Аналитика


Что дозволено Минздраву, не дозволено губернаторам: сколько тратит госбюджет на СМИ
Общество | В России

Правительство задумывается о сокращении расходов бюджета, в том числе социальных, но вместе с тем Госдума молниеносно одобряет увеличение содержания федеральных СМИ: на последнем заседании депутаты добавили еще 7 млрд руб. ВГТРК и 1 каналу. Законодатели с лихвой компенсировали те 10%, которые были сокращены в подобных тратах в январе 2015 г. На этом фоне региональные медиа попали под перекрестный огонь оппозиционных депутатов и ОНФ из-за "трат на СМИ".  Депутаты и общественники почему-то уверены, что именно областные журналисты проедают дыры в бюджете. Но забывают про расходы на федеральные СМИ, аппетиты которых несоизмеримо больше.

Даже изучив бюджетную роспись, определить, сколько в действительности средств получают федеральные СМИ, проблематично: не все субсидии адресные. Часть денег госпрограмм распределяется по линии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, бюджет которого после апрельских поправок в 2015 г. составляет 65,1 млрд руб. Однако денег в программе "Информационное общество", из средств которой тоже финансируются СМИ (например, в 2014 г. по ней оплачивались материалы о подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 г.), куда больше – 115,2 млрд. В 2015 г. она "потолстела" еще на 1,7 млрд руб., деньги направили ТАСС. Как говорилось в пояснительной записке, субсидия нужна была "на финансовое обеспечение расходов по организации мероприятий по освещению государственной политики и общественной жизни в РФ". После корректировок бюджет ТАСС увеличился до 2,6 млрд руб.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вместе с ТАСС больше 5 млрд руб. получила некоммерческая организация "ТВ Новости" – телеканал Russia Today, годовой бюджет которого вырос почти до 21 млрд руб.

Адресных субсидий Первому каналу в бюджете нет. Телеканал вместе с НТВ, "Петербургом", "Каруселью" и ТВ Центром разделит 14,5 млрд руб. субсидий на вещание в населенных пунктах с населением менее 100 тыс. человек. В росписи фигурируют еще несколько  СМИ: ФГУП "Россия сегодня" (РИА Новости) получает 6,8 млрд руб. на 2015 г., а все еще малоизвестный пиар-проект Дмитрия Медведева "Общественное телевидение России" съедает 1,4 млрд руб

ВГТРК, которой депутаты в июле выделили 3,5 млрд руб. (на покрытие расходов, связанных с производством программного продукта и содержание зарубежных корпунктов), в начале 2015 г. попала под секвестр. Финансирование компании было сокращено на 2,1 млрд руб. до 17 млрд руб., позднее ВГТРК добавили еще 1,1 млрд руб. Но дешевле государству холдинг обходиться не стал: если в 2014 г. на нее было напрямую потрачено 21,6 млн руб., то в 2015 г. с учетом субсидии сумма увеличится до 23,5 млрд руб.

Надо понимать, что прямые субсидии – это далеко не все бюджетные деньги, получаемые государственными СМИ. Во-первых, часть финансирования  программы направляется на всевозможные гранты, которые достаются все тем же самым крупным игрокам. Во-вторых, государственные ведомства тоже заключают контракты на информационное обслуживание, хотя тот же ОНФ этого упорно не замечает. 

Федеральные министерства и ведомства регулярно проводят закупки на размещение материалов и видеосюжетов, но выигрывают их коммуникационные агентства,  и уже они заключают контракты со СМИ. Благодаря такой схеме отследить конечного получателя госсредств невозможно.

Мамонтов, Киселев, прощание с Корнелюком, ВГТРК|Фото:Накануне.RU

По данным системы Seldon, за первое полугодие 2015 г. федеральные министерства и госведомства провели шесть закупок по 44-ФЗ, связанных с информационным сопровождением мероприятий и подготовкой сюжетов о своей работе. Кстати, некоторые федеральные министерства озабочены своим имиджем не меньше, чем бывший губернатор Сахалина. Минздрав, например, провел конкурс на "выполнение работ по изготовлению и оказанию услуг по размещению телевизионных материалов по формированию положительного образа российского здравоохранения". На фоне, напомним, шагающей по России губительной в прямом смысле слова реформы, предполагающей сокращение персонала и закрытие медучреждений. Начальная стоимость контракта 55,6 млн руб., с компанией "Медиа Ферст Интернешнл" договор заключен на 54,9 млн руб. Исходя из условий контракта, большую часть денег получат именно каналы с госучастием. Минздрав разделил все телеканалы на три группы в зависимости от охвата аудитории. Восемь из 12 сюжетов должны выйти на каналах с самым широким охватом аудитории, к ним Минздрав причислил Первый канал, Россию 1, Россию 2, Россию 24, НТВ, ТНТ, СТС, Пятый канал, РЕН, ТВ Центр, ТВ-3, Домашний, Звезда. Аналогичный конкурс министерство провело и в 2014 г., тогда на телесюжеты оно потратило 67 млн руб. Требований отменить закупку от ОНФ не последовало. 

Иван Еремин, Ольга Тимофеева|Фото: youtube.com

Только шесть завершенных закупок федералов (Минздрав, Минкульт, Роспечать, управление делами президента) вытянули на 226 млн руб. При этом за весь 2014 г. сумма тендеров на освещение работы властей всех 83 российских субъектов составила 3,3 млрд руб. Какой была бы сумма федеральных трат на "пиар" в СМИ, если бы "общественные контролеры", озаботившиеся экономией средств, удосужились отследить все такие контракты?  

"Когда мне говорят, что это элемент кампании по экономии государственного бюджета, мне это видится лукавством. Мне кажется, уместнее было бы обратить внимание на бюджетные траты на федеральные СМИ, а также на партийные выборные бюджеты. Вот где можно сэкономить по-настоящему! Сегодня мы вводим уголовную ответственность для региональных чиновников, потративших в 2014 году 836,7 млн руб. на информационное сопровождение деятельности власти, в то время как в федеральном бюджете заложены 94,6 млрд руб. Без учета контрактов, которые наверняка есть. В январе правительство сократило на 10% расходы на государственные СМИ, а уже в апреле депутаты проголосовали за увеличение финансирования Russia Today и ТАСС на 5,5 и 1,6 млрд руб. Субсидии ВГТРК составляют более 20 млрд руб., при этом, по итогам прошлогодней проверки, эту сумму Счетная палата РФ сочла недостаточной. Почему проект запрещает пиариться исключительно региональным чиновникам и, соответственно, бьет только по местным СМИ, когда куда более крупные суммы осваивают федеральные медиа? Если законодатели все же не задались целью убить региональный медиарынок, то они должны предложить альтернативу контрактам с властями", - делился своими соображениями с Накануне.RU генеральный директор РИА "ФедералПресс" Иван Еремин, ставший участником расширенного заседания комитета по информполитике Госдумы.

Но, как уже сообщало Накануне.RU, "борцы" с тщеславием госслужащих и дефицитом региональных бюджетов за пределы регионов выходить не намерены. Несмотря на огромный резонанс, депутаты не расширили зону действия законопроекта, вероятно, осенью он появится в Госдуме в сегодняшнем виде.

Благодарим за помощь в подготовке материала Ассоциацию электронных торговых площадок (система Seldon)



Алёна Ласкутова