На фоне миллиардных и даже триллионных прибылей российских экспортирующих нефтяных компаний, полученных в результате девальвации рубля, вновь остро встает вопрос - почему в России не строятся новые современные НПЗ, ввод которых позволил бы сделать более справедливой цену на бензин. Вместо этого обсуждаются "антикризисные" льготы компаниям, которые при стоимости нефти в $110 ничего не строили, и когда цены опустились до $50 - могут позволить себе тратить сотни миллионов на зарплаты руководителям? ... Пока власти ищут ответ на вопрос, а Минэнерго РФ борется за увеличение выпуска бензинов, мировая нефтегазовая промышленность озаботилась не переработкой, а выпуском продукции высоких переделов. Наши же нефтяники с этими сами триллионными прибылями застряли на этапе выпуска мазута. Перескочить через ступеньку не получится, развиваться, довольствуясь парой новых установок на заводах 50-х годов постройки - тоже.
Разговоры о строительстве современных НПЗ так и остаются "гласом вопиющего". Одно из громких таких последних заявлений прозвучало от главы Чечни Рамзана Кадырова, он попросил президента лично вмешаться в ход реализации проекта по строительству нефтеперерабатывающего завода в Грозном, который руководитель региона уже охарактеризовал, как "нереальный" - завод должен был начать работу уже в 2015 г., но на сегодняшний день не завершены даже изыскательные работы.
Из-за НПЗ Кадыров уже грозил "Роснефти", в портфеле которой находится предприятие, заявив, что найдет других инвесторов. Но сделать это, когда 90% нефти в регионе добывает подконтрольный "Роснефти" "Грознефтегаз", а налоговое законодательство отбирает прибыли у переработки, будет крайне непросто. Однако проект зародился еще в докризисные годы, но компания вместо строительства новых мощностей, потребность в которых на региональном рынке есть, предпочла модернизировать советские заводы и вкладываться в строительство НПЗ за рубежом. По такой же схеме работают и другие богатые добытчики. При этом до 2011 г. они не хотели инвестировать даже в модернизацию, власти заставили нефтяников сократить выпуск мазута, подписав со всеми компаниями четырехсторонее соглашение о модернизации НПЗ до 2020 г. Правда, о строительстве новых заводов в соглашении речи не ведется, хотя крупнейшие ВИНКи до сих пор используют советское наследие.
ФАС, Ростехнадзор и Росстандарт подписали четырехсторонние соглашения о запуске программ модернизации НПЗ четыре года назад. Нефтяников обязали обеспечить внутренний рынок достаточным количеством бензина до 2015 г., затем они получили отсрочку еще на пять лет. После того, как начал действовать налоговый маневр, а цены на нефть упали, компании попросили перенести модернизацию на еще более поздние сроки: условия поставок нефтепродуктов на внутренний рынок для них стали невыгодными. Но стоит вспомнить, что переработку добытчики не развивали и в благополучные годы.
В 2010 г. новый НПЗ "Роснефти" должен был появиться в Кабардино-Балкарии, в Терский район компания планировала доставлять грозненскую нефть и там перерабатывать ее. Заявленная мощность завода в КБР - до 5 млн т в год. Рамзан Кадыров возмутился, что госкомпания не захотела использовать накопленный потенциал Чечни: это сейчас в регионе работают полуразрушенные мини-НПЗ, но в советское время в республике перерабатывалось до 20 млн т нефти в год, поставки велись в другие регионы Северо-Кавказского федерального округа. Глубина переработки – до 90%, к 90-м годам на НПЗ региона начали завозить нефть из Западной Сибири. Сохранить мощности не только перерабатывающие, но и отчасти добычные, после войн не удалось, "благодаря" чему добыча нефти в Чечне падает, только за 2014 г. она снизилась на 8%. Кадыров заявил, что чеченская нефть должна приносить пользу своему региону, а не соседнему, и в 2011 г. через президента Владимира Путина "Роснефти" было дано указание рассмотреть возможность строительства НПЗ в Чечне. Что примечательно, первым параметры завода озвучил Кадыров, "Роснефть" продолжала хранить молчание.
Строительство НПЗ планировалось завершить еще к 1 октября 2013 г., но в 2013 г. "Роснефть" только начала разрабатывать проект завода, опять же, после того, как поторопил Путин. Проект емкостью 78 млрд руб. потом планировали завершить в 2014 г., в 2015 г. он должен был пройти экспертизу. Однако и эти обещания, похоже, не исполнены.
Последний раз грозненский НПЗ обсуждался на заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа в декабре 2014г. Заместитель председателя правительства Александр Хлопонин сказал, что проектирование завода не завершено.
Грозненский нефтеперерабатывающий завод им. В.И.Ленина
Чечня - удобная площадка для строительства крупных НПЗ (второй, кстати, планируют поставить в Махачкале, инвестор для него еще не найден). Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов напоминает, что во времена ЧИАССР в регионе работало три НПЗ: Грозненский нефтеперерабатывающий завод им. В.И.Ленина, НПЗ им. Шерипова и Новогрозненский нефтеперерабатывающий завод им. Анисимова, а также Грозненский химический завод имени 50-летия СССР.
"Они выпускали множество наименований продукции, в том числе и различные ГСМ для авиации, отличавшиеся высочайшим качеством. Не стоит забывать, что в республике имеются значительные запасы нефти, причем с малым содержанием серы. С учетом этих двух обстоятельств, нет никакого сомнения в том, что НПЗ республике нужен, чтобы не возить нефть на переработку на другие предприятия. Вероятнее всего, что в ближайшее время могут быть приняты решения по данному проекту, что позволит ускорить его реализацию", - рассказал Накануне.RU эксперт.
Открывать НПЗ в новых налоговых условиях действительно невыгодно. "Большой налоговый маневр", который Госдума одобрила в конце 2014 г., снизил маржу переработчиков. Согласно поправкам в Налоговый кодекс РФ, в течение трех лет будут поэтапно сокращаться таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты, одновременно с этим будет расти НДПИ для нефти и газового конденсата. Все это создает более выгодные условия для экспортеров, но увеличивает цены на внутреннем рынке. А, значит, делает более дорогим сырье для НПЗ и продукты переработки. О том, что принятие закона сводит на нет усилия компаний, направленные на модернизацию НПЗ, в беседе с президентом РФ Владимиром Путиным заявил глава "Роснефти" Игорь Сечин.
На правительственной службе он, напомним, меру поддерживал (главными лоббистами и в этот раз выступили чиновники), но теперь маневр не соответствует коммерческим интересам корпорации. Например, он не дает компании построить НПЗ во Владивостоке и провести модернизацию действующих НПЗ. О грядущем урезании инвестиций в переработку сказал и министр энергетики РФ Александр Новак , что означает и отказ компаний от строительства новых заводов. История с грозненским НПЗ идет именно к такому финалу.
"НПЗ - это на сегодняшний день нереально. Если когда-то было реально. Тянут-тянут - ни да, ни нет. Работаем над этим. Я думаю, что президент примет решение. Он сам озвучил, он сам сказал: мы будем строить. Он все свои мысли и решения, высказанные в предвыборную кампанию, выполняет. Мы ждем очереди. Дойдет очередь, он скажет: надо строить - и все!" - сказал на днях глава Чечни журналистам.
О том, что "Роснефть" и раньше ставила под вопрос строительство завода в Чечне, нехотя признаются и топ-менеджеры компании. Вице-президент "Роснефти" Михаил Леонтьев предпочел оставить тему без комментариев. "Не буду я это комментировать, потому что это сложный вопрос. Сложная экономика. Мы не заинтересованы в комментариях", - сказал он Накануне.RU, отказавшись раскрывать ход проекта.
Леонтьев признал, что изменение в системе налогообложения отрасли сделало перспективы проекта еще более туманными, но эта проблема для грозненского завода далеко не основная:
"Те компании, которые провели модернизацию и имеют эффективные производства, могут продолжать работать, но все равно несут убытки относительно прежнего налогового режима. Кто-то может захотеть быстро модернизировать производство и вписаться в схему. Но как модернизировать? Есть проблемы с привлечением денег, и самая главное – с ценой привлечения. Налоговый маневр придумывался для других задач, в других ценовых условиях и работал он там принципиально иначе. Была спорная, но имеющая право на существование идея: за счет снижения нагрузки на добычу, компании будут поддерживать модернизацию переработки. Идея сложная, потому что в ее основе лежит перекрестное субсидирование, когда один бизнес стимулируют за счет другого. На практике такие меры способствуют тому, что от субсидируемого бизнеса компании просто избавляются. Идея с самого начала была, на наш взгляд, гнилой , но она хотя бы имела какую-то логику. Теперь она бессмысленна. Идет экономическое стимулирование сокращения переработки в пользу максимизации экспорта. С соответствующим дефицитом топлива, либо повышением цен на нефть внутри страны. Какое это имеет отношение к Грозному? Какое-то имеет, потому что там тоже будет НПЗ. Но это примерно так же относится к будущему грозненскому заводу, как вред купания в холодной воде к больному холерой. Ему тоже вредно, но у него есть другие проблемы".
Итак, НПЗ не строят, потому что нет денег и невыгодно? Но если "Роснефть" постоянно жалуется на нехватку средств, то от "Сургутнефтегаза" государство еще ни разу не получало просьб о субсидиях. Более того, когда на фоне кризиса компанию включили в список системообразующих предприятий, которым может быть оказана поддержка, в компании Накануне.RU заявили, что в помощи они не нуждаются. Компания Владимира Богданова сама может помочь кому угодно. "Сургутнефтегаз" мог позволить себе купить "Газпром нефть" или, например "Башнефть" уже в 2013 г. – югорские добытчики скопили 1 трлн руб. нераспределенной прибыли. По итогам 2014 г. свободный денежный поток компании приблизился к отметке в 2,1 трлн руб., в отчете за первое полугодие 2015 г. говорится, что СНГ скопил уже 2,14 трлн руб. При этом, капитализация компании превышает 1 трлн руб.
"Кубышку" СНГ не открывает и инвестировать старается только в собственные активы. Например, в покупку акций "ЮТэйра" (в собственности НПФ компании). Но периодически солидные финансовые возможности сургутской компании порождают слухи о том, что Богданов приценивается к акциям конкурентов: в прошлом году обсуждалось приобретение "Сургутнефтегазом" пакета акций "Роснефти". Впрочем, приватизация госкомпании еще не объявлена, и утверждать, что это всего лишь слух, рано.
СНГ является единственной российской нефтяной компанией, которая самостоятельно выполняет весь перечень работ: от разведки месторождений, до сбыта конечной продукции. Но если количество буровых увеличивается, то НПЗ в составе холдинга по-прежнему один – Киришский. Сейчас завод, построенный в 1966 г., именуется "Киришинефтеоргсинтез". Как отмечают в компании, ленинградский завод занимает одно из лидирующих положений по объемам переработки углеводородного сырья среди российских НПЗ. В 2014 г. "КИНеф" произвел 18,5 млн т нефтепродуктов. Завод, разумеется, модернизируется: в нефтепереработку в 2014 г. компания вложила 8,2 млрд руб., в 2015 г. сумма увеличится на 10 млрд руб. За счет установки комплекса глубокой переработки нефти доля топлива стандарта "Евро 5" в структуре производства бензинов выросла до 53%. Но, как видно из данных компании, объемы переработанного сырья на заводе снижаются, и по итогам 2015 г. на НПЗ "Сургутнефтегаз" отправит уже 18,8 млн т против 19,3 млн т в 2014 г. Добыча СНГ при этом составила 64,4 млн т нефти.
По данным Минэнерго, в 2013 г. объем переработки нефти, по сравнению с предыдущим годом, увеличился на +7,3 млн т (+2,8%), достигнув максимального после распада СССР уровня в 272,7 млн т. Компании увеличивают нефтеперерабатывающие мощности, в основном, за счет строительства новых установок на советских НПЗ. В постсоветское время было построено менее десяти новых НПЗ, среди них Антипинский НПЗ (группа New Stream), "Танеко" ("Татнефть"), Ильинский НПЗ (Кубанская нефтегазовая компания), - большая часть заводов приходится на долю частных компаний, а не ВИНКов с госучастием. Но проблема в том, что на таких предприятиях, как правило, низкая глубина переработки и на выпуск бензина они не ориентированы.
Если мощности российских НПЗ полностью закрывают потребности внутреннего рынка, то импорта бензина и нефтепродуктов в страну быть не должно. Но по данным Федеральной таможенной службы, объемы ввоза топлива год от года увеличиваются. За 2013 г. в России было произведено порядка 39 млн т бензина, из которых на экспорт ушло порядка 4,3 млн т. При этом, на российский рынок ввезли 592 тыс. т. В 2014 г. импорт бензинов увеличился почти в два с половиной раза – до 1,4 млн т.
По данным Минэнерго, на бензины марки АИ-92 и АИ-95 в 2013 г. приходится более 94% внутрироссийского производства, но, судя по динамике импорта, этого явно недостаточно. Статистику о том, сколько автомобильного бензина российские НПЗ выпустили в 2014 г., Минэнерго еще не обнародовало, но по итогам 10 месяцев прошлого года объемы снижались на 2%, к октябрю НПЗ выпустили 31,4 млн т бензина, экспорт снизился до 4,1 млн т.
Отметим, что в 2015 г. статистика уже зафиксировала увеличение ввоза топлива из отдельных стран. На фоне роста цены российского топлива в июле поставки нарастила Белоруссия – за неполный месяц она экспортировала в Россию 94 тыс. т бензинов, преимущественно марки АИ-92. Всего страна в рамках договоренностей с российским правительством поставит в Россию 1,8 млн т бензина в 2015 г.
Только крупные НПЗ поставляют на российский рынок бензин высокого класса и от их количества напрямую зависят цены на топливо. Они, напомним, значительно подросли в 2014 г., а члены комитета Госдумы по энергетике пообещали, что по итогам текущего года литр АИ-95 будет стоить 50 руб. Президент ассоциации "Росагромаш", сопредседатель МЭФ Константин Бабкин считает, что недостаточность инвестиций в создание современных мощностей НПЗ - одна из причин скачкообразного роста цен на рынке бензинов.
"Общая нестабильность, неадекватная политика накладывает отпечаток на всю экономику, инвесторы видят, что экономика непредсказуема, вложения сулят непонятные последствия, конечно, инвестиции в Россию сейчас не идут – масштабные инвестиции. Не идут они в несырьевой сектор, и нефтяники тоже не стремятся вкладывать в долгосрочные проекты, особенно в области переработки. Инвестиции в наши НПЗ недостаточны, соответственно, уровень переработки и качество переработки невысоки, и это тоже одна из причин роста цен, но не главная. Главная причина удорожания – это все-таки налоговая политика", - рассказал Накануне.RU Бабкин.
Урегулировать стоимость бензина за счет завершения программы модернизации существующих российских НПЗ можно, уверены эксперты. Гендиректор консалтингового агентства "Мастерпланс" Николай Журавлев считает, что вложения крупных нефтяных компаний позволят до 2020 г. значительно снизить цены на бензин.
"В последние годы было реализовано очень много инвестиционных проектов, суммы вложений - многомиллиардные. Глубина переработки нефти возрастает в среднем на 2% в год. Так, если по состоянию на 2014 г. этот показатель составлял 72,3%, то к 2020 г. ожидается его рост до 85%, причем к концу 2016 г., по мнению ряда аналитиков, глубина переработки превысит 80%. В интервале с 2011 по 2015 гг. на действующих НПЗ было модернизировано 47 перерабатывающих установок, из них в 2014 г. - 13 установок. Это составляет 10% от общей программы модернизации в 130 перерабатывающих установок (на всю Россию). Инвестиции в НПЗ в 2014 г. составили около 290 млрд руб. Ожидаемый объем модернизации в 2015 году - 19 перерабатывающих установок. Так что нефтяники вкладывают свои сверхприбыли именно в переработку. Многие ВИНКи нацелены на модернизацию своих НПЗ под бензиновые цели. Если все заявленные проекты будут реализованы - то в России появится реальный избыток бензина. А у бензина нет экспортного потенциала, так что цены будут снижаться", - рассказал Накануне.RU аналитик.
А по прогнозам биржевого эксперта, экономиста Владислава Жуковского, переработка нефтепродуктов по итогам 2015 г. сократится на 10-15 млн т, пессимистичный прогноз – минус 30 млн т. О планах гнать все на экспорт уже заявили представители крупных нефтеокмпаний.
"С девяностых годов до конца двухтысячных в России было нерентабельно осуществлять глубокую переработку нефтепродуктов и продавать на внутреннем рынке бензин. Налоговая система была выстроена таким образом, что инвестиции в нефтепереработку и реализацию топлива на внутреннем рынке не были окупаемыми. Потом несколько раз пересматривали налоговую политику в области ТЭКа, повышали экспортные пошлины на вывоз тяжелых фракций нефтепродуктов и нефти. Но потом наступала очередная шоковая девальвация, и экспорт вновь начинал приносить куда большую маржу. Как заставить производителей нефти вводить новые НПЗ, когда с каждого барреля экспортируемой нефти они получают на $5 больше, чем от поставок на внутренний рынок?" - рассказал Накануне.RU эксперт.
С помощью изменения системы налогообложения переработку нефти можно сделать рентабельной, о чем уже задумывается Минэнерго. Но как решить вторую проблему и изменить мировоззренческую специфику российской "нефтянки"? Все чаще звучат предложения о национализации недр или, как минимум, отдельных компаний (а государство контроль уже усиливает - чиновники вернулись в советы директоров на руководящие посты). Нефтяники понимают нелегитимный характер собственности, которую они приобрели, и поэтому вкладывать десятки миллиардов долларов в строительство НПЗ они не хотят, говорит Жуковский. А в крупных госкомпаниях освоить сверхприбыли можно с помощью выплат дивидендов, а не вложений средств в рисковые проекты:
"Непонятно, кому эти предприятия достанутся через 15-20 лет, будет ли пересмотр итогов приватизации. Поэтому лучше заниматься кэшаутом – выводить деньги из компании, гнать за рубеж нефтепродукты, получаемую прибыль хранить на зарубежных счетах, по минимуму инвестируя в поддержание существующих мощностей. Сейчас компании выводят деньги через рекордные дивидендные выплаты в размере 25-40% от чистой прибыли, эти деньги могли быть реинвестированы в производство".