Вчера вечером в Крыму арестовали бывшего редактора газеты "Дуэль", историка Юрия Мухина и его соратника Валерия Парфенова. В Москве к ним "присоединился" журналист Александр Соколов. В отношении трио следователи возбудили уголовное дело по статье 282.1 Уголовного кодекса – "создание экстремистского сообщества". Несмотря на ходатайства со стороны защиты, Хамовнический суд Москвы избрал им меру пресечения в виде заключения под стражу. Теперь 66-летний Мухин, Парфенов и Соколов пробудут за решеткой до конца сентября. Эксперты недоумевают, как можно было заподозрить в экстремизме известного патриота, борца с коррупцией Юрия Мухина? Есть все основания полагать, что власть затеяла войну сама с собой. Подробности – в материале Накануне.RU.
Информацию об аресте подтвердили в Хамовническом суде Москвы. "Мы вынесли постановление и избрали меру пресечения – они взяты под стражу до 22 сентября", - сообщила пресс-секретарь суда Вера Фокеева. Отметим, что Мухин проведет в СИЗО чуть дольше - до 29 сентября.
Согласно материалам дела, Мухин, Парфенов и Соколов рискуют лишиться свободы на срок от двух до восьми лет за участие в деятельности запрещенной организации "Армия воли народа" (АВН), которая позднее была переименована в "Инициативную группу по проведению референдума "За ответственную власть".
По версии следствия, при создании группы участники якобы "осознавали, что истинная цель состоит в "расшатывании" политической обстановки" в РФ "в сторону нестабильности, а также смены существующей власти нелегальным путем".
"Юрий Мухин – 15-летний сторонник идеи введения принципа суда народа над властью. Мухин еще на страницах своей газеты "Дуэль" пропагандировал эту идею. Суть ее в том, что избиратель на каждых выборах, помимо основного бюллетеня, получает еще один бюллетень, относительно тех, кого он выбирал – депутатов, мэра, президента. Там есть три варианта ответа на вопрос: "Тот, кого вы избирали, достоин по итогам своего правления…": первое – поощрения (награждения), второе – наказания, третье – оставить без изменения. Если на выборах большинство избирателей ставит вариант "достоин наказания", этот депутат, мэр или президент должны отправиться за решетку на тот срок, на котором они находились у власти. Это принцип ответственности власти перед народом. Мухин, естественно, никаких складов оружия не держал, он всего лишь пропагандировал то, что эту идею нужно вынести на референдум. И, если народ за это проголосует, внести это в Конституцию. Был лозунг: "Ты избрал – тебе судить", - пояснил Накануне.RU писатель, публицист Максим Калашников.
Юрий Мухин написал почти 80 книг, где попытался приблизиться к разгадкам туманных моментов российский истории. В частности, ему принадлежат исследования о роли Сталина и Берии в истории нашей страны (так, он считает, что Сталина и Берию убили), о фальсификациях по катынскому делу (НКВД не расстреливал поляков, это сделали немцы), о деструктивной роли либералов в России. Среди последних его трудов – книга "Кто сбил малазийский Боинг".
Он приглашал к дискуссии со страниц своей газеты "Дуэль", пока в 2009 г. приговором Савеловского районного суда Москвы не был признан виновным в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности с использованием СМИ. Ему запретили работать главным редактором в течение двух лет.
В настоящее время свои исследования Мухин публикует на собственном сайте. Последняя запись датируется 22 июля, заметка посвящена критике главы "Роснано" Анатолия Чубайса. Молниеносный арест публициста в Крыму наблюдатели связывают в том числе и с этим.
"Возможно, реальной причиной задержания Мухина стала жесткая критика, которой он за неделю до этого подвергнул Чубайса, и теперь из него будут пытаться делать нового Квачкова (стоит напомнить, что многочисленные попытки либералов добиться осуждения Квачкова всего лишь вскрыли постановочный характер "покушения на Чубайса", но в итоге Квачкова посадили по другим обвинениям)", - отмечает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Причины неожиданного оживления следователей непонятны и адвокату Мухина. Алексей Чернышев рассказал Накануне.RU, что дело об участии в экстремистской организации было возбуждено неделю назад, при этом обвиняемые ни разу не были приглашены на допросы, их сразу арестовали, доставили в Москву и поместили в СИЗО.
"Я считаю, что само заключение под стражу не было обосновано: они же не террористы. Даже если принять во внимание то обвинение, которое им предъявляется. Оно не предполагает того, что их деятельность можно пресечь только при помещении в следственный изолятор. Нужно к следствию задать вопросы, почему тот же Мухин ничего не знал о том, что в отношении него возбуждено уголовное дело, и уехал в Крым. Уже тогда, когда дело было возбуждено, его якобы вызывали на допрос, а он не явился, хотя он об этом не знал. Но у следствия есть свои способы для того, чтобы так "известить", чтобы никто не узнал, что он извещен. Такая же ситуация была и с Соколовым, которого якобы два раза вызывали на допрос к следователю, а он не явился. Но он о том, что его вызывали на допрос, узнал уже после своего задержания", - рассказал адвокат обвиняемых Алексей Чернышев.
Отдельного внимания удостоился факт заключения Мухина в СИЗО. Сторона защиты пыталась избавить 66-летнего публициста, который не так давно перенес операцию на сердце, от этой участи, но суд настоял на своем. В ближайшие дни адвокат планирует подать жалобу на решение о мере пресечения.
"Мухин - один из самых ярких патриотических публицистов, и новость о его аресте лично у меня вызвала недоумение. Что такого "организовал" 66-летний издатель и публицист, что его потребовалось в таком "пожарном" темпе арестовывать аж в Симферополе и отправлять по этапу в Москву? Очевидно, что приказ об аресте исходил не от прокуратуры Крыма, а был командой из Москвы. Я не знаю причины ареста. Формулировка "организация экстремистского сообщества" более чем туманная и по сути ничего не значит", - отмечает военный публицист Владислав Шурыгин.
Эксперты настаивают на одном: власть внезапно объявила охоту на патриотов, тогда как беснующиеся российские либералы не то, что не преследуются, но иной раз и удостаиваются государственного финансирования.
"Мухин - последовательный патриот России, стремящийся к ее процветанию и не выносящий ее разграбления олигархами и либералами. Он может высказывать экзотические предположения и выдвигать чрезмерно резкие обвинения, однако обвинение в "организации экстремистского сообщества" вызывает ощущение, что для правоохранительных органов России экстремизмом является просто патриотизм и желание России добра. При этом характерно, что либералы, вычеркнувшие себя из России еще в марте 2014 г., систематически оскорбляющие русский народ, смешивающие с грязью российскую государственность, последовательно подрывающие социально-экономическую и в целом общественную стабильность, не только не преследуются правоохранительными органами РФ, но и всячески поощряются государством, - вплоть до прямого финансирования (чего стоит история с получением государственного гранта фондом Маши Гайдар!)", - пишет Михаил Делягин.
Политик и писатель Эдуард Лимонов никакого экстремизма в деятельности Мухина не видит. По его мнению, власти решили "уравновесить репрессии".
"Причем здесь экстремизм? Что у нас такое экстремизм? Кого называют экстремистами? Вот ИГИЛ – это экстремисты. А на территории России, особенно на территории Москвы, мне неизвестны никакие экстремисты. Мне кажется, что это попытка уравновесить репрессии. В Костроме посадили либерала Пивоварова (главу петербургского отделения РПР-Парнас, - прим. Накануне.RU) и, возможно, решили посадить одного левого. У нас же власть следует принципу "всем сестрам – по мордам", - поделился Эдуард Лимонов своим мнением с Накануне.RU.
В конечном счете может сложиться впечатление, что власть готова посадить за попытку проведения референдума.
"Надо учитывать, что Юрию Игнатьевичу Мухину 66 лет. Несмотря на грозное название его предыдущей организации, которая запрещена, "Армия воли народа" на самом деле не имеет ничего общего с войной, всегда предполагался переносный смысл. Разве за проведение референдума сажают? Я надеюсь, что попытка надолго упрятать его за решетку не удастся. Кроме того, что ему 66 лет, ему была проведена сложная операция на сердце, и упрятать его на два месяца в СИЗО – это не по-людски", - добавил политик.
Вчерашний арест "политических экстремистов" – повод насторожиться. Михаил Делягин видит в этом происшествии опасную трансформацию самого понятия "патриотизм".
"То, что позволено "социально близким" либералам, для патриотов России считается составом уголовного преступления. Во всяком случае, предположение, что арест и этапирование в Москву пережившего клиническую смерть в ходе одного из судов над ним 66-летнего Мухина, основано на простом недоразумении, представляется наименее вероятным", - заключил эксперт.