. и $40 млн. Известный своей любовью к обеспечительным мерам кредитор и здесь не пренебрег возможностью арестовать активы должника. Суд требования финансовой группы удовлетворил, "заморозив" полмиллиарда рублей на счетах у передового предприятия отечественной оборонной промышленности. На "УВЗ" утверждают: просроченная сумма уже перечислена банку, а реструктуризация долга пройдет после получения ЧТЗ госгарантий, согласованных Правительством. "Альфа-банк" был поставлен в курс дела, отмечают в корпорации, но вместо того, чтобы пойти навстречу, кредитор развернул настоящую войну - "вероломно и без предупреждения".
По итогам 2014 года корпорация "Уралвагонзавод" ожидает получить выручку свыше 135 млрд руб. и чистую прибыль в 663 млн руб. Кто бы мог подумать, что встанет вопрос о банкротстве такого финансово успешного предприятия, на долю которого приходится 60% в мировом производстве танков. Признать УВЗ несостоятельным попросил "Альфа-банк" и, стоит признать, эти новости едва не затмили восторженные статьи о передовой разработке заводчан – танке "Армата", презентованном на только что прошедшем параде Победы. К слову, о требованиях "Альфа-банка" стало известно прямо накануне 9 мая.
Злосчастный кредит взял "Челябинский тракторный завод – Уралтрак", входящий в структуру НПК УВЗ. Положение предприятия до последних месяцев было критическим, до мая 2015 г. планировалось сократить больше 5 тыс. сотрудников. Причина - падение спроса на продукцию – тракторы, двигатели, запчасти. После того, как Россия вступила в ВТО, заказы стали получать не отечественные производители, а конкуренты из Китая. К февралю рабочих мест уже лишились больше тысячи сотрудников, оставшихся рабочих перевели на неполную рабочую неделю. Деньги на финансирование антикризисной программы предприятие попросило у государства в виде госгарантий по кредитам на 15 млрд руб. Свет в конце тоннеля забрезжил, когда правительство заявку одобрило, правда, только на треть запрошенной суммы. Между тем на рефинансирование кредитов должна была пойти большая ее часть – более 11 млрд руб.
"Альфа-банку", согласно исковым требованиям, "ЧТЗ" задолжал 6 млрд руб. и $39,7 млн, соответчиком по иску выступает "Уралвагонзавод". Примечательно, что банк требует погасить всю сумму долга, а не только просроченную задолженность в 523 млн. Эти деньги кредитор взыскивает в рамках отдельного иска, подкрепленного требованием принятия обеспечительных мер.
Финансовая организация, подконтрольная "Альфа групп" Михаила Фридмана, набила руку в деле ареста активов по суду, взыскивая долги с авиакомпании "ЮТэйр" и ее дочерних обществ. Тогда представители перевозчика обвиняли кредитора в деструктивном поведении и намеренном срыве работы компании: аресту подлежали не только счета, но и аэропортовое имущество, а также сами воздушные суда.
Справка: Материнской компанией "Альфа-банка" является ABH Financial Ltd., зарегистрированная в офшоре на Кипре. Более 75% акций банка принадлежит "Альфа-Групп" (фактически этим пакетом ненапрямую владеют или контролируют Михаил Фридман (36,47%), Герман Хан (23,27%) и Алексей Кузьмичев (18,12 %)), остальные акции принадлежат физическим лицам, в том числе 13,76% — президенту банка Петру Авену, 4,3 % — Алексу Кнастеру и 4,08 % — Андрею Косогову.
В случае с УВЗ к опечатыванию станков приставы прибегать не стали, необходимые средства нашлись на счетах "Уралвагонзавода" и ЧТЗ. Помимо этого, "Альфа" анонсировала подачу иска о несостоятельности УВЗ из-за задолженности "Уралтрака".
УВЗ считает ситуацию абсурдной хотя бы потому, что просрочка, из-за которой начался весь судебный сыр-бор, уже погашена. Об этом журналистам рассказал заместитель гендиректора УВЗ Алексей Жарич: "Тем не менее банк предъявил сразу всю сумму к погашению, а сейчас пытается банкротить уже всю корпорацию. Банк официально уведомлен, что "ЧТЗ-Уралтрак" ждет решения по господдержке, которая будет направлена, в том числе, на реструктуризацию кредитного портфеля предприятия".
Еще резче высказался гендиректор НПК УВЗ Олег Сиенко. "Это называется вероломным нападением без предупреждения. Я не знаю, как комментировать эту ситуацию, поскольку не могу понять, на кого работают наши оппоненты". Об этом Сиенко заявил в интервью РБК.
"Начнем с того, что это банк нас умолял и хотел с нами работать. Сейчас, видимо, все складывается по-другому. Люди хотят получить досрочно деньги, я не знаю, зачем они им так быстро понадобились. Может, они бежать собрались из страны. Ситуация странная для нас и для всех", - заявил он.
Челябинский тракторный завод был исторически проблемным активом. Заточенный в советские годы под выпуск 70 тыс. тракторов в год, завод прозябал из-за отсутствия спроса на продукцию в таких объемах. Недостаток заказов не позволял провести модернизацию предприятия за счет собственных средств, коммерческие займы могли покрыть только текущие потребности завода. В итоге год от года ЧТЗ получал убыток. В 2013 г. чистый убыток составил 2,5 млрд руб., чистый долг компании – 8,9 млрд руб. Господдержкой промышленников государство озаботилось совсем недавно, когда тема импортозамещения актуализировалась, на этой волне ЧТЗ выделяют госгарантии, часть которых предназначалась "Альфа-банку". Но банкиры почему-то не дотерпели.
"Альфа-банк" настаивает на законности своих требований: по условиям кредитного договора, у банка есть право отозвать кредит в полном объеме при допущении большой по объему или по времени просрочки.
"Учитывая, что заемщик допустил многомесячную просрочку по кредитам, банк воспользовался своим правом досрочного отзыва кредитов. Требования были направлены заемщику и поручителям, но не были исполнены. На сегодняшний день, согласно условиям кредитных соглашений, вся сумма задолженности просрочена", - сообщается в официальном пресс-релизе банка. Более того, добавляется, что любые комментарии о незаконности поданных ими исков могут быть расценены как попытка оказать давление на суд.
Банк подтвердил, что заемщик перечислил 325 млн руб. 29 апреля, но к этой дате, по заверению "Альфы", "Уралтрак" обязан был вернуть всю сумму кредита.
Из-за этого иск о банкротстве может быть подан к владельцу "Уралтрака" – "Уралвагонзаводу".
"Уралвагонзавод" – корпорация, которая отвечает за важнейшее направление производства бронетанковой техники, и ни о каком банкротстве не может идти и речи, считает член экспертного совета при ВПК, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. Банкротство заводу с миллиардными прибылями действительно не светит, но экономические потрясения конца 2014 г. отразились на стабильной работе гражданских цехов. УВЗ, еще в 2014 г. на 20% сокративший план по выпуску вагонов на текущий год, столкнулся с проблемами в гражданском сегменте. Из-за кризиса на рынке вагоностроения и падения спроса на фоне резкого скачка процентных ставок по кредитам, в вынужденные отпуска до конца мая ушли 5 тыс. сотрудников, которые работают на линиях, выпускающих гражданскую продукцию. Новые вагоны УВЗ покупает сам у себя – поставки ведутся кэптивной компании УВЗ. Рынок сбыта ограничивают и европейские санкции, под которыми находится корпорация. Что же касается бюджетного финансирования гособоронзаказа, то его рентабельность, по оценкам Алексея Жарича, составляет 5-7%, при ставках по кредитам в 20%.
"Почему-то всегда считается, что "Уралвагонзаводу" много помогают. УВЗ находится под санкциями Евросоюза, США и других стран. Не так много предприятий находится под санкциями. Мы находимся в других конкурентных условиях, чем наши конкуренты в мире. С момента введения этих санкций "Уралвагонзавод" не получал никакой государственной поддержки. Что касается нынешней ситуации, ЧТЗ как юридическое лицо запросило госгарантии для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации", - комментировал Жарич.
Вместе с тем от государства УВЗ получает поддержку в виде госгарантий по кредитам. В апреле Олег Сиенко заявил, что корпорации в 2015 г. потребуется 60 млрд руб. госгарантий и докапитализация на 30 млрд руб. Есть ли у ЧТЗ возможность погасить долг перед "Альфа-банком" без получения госгарантии и планирует ли состоятельный "Уралвагонзавод" помогать своей "дочке" финансово, заместитель гендиректора корпорации Алексей Жарич пока пояснять не стал. В разговоре с корреспондентом Накануне.RU он лишь отметил, что спор с "Альфа-банком" будет решаться в судебном порядке. При этом, как говорилось ранее, НПК будет оспаривать иск об аресте денежных средств.
"Мощное финансовое положение корпорации – вещь очевидная. Какие-то вопросы, связанные с кредитными делами, непоказательны, о реальном банкротстве не может идти и речи. Я думаю, что это информационная атака, но вбросы не могут поколебать прочные позиции УВЗ в оборонном секторе России. Говорить о банкротстве компании глупо, потому что, с одной стороны, этого никогда не допустит государство, с другой – экономическое положение УВЗ достаточно прочное. Это не более, чем война в информационном поле", – поделился своим мнением с Накануне.RU Игорь Коротченко.
Депутат Госдумы, член комитета по обороне Вячеслав Тетекин намерен направить депутатский запрос по ситуации с арестом средств корпорации. По его мнению, через спекулятивный банковский сектор проводится атака на всю оборонную отрасль, так как именно с конвейеров УВЗ сходят основные для российской армии танки Т-90, а теперь и самые современные в мире бронированные машины "Армата".
"Я считаю, что нужно разобраться, с какой стати по нашей "оборонке" наносится такой удар, и в чьих интересах это делается. "Альфа-групп" владеет господин Фридман, мы давно ставим вопрос о законности приобретения им в собственность "нефтянки", которая неожиданно оказалась в распоряжении господина Фридмана и была продана за миллиарды "Роснефти" (Фридман был одним из акционеров ТНК-BP, у компании "Альфа-групп" 25% выкупила "Роснефть", - прим. Накануне.RU). Он сейчас покушается на УВЗ? Я делаю соответствующий запрос, нужно прекратить эту вакханалию", – рассказал депутат Накануне.RU.
Кто бы ни стоял за информационной войной, он лишь умело воспользовался патовой ситуацией, в которую поставили реальный сектор российские правительственные чиновники. До закредитованного челябинского завода, руководство которого готово закрыть цеха и разогнать сотрудников, согласованные госгарантии так и не могут дойти – о каком ускоренном импортозамещении может идти речь? Зато банкам в рамках "антикризисного плана" решили выдать почти 1 трлн руб., и на самом верху была признана адекватность этой меры.
"Банкам на поддержку выделен из ФНБ 1 трлн руб., а на поддержку обрабатывающей промышленности выделено только 50 млрд руб. Непонятно, что является основой экономики – финансово-спекулятивный сектор или реальное производство?" - возмущается Вячеслав Тетекин.
Есть ли политическая составляющая в скандале, который инициировали банкиры против производителей танков, видимо, можно будет понять лишь по мере развития событий. Но сам по себе факт - такого публичного "наезда" как в информационной, так и в юридической проскости - да еще в столь трепетное для страны время - победные дни - действительно не может не удивлять.