Судебные приставы в странах ЕС начали исполнять решение Третейского суда в Гааге по искам бывших акционеров ЮКОСа. Причем, делают они это с несвойственной для бюрократов скоростью. Одновременно с ревизией российского имущества за рубежом, начались его реальные аресты: Бельгия "заморозила" счета МИД РФ и представительств, следом арест на счета ВТБ наложили французы. Но только ли об исполнении решений суда идет речь? Аресты совпали с началом Петербургского экономического форума, к нему же ЕС приурочил обновление списка санкций против России.
Уведомления об аресте счетов Бельгия разослала по требованию Yukos International Limited, от имени которой оффшорными владельцами "Менатепа" (GML) в гаагский суд был подан иск к России. Компания с 2005 г. требовала выплаты порядка $50 млрд в адрес акционеров, добилась она своего в 2014 г., как раз в тот момент, когда Европа в союзничестве с США любыми способами пытались наказать непослушную Россию. "Самый справедливый суд в мире", присудил акционерам ЮКОСа компенсацию за уклонение от налогов – этот факт признали даже в Гааге. Разумеется, Россия отказалась исполнять решение, как и второе, вынесенное Европейским судом по правам человека (исковые требования на этот раз составили чуть меньше 2 млрд евро). Сейчас друзья Ходорковского через суды, опять же, европейские, добиваются выплат компенсаций.
Бельгийская история началась с требований приставов предоставить списки имущества, находящиеся в собственности российских компаний. Список определила GML, рассказал директор компании Тим Осборн. Известно, что в нем оказались счета российских диппредставительств, которые тоже защищены иммунитетом. По сообщению МИДа, под арест попали средства посольства России в Бельгии, постоянных представительств России при ЕС и НАТО в Брюсселе, а также ряда других российских организаций в Бельгии. На эту тему московские дипломаты провели разъяснительную беседу с послом королевства в РФ Ван Мувеном. Свою позицию россияне попытались донести как можно яснее, чтобы даже бельгийцу было понятно:
"Послу Бельгии было сказано, что российская сторона рассматривает такие действия компетентных органов королевства Бельгия как откровенно недружественный акт, грубое нарушение общепризнанных норм международного права и требует в этой связи от бельгийской стороны принятия незамедлительных мер по восстановлению нарушенных в Бельгии суверенных прав Российской Федерации и обеспечению нормального функционирования российских учреждений и юридических лиц. В противном случае российская сторона будет вынуждена рассмотреть вопрос о принятии адекватных ответных мер в отношении находящегося в РФ имущества королевства Бельгия, в том числе имущества Посольства Бельгии в Москве, а также его юридических лиц".
Угрозы имеют под собой юридическое обоснование – принцип взаимности позволяет наложить арест и на бельгийские счета, отмечают юристы. Напомним, что такая мера в качестве ответной на неправомочные решения иностранных судов обсуждалась в ходе подготовки "закона Ротенберга". Однако в финальной редакции ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" был сделан акцент на восполнение потерь физических и юридических лиц за счет бюджета.
Счета дипмиссий были арестованы и во Франции, рассказал глава ВТБ Андрей Костин, но наутро их разморозили, а вот счета российских компаний остаются под арестом, по словам Костина, этой проблемой занимаются юристы. По словам главы "Юридического центра адвоката Олега Сухова" Олега Сухова, принудительное взыскание может быть обращено в том числе на имущество иностранного государства на территории страны-исполнения, используемое для коммерческой деятельности, на которой основан иск, а также на активы, изъятые в нарушение международного права или обменянные на такое имущество.
"Из рассмотренного арбитражного решения следует, что, по мнению суда, Россия изъяла у акционеров-истцов их имущество в нарушение норм международного права. Таким образом, теоретически возможно обращение взыскания по этому решению на имущество лиц, которым досталось бывшее имущество "ЮКОСа". То есть, невозможно полностью исключить обращение принудительного взыскания на имущество "НК "Роснефть", которой досталось имущество, ранее изъятое Россией у акционеров "ЮКОСа", - рассказал Накануне.RU юрист.
Впрочем, как показывает практика, арестовать можно любое имущество и счета, но взыскание реальных денег может занимать десятилетия. С 1993 г. по конец 2008 г. шли суды швейцарской компании Noga с Россией. Она обвинила страну в неисполнении условий договора поставок товара в обмен на нефтепродукты. Международные суды тогда выносили постановления об аресте имущества России по всему миру: "замораживались" счета в банках Швейцарии и Франции, таможенники арестовали картины французских художников из ГМИИ им. Пушкина, вывезенные из России на выставку во Францию самолеты "МиГ" и "Сухой" тоже не могли вернуться на родину, жертвой стал даже российский парусник. Но арест каждый раз оспаривался, а в итоге требования Noga федеральный суд Швейцарии признал необоснованными.
Полагаться на то, что на имущество России за рубежом не будет обращено взыскание, ни в коем случае нельзя, говорит Сухов и напоминает, что иностранные суды уже выносили приговоры не в пользу России, противоречащие даже международным нормам.
"За пределами России принудительное взыскание может быть обращено на имущество России, которое не участвует в осуществлении государственных функций. По общему правилу, имущество России (например, дипломатических представительств за рубежом) защищено государственным иммунитетом. Это правило является обычной нормой международного права. Аналогичные нормы закреплены в Европейской конвенции об иммунитете государств и в Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. Однако эти нормы уже дважды не спасли Россию: в деле по принудительному исполнению арбитражного решения, вынесенного в пользу Франца Зедельмайера, и в деле по принудительному исполнению решений государственных судов США по иску хасидской общины США к России", - говорит он.
По иску шведа, который просил компенсировать убытки, якобы понесенные им от попытки организации бизнеса в Санкт-Петербурге в 90-х годах, суд арестовал и разрешил продать дипломатическую недвижимость – торговое представительство РФ в Швеции. Хасидская община Хаббад Любавич, добиваясь возврата "библиотеки Шнеерсона", поставила Россию на счетчик: суд США обязал страну выплачивать по $50 тыс. ежедневно, пока священные писания не будут возвращены евреям.
Глава Минюста РФ Александр Коновалов заявил, что действия бельгийских властей тоже похожи на грубое нарушение международного права.
"Это говорит о грубом нарушении международного права. Ряд активов арестован: это счета посольства Российской Федерации, постпредства при Европейском Союзе", – прокомментировал Коновалов.
"Покушение" на имущество РФ говорит не столько о намерении стран выполнить решение суда, сколько о целенаправленной политической акции, новом давлении на Россию и Российскую элиту. По мнению политолога, профессора Сергея Черняховского, нам вручили "черную метку".
"Арестом имущества нам сказали, что не дадут жить спокойно и давление на страну будет только усиливаться. Есть впечатление, что российская элита сейчас прячет голову в песок, делает вид, что все обойдется и не готова к серьезному противостоянию. Россию упрекают в возрождении империализма, так вот власти ведут себя недостаточно империалистически. После таких наглых выходок по отношению в державе, те, кто их себе позволил, должны отплатить сторицей. Получить такие удары, чтобы они долго приходили в себя. В ответ должны быть арестованы счета французских и бельгийских предприятий. Это вызовет новые ответные решения с той стороны, но мы должны нанести максимальный вред неприятелю. Потому что идет война. И нельзя ожидать, что в военных условиях ЕС будет вести себя по-джентельменски, выполнять свои "довоенные" обязательства. Это все равно, что ждать от гитлеровской Германии продолжения поставок военной техники после 22 июня. Мы такие вещи себе позволяем, и думаем, что хамы европейские будут вести себя столь же деликатно", - поделился своим мнением с Накануне.RU Сергей Черняховский.
МИД готов пойти на взаимные меры. Для той же Бельгии это может стоит 15 млрд евро – таков товарооборот между странами за 2013г. В России работает порядка 250 бельгийских компаний.
Формально европейские суды следовали ранее установленному графику. После того, как Россия не предоставила график погашения несуществующего долга перед ЮКОСом до 15 июня, начались принудительные меры взыскания. Но ЕС дополнил повестку сливом информации о новых санкциях против России.
Видимо, желая еще больше напугать. Третий фактор, который говорит о политической подоплеке конфликта – синхронизация работы приставов с началом Петербургского экономического форума. Это отметил даже противник "теорий заговора" глава российского МИДа Сергей Лавров:
"Я не сторонник теорий заговора, но даже если это случайное совпадение, это работает против тех, кто хочет нормально, без каких-либо искусственных препятствий работать в Российской Федерации. Так что вольно или невольно они помогают тем, кто хотел бы такое сотрудничество всячески затруднить".
Те, кому Бельгия и Франция помогают, необычайно рады и этого не скрывают. Экс-глава ЮКОСа, уголовник Михаил Ходорковский с раннего утра пишет победные посты в соцсетях. Он говорит, что не является приобретателем выгоды в этом процессе (разве друзья не поделятся?), но "как российский гражданин" искренне радуется происходящему:
"Я уверен, что происходящее очень хорошо для России, и что выгоду от этого решения приобретут не только мои друзья, которые направят средства на развитие гуманитарных проектов, как делали это раньше, но и каждый гражданин страны. И я в том числе".
Здесь уместно вспомнить, что деньги на условную выплату $50 млрд должны быть изъяты из бюджета, это 3 трлн руб. По нашим расчетам уже по докризисному курсу рубля, эта сумма была равна половине планируемого дефицита региональных бюджетов в 2014 г., полностью покрывала субнациональный долг (1,7 трлн руб.) и на 75% обеспечивала финансирование "майских указов". И этому "российский гражданин", проживающий в Швейцарии, очень рад.
Еще один гражданин России, осевший в Лондоне, выходец из ЮКОСа Дмитрий Голобов, тоже злорадствует. "После известия об аресте российских активов в Бельгии, Франции и Австрии, европейские бизнесмены на Петербургском экономическом форуме стали осторожно пересаживаться поближе к выходу", - шутит бывший начальник правового департамента на своей странице в соцсети. Но в официальных комментариях сам же он говорит, что надежды добиться какой-либо компенсации от России у акционеров практически нет. По его словам, по итогам "описи" имущества России за границей, частные компании заявят, что имущества РФ не имеют, остальные предоставят иммунитет.
"Если что-то останется (подозреваю, что очень мало), то эти активы, не покрытые иммунитетом, и будут арестованы, а впоследствии, возможно, и проданы. Но все это произойдет очень нескоро. О аресте активов "Роснефти", "Газпрома" и российских госбанков речь вообще пока не идет", - сказал он журналистам.
Возрожденное "дело ЮКОСа" - не частное право, как его хотят представить истцы и европейские суды. Здесь политика шествует над экономикой. И даже несмотря на то, что скорее всего, после юридической апелляции об "иммунитете" государственным представительствам имущество будет возвращено, можно констатировать, что вариативность санкций в отношении РФ только растет, рассказал Накануне.RU политический аналитик НИУ Высшая школа экономики Антон Закутин:
"Никто не пошел бы на столь негативные шаги в отношении государства-партнера во время мирного существования и интеграции экономик России и ЕС. Если вопрос не будет урегулирован в ближайшее время, Россия будет вынуждена принимать ответные шаги, это уже было анонсировано рядом высокопоставленных лиц, что подчеркивает неизбежность эскалации экономического конфликта между Россией и Западом. Международная обстановка, пожалуй, на небольшое время должна стать "международной остановкой", только тогда можно будет разглядеть горизонт консенсуса между противостоящими государствами. На данный момент, несмотря на минские встречи, все идет к тому, что риторика холодной войны надолго войдет в информационную повестку ведущих государств. Все может кончиться недружелюбным миром разумной выгоды и прохладой в отношениях, но пока что процессы предрекают нам дестабилизацию в международном поле, новые очаги гибридных войн и следующий виток информационного противоборства".