Аналитика


Новый удар: "символ Сталинграда" продают за долги
Экономика | Курганская область | Южный ФО | Уральский ФО | В России

 После финансового скандала, когда "Альфа-банк" пригрозил банкротством госкорпорации "Уралвагонзавод" из-за долгов, еще у одного производителя новейшей бронетехники возникли проблемы. На этот раз речь идет о концерне "Тракторные заводы", который за долги распродает площадку легендарного тракторного завода девелоперам. Президент и основной акционер Михаил Болотин пообещал перенести производственные мощности на другую площадку - в Курган, но эксперты, опрошенные Накануне.RU, выражают большие сомнения на этот счет.

На параде Победы 9 мая российские промышленники продемонстрировали целый ряд новейшей военной техники. Наиболее ожидаемой премьерой стала презентация танка и БМП на новой платформе "Армата", разработанных УВЗ. На этом фоне в настоящий скандал вылились многомиллиардные претензии "Альфа-банка" и арест имущества "ЧТЗ-Уралтрак", входящего в структуру УВЗ. Ситуацию удалось урегулировать, однако даже полпред президента в УрФО Игорь Холманских назвал действия банкиров "несвоевременными", а гендиректор УВЗ Олег Сиенко и вовсе - "вероломными".

В то же время практически незамеченным осталось интервью президента "Тракторных заводов" Михаила Болотина, в котором он говорит о продаже площадки "Волгоградской машиностроительной компании Волгоградского тракторного завода" за 4 млрд руб. девелоперам за долги. Отметим, что помимо собственно тракторов, "Тракторные заводы" производят бронетехнику, в том числе, впервые презентованные широкой публике на том же параде БМД-4М, БТР-МДМ "Ракушка" и универсальную бронеплатформу "Курганец-25". На днях главком ВДВ Владимир Шаманов заявил, что в ближайшие три года в войска поступит 250 БМД-4М и "Ракушек". "Ракушки" производят именно на мощностях "Волгоградской машиностроительной компании ВгТЗ".

При всем при этом, концерн испытывает серьезные финансовые трудности. Суммарная долговая нагрузка достигла 60 млрд руб. Однако, в последнее время наметился сдвиг с мертвой точки, о чем и рассказал в интервью "Коммерсанту" Болотин. По его словам, концерн и ВЭБ договорились о такой схеме: ВЭБ выдает краткосрочный кредит на 20 млрд руб., чтобы концерн смог расплатиться с остальными кредиторами, а потом в результате ряда финансовых мероприятий долг перед ВЭБом сократится до 30 млрд руб., но их тоже нужно гасить. В счет погашения части этой задолженности "Тракторные заводы" продают две промышленные площадки под жилую застройку.

"Мы давно выставили на продажу две площадки, по сути, их мы отдаем за долги ВЭБу. Это Красноярский комбайновый завод и Волгоградская машиностроительная компания (ВМК), их оценочная стоимость – 6 млрд и 4 млрд руб. соответственно. Речь не идет о живых деньгах, то есть мы на 10 млрд руб. поменяем активы на долги. Как это будет технически осуществлено – через деньги или через векселя, нам все равно. По Красноярску есть крупная местная строительная компания, которая заинтересована в девелоперском проекте на месте завода, но документы пока не подписаны. То есть завода уже фактически нет, остались только пустые корпуса. Производственные мощности мы полтора года назад вывезли в Чебоксары и организовали там производство комбайнов полного цикла. Оформили под это новое юридическое лицо – Волжский комбайновый завод, который уже активно работает. В Волгограде проект похожий, место для строительства очень хорошее, но там производственные мощности еще не перемещены. На реализацию потребуется примерно два года. Пока ведем переговоры с рядом девелоперских компаний", – рассказал Болотин.

Волгоградский тракторный завод, проходная|Фото:maria-online.com

Болотин отмечает и то, что "такой выгодный результат" был достигнут только после личного вмешательства высшего руководства страны.

"Ситуация, безусловно, разрешилась благодаря пониманию всей ее значимости высшим руководством страны – президентом и премьером, которые принимали личное участие в реализации проекта по реструктуризации. Без вмешательства, личной директивы президента, принятие решения тянулось в вялотекущей фазе", – подчеркнул бизнесмен.

В то же время он рассказал и о том, что спецдивизион концерна получил огромные контракты по линии гособоронзаказа, которые будут генерировать серьезную прибыль.

"Военный дивизион сейчас наиболее перспективен. Если мы говорим об увеличении численности персонала, то речь идет в первую очередь о спецдивизионе, в который входят "Курганмашзавод", Липецкий завод гусеничных тягачей и ВМК ВгТЗ; площадки обеспечены заказами до 2024 года по государственной программе вооружений. Скажу, что суммы чудовищно большие, поэтому нам грех жаловаться на отсутствие военных заказов и господдержки. По экспортному портфелю "Курганмашзавода" есть заказы на три года вперед на традиционные ключевые рынки: Азербайджан, Кувейт, Индонезия", – рассказал президент концерна.

БМП-3 Курганмашзавод|Фото:накануне.ру

Более подробно о "переезде" промпроизводства с волгоградской площадки Болотин не рассказал, однако в местной прессе бывший председатель совета директоров ВгТЗ, экс-губернатор Владимир Кабанов упомянул в качестве "пункта назначения" Курган. Это решение выглядит достаточно логичным – сконцентрировать на одной площадке выпуск всей бронетехники – БМД-4М и БМП предыдущих поколений, которые традиционно изготавливались на КМЗ, а также БТР "Ракушка", БМД предыдущих серий, самоходную противотанковую пушку "Спрут" и некоторую другую технику – это превратило бы КМЗ в один из крупнейших военных заводов, занимающихся бронетехникой.

Косвенно вариант переноса мощностей подтвердил Накануне.RU депутат курганской облдумы Владимир Кислицын. Он отметил, что разговоры об этом уже некоторое время идут, но конкретику практически никто не знает.

Эксперты предполагают, что если и удастся сохранить производство военной техники, то о производстве собственно тракторов, которые делались в Волгограде, придется забыть.

"Я думаю, что это из области политического пиара – заявление о перевыпуске на новом месте. Строительство БМП и сельхозтракторов – разное производство, разные материалы, разные требования. КМЗ никогда не занимался производством сельхозтехники, а перенести производство бронетехники на эту площадку – это, в принципе, вполне реально. БМП и трактор – разные "животные". Технологии, на первый взгляд, похожи, а на самом деле, другие компетенции, другие требования к коробкам передач, к материалам, к весам – совсем другие научные подходы. На производство БМП "подселить" производство тракторов – такого не бывает, не верю в это", – прокомментировал Накануне.RU президент ассоциации Росагромаш Константин Бабкин.

курганмашзавод кмз цех готовой продукции бмп бмд|Фото: Накануне.ru

Создать же на другой площадке конкурентоспособный тракторный завод – фактически нереально.

"Сейчас достаточно сложно сохранить то машиностроительное производство, которое существует в России, а создавать новое на новом месте – это из области нереального, с учетом постоянного повышения налогов, запредельных ставок по кредитам. Глядя на эти меры правительства, кажется, что сейчас реальный бизнес не будет вкладываться в создание новых производств, во всяком случае, в области сельхозмашиностроения. Волгоградский тракторный завод уже давно терял долю рынка, терял загрузку, сейчас его на рынке вообще не видно, как такового. Это не новость, что его закрывают окончательно, и застраивать начинают – это, собственно, давно было известно. Будет ли работать завод на новом месте – я в это не верю", – отметил Бабкин.

"Тракторный завод давно перестал быть гигантом, который был главным работодателем города. Мой отец работал на нем, я помню, как тысячи людей шли с работы вечером, там работали десятки тысяч людей. Он не является уже флагманом промышленности, его планомерно уничтожали, убивали. В конце концов, его добили. Это даже не экономический удар, это больше психологический удар, убивающий город в целом – люди понимают, что у города перспектив нет вообще никаких. Город воинской славы, город-герой не смог сохранить того, что сделали предки", – рассказал Накануне.RU депутат Госдумы от Волгоградской области, член ЦК КПРФ Николай Паршин.

Лидер регионального обкома КПРФ подчеркивает, что Сталинградский тракторный завод был символом СССР, символом города и символом Сталинградской битвы, одного из ключевых сражений Великой Отечественной войны, при этом.даже гитлеровской армии не удалось остановить завод.

"Я могу сказать одно слово: то, что происходит, это преступление по историческим меркам. Сталинградский тракторный завод не смогли остановить даже немцы в 1942-43 годах – до последнего из ворот завода выходили танки, его смогли отстоять. И то, что сегодня делается – это преступление перед страной, перед потомками", – уверен депутат.

Паршин убежден, что легендарный завод можно было спасти – до последнего момента было немало предложений от иностранных инвесторов, в том числе, китайских, однако руководители завода все предложения отмели.

"Обращались. И получили жесткий отказ. Надо развивать свою промышленность, а не за руку вводить западные буржуазные компании на собственный рынок. Кроме того, зачем отдавать свою площадь за символические деньги? Это не те суммы, которые нас спасли бы. Стоимость производственных активов, если считать по инвестиционным деньгам, – запредельные миллиарды. А сдавать квадратные метры за копейки в месяц — унизительно", – обозначил свою позицию Михаил Болотин.

"Этот завод – символ Волгограда, символ СССР, символ Сталинградской битвы – это рабочие тракторного завода остановили немцев, прорвавшихся к Волге. Там стоит огромный мемориал, похоронены эти люди, а то, что сейчас не могут остановить современных варваров – это большой вопрос для представителей нашей исполнительной власти, которые постоянно говорят, что "мы все сделаем, чтобы спасти", но это в очередной раз оказались пустые слова", – говорит Николай Паршин.

волгоградский тракторный завод, т-34, проходная|Фото:maria-online.com

Сталинградский тракторный завод строился в числе первых объектов индустриализации СССР – его возведение началось летом 1926 года. Это был фактически первый тракторный завод в СССР, его проектирование осуществляли американские инженеры и архитекторы, строившие завод Форда и штаб-квартиру "General motors" в Детройте. Уже в июне 1930 года с конвейера завода сошел первый трактор, в 1932 он производил уже 144 трактора в сутки. В этом же году на СТЗ начата разработка танка Т-26, а в 1940 - знаменитой "тридцатьчетверки", которые предприятие выпускало и ремонтировало даже во время битвы за Сталинград.

Паршин напомнил, что ВМК ВгТЗ – далеко не первый уничтоженный завод в Волгограде за последний год.

"Первой жертвой стал институт Тракторопроект, который был одним из лучших мировых институтов по проектированию тракторов. Многие его бывшие сотрудники работают в Белоруссии, многие за границей нашли работу, в том числе и в таких компаниях как "Катерпиллар". На мой взгляд, это следствие того, что у нас нет как таковой государственной промышленной политики. Ведь тракторный завод – это не первый завод, который мы теряем в Волгограде. Сначала был алюминиевый завод, "Химпром", сейчас тракторный завод. Следующий, как я понимаю – "Красный октябрь" и "Баррикады", – предполагает политик.

При этом он добавил, что готовит депутатский запрос с тем, чтобы узнать истинное состояние предприятия и проверить информацию о том, что "завод планомерно вырезается на металлолом, металл выходит через ростовский порт, и этот поток металлолома идет за границу".

Есть, впрочем, и еще одна точка зрения. Кремль в прошлом месяце отказался вмешиваться в конфликт УВЗ и "Альфы", вряд ли он будет активно вмешиваться и в то, что происходит в этой бизнес-структуре – в отличие от полностью государственной корпорации УВЗ – "Тракторные заводы" – частный бизнес. И в случае, если по тем или иным причинам, концерн не справится с гособоронзаказом, за выполнение которого жестко спрашивает государство, у его собственников возникнет немало новых проблем.

Ракушка, БТР|Фото:

"Это частный бизнес, они своими силами решают, как им поступить. Если эта ситуация скажется на гособоронзаказе, значит, компания будет отлучена от гособоронзаказа. Все сейчас там делается очень четко. Риски конкретного собственника он должен просчитывать сам. Мы не должны за собственниками что-то подчищать. Есть сроки, есть заказ, не выполнит – будет отлучен и штраф крупный получит", – прокомментировал ситуацию Накануне.RU главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.



Сергей Табаринцев-Романов