Аналитика


Общественная палата решила сыграть в "ящик"
Общество | Челябинская область | Уральский ФО | В России

Проблема защиты материнства, поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и место "бэби-боксов" в этой системе стали темой сегодняшних общественных слушаний Общественной палаты РФ. Члены ОП, представители власти, эксперты и общественники обсудили злободневную проблему в рамках форума "Сообщество" в Челябинске. Оказалось, что "сыграть в ящик" большая часть общества пока не готова, чего нельзя сказать про основных лоббистов "бэби-боксов" и самих организаторов форума – Общественную палату РФ. Подробности - в материале Накануне.RU.

Разговор начался с доклада главного организатора установки "бэби-боксов" в стране – руководителя проекта "Колыбель надежды" Елены Котовой. По ее словам, проект стартовал в 2011 г., и за это время удалось спасти жизни 34-х детей. Помимо "окон жизни", организация занимается созданием кризисных центров для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. "Бэби-бокс" Елена Котова называет "пожарным выходом" для тех, кто, несмотря на усилия благотворителей и психологов, так и не нашел решения лучше, чем избавиться от чада.

"Окно жизни" нужно рассматривать как пожарный выход. Мы делаем запасной выход в зданиях не для того, чтобы был пожар, а чтобы в случае пожара можно было спастись", - заявила Котова.

форум "Сообщество"|Фото: Накануне.RU

Кризисные центры остаются основным средством помощи сомневающимся мамам, но этого мало. Недостаточно и государственных органов опеки, и законных способов "оставить" ребенка.

"Есть отличие людей, которые приходят к нам, и тех, которые приходят в органы опеки. Я точно уверена, что 26 кризисных центров, которые есть на территории РФ – ничтожно мало. Необходимо развивать сеть", - добавила Елена Котова.

форум "Сообщество", Елена Котова|Фото: Накануне.RU

У оппонентов "главного лоббиста", как с самого начала назвал Елену Котову модератор дискуссии Александр Свинин, оказались иные данные.

Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Маргарита Павлова рассказала, что только в Челябинской области работает 14 кризисных центров. Доклад детского омбудсмена с аргументами против установки "боксов" вызвал шквал аплодисментов.

"На заре своей деятельности я считала это привлекательной идеей и выходом. Но чем я глубже вникала в суть проблемы, тем сильнее мое мнение эволюционировало. Я не могу представить, сколько "бэби-боксов" надо нам наставить, чтобы избежать инцидентов, как в Аше и Полетаево. Затем надо прорекламировать "бэби-боксы". Но в этом всем присутствует некоторая аморальность, а мы все чаще говорим об ответственном родительстве", - заявила Павлова.

По ее словам, сейчас женщина в случае необходимости может цивилизованно написать отказ от ребенка. А система "бэби-боксов" противоречит закону, по которому ребенок имеет право знать своих родителей.

По данным омбудсмена, из года в год количество случаев детской смертности снижается. Это говорит не в пользу "бэби-боксов", а свидетельствует о реализации правительством Челябинской области планомерной политики по профилактике социального сиротства.

Председатель постоянной комиссии по социальной политике гордумы Челябинска Наталья Баскова|Фото: Накануне.RU

Первый заместитель руководителя аппарата уполномоченного по правам человека в Челябинской области, руководитель челябинской женской общественной организации “Содействие” Наталья Баскова сообщила, что данные Котовой – недостоверные: в России существует как минимум 60 кризисных центров – и это только те, информация о которых есть в открытом доступе. В действительности, их гораздо больше, уверена эксперт.

"Ребенка нельзя бросать – ни в канаву, ни в "бэби-бокс", никуда. Когда мы начинаем создавать условия, чтобы преступление свершилось, мы сами являемся преступниками", - добавила Баскова.

Она обратила внимание присутствующих на интересный факт: кто допустил ситуацию, при которой федеральная площадка – Общественная палата РФ – отдана частному лицу? По словам общественницы, подобные вопросы решаются либо в заксобрании, либо в Госдуме.

Руководителя "Колыбели надежды" поддержала член ОП, руководитель проекта "Ванечка" и организации "Наши дети" Юлия Зимова. Она сослалась на "позитивный" опыт Европы, чем вызвала возражения противников "бэби-боксов", и отметила, что менять сознание общества – слишком долго, и надо действовать доступными и осуществимыми способами.

"Поменять сознание – это не 5 лет и не 15. Статистики по эффективности "боксов" пока мало. Надо обсуждать альтернативы", - сказала Зимина.

Уже сам факт обсуждения идеи "бэби-боксов" – аморален – такая мысль звучала из уст противников проекта "окон жизни". Замдиректора Общественного института демографической безопасности, член Совета по защите семей и традиционных семейных ценностей при уполномоченном при президенте Российской Федерации по правам ребенка Элина Жгутова напомнила о том, что отказ от ребенка осуждался обществом с древних времен. "Это не матери, не женщины и даже не совсем люди", - заявила она.

Законом РФ подобное влечет наказание в виде пяти лет лишения свободы. Внедрение "бэби-боксов", напротив, снимет с общества ответственность за брошенных людей, а нерадивая мать избежит заслуженного осуждения и наказания?

"Система "бэби-боксов" предлагает пересмотреть отношение к таким преступлениям, а если общество разрешило выбросить ребенка, оно разрешает совершить преступление. Разница между матерью-кукушкой и матерью-детоубийцей в том, что кукушка жалеет ребенка, а убийца никогда не принесет его в "бэби-бокс", она его в этот момент, скорее всего, ненавидит. Системой "бэби-боксов" общество говорит о том, что жить надо в свое удовольствие, что можно выбросить жизнь и начать новую. Общество закрепляет порочный круг – узаконенный порок. А узаконенный порок его только множит", - сказала Баскова.

От "Родительского всероссийского сопротивления" выступила представитель Челябинской области Екатерина Забачева.

Она рассказала, что лоббисты установки "бэби-боксов" совершают манипуляции над сознанием граждан с помощью массированных информационных атак. Они выражаются в многочисленных новостных сюжетах о зверских убийствах матерями своих детей. Проект "окно жизни", якобы, способен остановить этот процесс, но это не так.

"Нет связи между детоубйиством и наличием "бэби-боксов". "Бэби-боксы" - это не новшество, в зарубежных странах они существуют более 14 лет. Многие страны от них отказываются: в Англии и Швейцарии введено уголовное наказание за анонимный отказ от ребенка. В "бэби-бокс" несут детей не потенциальные убийцы, а женщины в трудной жизненной ситуации", - сказала активистка.

34 спасенных ребенка – еще не показатель, настаивают противники "ящиков". Не исключено, что им не дали возможности расти с мамой, а умирать бы их и так никто не оставил. Кроме того, "окна жизни" открывают путь криминалу: в ящик ребенка могут сдать посторонние люди, и затем дальнейшая его судьба неизвестна.

форум "Сообщество", Екатерина Забачева|Фото: Накануне.RU

"Институт немецкой молодежи установил, что службы анонимного отказа от детей не смогли представить информацию о каждом пятом отказнике!" – добавила Забачева.

Сторонники же "боксов" заявляют: 34 детей, которых потенциально не оставили погибать – уже огромное число!

Но активистка РВС предложила альтернативу: ужесточить наказание за преступление, усилить работу по профилактике отказа от детей, в школах вместо уроков безопасного секса надо вести уроки об этике и психологии семейной жизни, а родителям гарантировать пособия по содержанию детей в размере прожиточного минимума.

Выразил свое отношение к проблеме и представитель РПЦ. Отец Владимир Панарин, руководитель центра защиты семьи "Берег", отметил, что сомневается в том, что "бэби-боксы" не усугубят ситуацию.

форум "Сообщество", Отец Владимир|Фото: Накануне.RU

"Представляю ситуацию: на всех углах висит реклама "бэби-боксов", я иду со своими детками, они меня спрашивают: "А такое возможно?" И мне придется объяснять, что это норма в нашем обществе. Не увеличится ли после появления "бэби-боксов" количество оставленных детей, не будет ли это все больше входить в норму?" – задался вопросом дьякон.

Он отметил, что стоимость одного "ящика" – порядка 800 тыс. руб. – колоссальные деньги, которые можно было бы потратить на поддержку бедствующих семей.

Профессор Челябинского педагогического университета Сергей Молчанов для начала предложил называть вещи своими именами.

"Давайте откажемся от иностранного названия и будем называть этот проект по-русски. "Бэби-бокс" не переводится как "окно жизни", это "ящик для детей". Есть выражение "сыграть в ящик". Хочу отметить, что на содержание "бэби-бокса" будут тратиться бюджетные деньги. Смешно вкладывать деньги в зло", - сообщил профессор.

На этой дискуссии, по наблюдениям корреспондента Накануне.RU, процент сторонников "боксов" был около 10-15%, тогда как большая часть высказывалась против.  Так, против установки "ящиков" выступили представители местной власти. Помимо детского омбудсмена, протест выразили представители минздрава и сотрудники медучреждений.

Несмотря на это, по итогам дискуссии ОП РФ выпустила пресс-релиз, в котором говорится, что законопроект по "бэби-боксам" внесут в Государственную думу РФ в ближайшее время, а в Общественной палате РФ готовы провести его нулевые чтения. Это будет законопроект, "который будет вызывать массу вопросов, уточнений. Общественники должны оказывать реальную помощь в регулировании этого вопроса, поскольку они должны дополнять эту работу". По словам секретаря Общественной палаты РФ Александра Бречалова, это и есть главный вывод общественных слушаний.

Александр Бречалов|Фото: Накануне.RU



Анна Смирнова