Россия по уши в долгах - главный тренд нынешней европейской политики, причем должна всем: вывести свои войска с Донбасса, которых там в природе не существует, остановить милитаризацию (для сравнения – военный бюджет "агрессора и оккупанта" в десять раз меньше аналогичного показателя США, а если посчитать и другие "мирные" программы заокеанского голубя, то набирается около 1 трлн – гигантская сумма, почти равная военным затратам всех остальных стран, вместе взятых), обеспечить права человека (знаем мы, как уважаются эти права в самих Соединенных Штатах, где убивают, в том числе и полицейские, ни в чем не повинных людей пачками, а стихийные протесты жесточайшим образом подавляются). Не отстают от главного мирового бандита и страны Балтии, но если у Запада претензии, прежде всего, морального плана, то прибалты, люди конкретные, оценили свои иски в кругленькую цифру. Почти сразу после восстановления независимости парламенты едва ли не одновременно (и это наводит на подозрение, что их действиями руководил опытный кукловод) приняли законы об оккупации и компенсации за нанесенный ущерб и неполученную выгоду. Поначалу в Литве, например, говорили о 40 млрд зеленых, потом долг вырос в два с половиной раза, а теперь на слуху - 300 млрд.
Почему растут цифры? "Да потому, что поначалу к этой проблеме подошли легкомысленно, когда же за дело взялась специальная комиссия, которая посчитала каждую вытоптанную солдатскими сапогами оккупантов травинку, сколько людей покинуло страну и сколько было депортировано в Сибирь, то получается, что Советы остановили развитие страны, ведь Финляндия, с которой Литва до войны находилась на одном уровне, сейчас является образцом для Европы", - доказывал министр иностранных дел в правительстве консерваторов Аудронюс Ажубалис (кстати, Финляндия была в числе тех стран, которые вместе с Гитлером объявили войну СССР). Ну, возразит эрудированный читатель, что вы хотите, не зря этот кабинет заслужил почетное звание "антинародного", поскольку жизненный уровень простого народа упал на четверть. Да, но наследовавшие власть социал-демократы, во все корки кроющие тогда действия правящей коалиции, не только не намерены ничего менять в этой позиции, но и сами в свое время выступили инициаторами долгового процесса. Латвия свои "потери" оценивает примерно в 100 млрд долларов, Эстония также рассчитывает получить кругленькую сумму в твердой валюте.
Позиция "должника" известна, но непонятна. Россия предлагает вынести этот вопрос на суд историков, но сама активных ответных шагов не предпринимает. На днях несколько депутатов Госдумы попросили Генпрокуратуру РФ проверить законность выхода республик Прибалтики из СССР. И все в голос говорят, что выход был незаконным, произошел он с нарушением множества норм. И казалось бы, как тут не потребовать компенсацию от прибалтов? В этом случае должниками окажутся как раз они, так как Советский Союз вложил многие миллиарды в восстановление разрушенных войной городов, едва ли не с нуля поднял промышленность, заложил основы высшего и среднего образования. Ан нет - Россия - "щедрая душа" - выписывать квитанции по убыткам не хочет, официальные российские лица заявили, что все это дела минувших дней, и никто официально оспаривать "сепаратизм" балтийских сестер не собирается, хотя и могли бы. А зря.
Как говорится, "к гадалке не ходи" - истинных европейцев такой вариант бы не устроил, поскольку они чувствуют риск проиграть, комиссии экспертов, приступившие к изучению фактов, вскоре прекратили свои заседания, а видного историка, академика Валерия Тишкова, прибывшего в Таллин, самым грубейшим образом просто депортировали из страны.
Показательно, что в вопросе компенсаций в странах Балтии почти полный, выражаясь языком единственного президента СССР, консенсус. Впрочем, удивительного тут мало, кто же не хотел бы поживиться на халяву, находя отмазку в том, что у России денег куры не клюют - мол, не убудет. Ведь что такое 300 млрд зелени? – это бюджет Литвы на 30 лет, то есть можно бы решить не только проблемную социалку, прикупить сотню - другую американских "Абрамсов" (местные военачальники очень комплексуют по поводу их полного отсутствия), но и приобрести в собственность пару-тройку выставленных на продажу греческих островов, о чем мечтал Артурас Зуокас, сдавший пару месяцев назад полномочия столичного градоначальника. Масс-медиа, политики в последний год особенно вдохновенно точат языки, точнее, зарабатывают политический капитал на этой горячей теме, причем рубят правду-матку: сейчас самый удобный момент давить на сибирского медведя, ослабленного санкциями и низкой ценой углеводородов.
Но справедливости ради следует заметить, что по реализации этой долгоиграющей задачи мнения существенно расходятся: ястребы за подключение союзников по агрессивному альянсу и прежде всего дяди Сэма, другие за диалог и даже компромисс. Вот цитата из недавнего интервью историка, профессора Вильнюсского университета Альфредаса Бумбляускаса: "Мы смотрим на историю Великого княжества Литовского (официальный титул дополняется словами... "Русского, Жямойтского и прочих земель - Накануне.RU) одним глазом, и тот в слезах. Второй глаз мы не открываем и не понимаем, что древняя Литва очень разная, пестрая, там много народов, конфессий. Возможно, литовцы являются основателями этого государства, но далеко не единственными. А мы, даже академики, представляем себе, что государство от моря до моря было с такой же однородной культурой, как первый президент Антанас Сметона и просветитель Йонас Басанавичюс. Это ошибка, с которой белорусы и украинцы никогда не согласятся".
Не правда ли, это вносит новые краски в картину "оккупации", с воодушевлением рисуемую местными ястребами (многие из которых - потомки вставших на службу Третьему рейху - то есть реальных оккупантов)? В целом отдавая дань смелости ученого, осмелившегося бросить камень в национальное болото, следует уточнить: не согласны с такой трактовкой и русские, поскольку они - смоленцы, куряне, воронежцы и прочие насельники бывшей Киевской Руси – составляли едва ли не большую часть средневекового княжества.
Этот пример свидетельствует о том, что элиты не так монолитны, как это может показаться, что и тут идет борьба мнений, что еще не перевелись в Прибалтике честные – в местном понимании – люди и политики. Нашим читателям хорошо известен мэр Вентспилса Айвар Лембергс, как и его яркое предупреждение о том, что размещение американских коммандос с мощнейшей бронетехникой превращает Латвию в цель для ответного удара, что вопросы безопасности лучше решать за столом путем переговоров.
Отрицательно оценивает политику последних лет и экс-глава внешнеполитического ведомства Латвии Янис Юрканс, которого глубоко оскорбляет угнетенное положение страны в НАТО и Евросоюзе: от нас ничего не зависит, мы ничего не решаем, хотя формально в этих организациях действует правило консенсуса. Еще более решительно настроен член литовского Сейма, профессор столичного университета Повилас Гилис: "В нашей стране имитация демократии, на президентских выборах, например, поле было специально зачищено, выставлен один железный кандидат, другие ему подыгрывали... А антироссийская вакханалия? Всякая истерия свидетельствует о потере разума, эти реакции в перспективе не приведут к результату, отвечающему национальным интересам..."
Профессор знает, что говорит, около двух десятков лет назад он, будучи главным дипломатом, достаточно постиг политическую кухню, чтобы разобраться, что такое хорошо и что...ну, дальше вы знаете. Неожиданный пируэт делает депутат Европарламента от Эстонии Индрек Таранд: "Хорошо, что в Белом доме не читают наши политкоменты. Самое сильное впечатление от недавнего визита Барака Обамы в Таллин, выложенное в сеть: не выношу этих чертовых ниггеров! Не думаю, что это обрадовало бы американского президента". А ведь элита встречала главного афроамериканца как освободителя, как гаранта свободы и независимости, поддерживающего, кстати, соображения балтийских сестер по поводу "аннексии" Прибалтики и, соответственно, компенсации.
В свете этих страстей понятней выглядит превращение восточного побережья Балтики в огромную военную базу НАТО, а по сути в плацдарм для наступление на Россию. Уже сейчас тут готовятся разместить сотни танков и бронетранспортеров, десятки стволов дальнобойной артиллерии, обустраиваются лагери для размещения тысяч солдат сил быстрого реагирования, число которых решено довести до 40 тыс. Понятно, что это все для войны, если она, не дай Бог, случится. Но не только, шибко демократичные, но на всю жизнь обиженные местные кормчие и политики уверены, что чем громче лязг танковых траков, больше штыков на российской границе, тем весомее их аргументы в денежном споре с великой державой на Востоке, тем скорее им удастся разуть и раздеть векового обидчика.
А что же Россия? Спустя год открытых "наездов" и откровенных сравнений России с "террористическим государством", а Путина - с Гитлером, запретила прибалтийские шпроты. Вот уж действительно - "щедрая душа".