Строительство моста через Керченский пролив идет полным ходом. Если еще год назад, говоря об этом проекте, который позволит избавиться полуострову от украинской зависимости, многие называли его "мифом", и даже оптимисты смотрели на это как на сказку для крымчан. Сегодня уже не только готов проект строительства моста, с учетом сложного тектонического характера почвы, но и введен в эксплуатацию первый технологический пролет, который позволяет доставлять на остров Тузлу материалы, технику, строительные конструкции. Для жителей Крыма эта тема остается одной из важнейших – это "мост мира" и "дорога жизни", которая позволит перестать зависеть от бывших соотечественников, объявивших блокаду и обещающих зимой отключить полуостров от электроэнергии. Подробности – в материале Накануне.RU.
После вхождения Крыма в российскую юрисдикцию вопрос о строительстве моста, который соединит материк и полуостров, остро встал в повестке дня. Причиной этому было весьма агрессивное отношение Киева, который в 2014 году перекрывал поставку воды на полуостров и отключал электроэнергию, провоцируя гуманитарную катастрофу.
По поводу строительства было много скепсиса, однако к лету 2015 года было предложено несколько десятков вариантов мостовой переправы, и начата активная работа. 3 октября вице-премьер Дмитрий Козак открыл движение по первому технологическому мосту длиной 1,2 км, который позволит перевозить грузы и технику без перегрузки на паромы непосредственно на остров Тузла. Пролет был построен всего за три месяца, еще два будут готовы к лету 2016 года.
"Работа проведена огромная. Все идет в графике, все скоординировано, несмотря на то, что здесь – по линейным объектам на Таманском и Керченском полуостровах – работает ряд подрядчиков", – отметил Козак.
Помимо строительства моста, чиновник дал старт возведению четырехполосной автострады, которая свяжет мост с трассой М-25, соединяющей Новороссийск с Симферополем.
"Работы будут вестись с восьми точек, одновременно от Таманского полуострова и Керчи к острову Тузла. В судоходной части Керченского пролива предусмотрена арка для прохода судов, ее ширина – 227 м, а высота надводного габарита – 35 м. Постоянный мост будет строиться слева и справа от рабочего моста. Если смотреть с Тамани в сторону Крыма, то справа пойдет автомобильная четырехполосная дорога с осевым барьерным ограждением. Она будет соответствовать самым современным мировым стандартам дорожного строительства, легковые машины смогут двигаться по ней со скоростью 120 километров в час. А слева пройдет двухпутная железная дорога", – рассказал в одном из интервью руководитель Росавтодора Роман Старовойт.
Стенд Керченского моста был представлен на инвестиционном форуме в Сочи, где его посетил Дмитрий Медведев.
Единственным подрядчиком работ является ООО "Стройгазмонтаж", которое учредило отдельную компанию для керченского проекта – ООО "СГМ - Мост". Смета строительства была определена в 228 млрд руб.
Запуск первого технологического пролета стал важным сигналом и для самих крымчан – с мостом на полуострове, отрезанном от большой земли, связывают большие надежды.
"Процесс возведения Керченского моста очень живо обсуждается внутри крымского сообщества, как среди рядовых граждан, так и в экспертном сообществе. Этот мост в прямом смысле станет мостом мира, мостом жизни. Этот мост необходим Крыму, чтобы не быть в продовольственной блокаде, не зависеть от Украины, чтобы, в конце концов, решилась энергетическая безопасность полуострова. Этот мост необходим для связи с материковой Россией, и этим все сказано", – отметил в беседе с Накануне.RU крымский политолог, президент "Регионального института политических коммуникаций" Иван Мезюхо.
Появление первого инфраструктурного объекта, который позволит круглогодично подвозить материалы на склад, собирать там металлоконструкции без громоздкой схемы с паромами – признак того, что работа идет очень интенсивно и не будет остановлена. С другой стороны, после десятилетий в украинских реалиях, и не самого стабильного положения экономики в России, проявляется определенный скепсис по поводу того, что строительство действительно будет закончено в срок и техническая эксплуатация моста начнется в декабре 2018 года. Для сравнения, знаменитый мост на Русский остров протяженностью 3,1 км строили с сентября 2008 по лето 2012 года.
"Уверенности в планах нет, потому что сильно много всего и сразу хотят. Они хотят и дороги, и мосты, и инфраструктуру туристическую сделать. Но мы надеемся, что если Владимир Путин возьмет это дело под контроль, заболтать не получится. Все это охватить очень сложно",– прокомментировал Накануне.RU депутат горсовета Симферополя Степан Кискин.
Туристическая инфраструктура и дороги в Крыму и впрямь нуждаются в обновлении. В отрасль четверть века не вкладывались деньги, здесь было излюбленное место для отдыха "дикарями" как для российских, так и для украинских туристов. В 2014 году был очевидный провал, но уже в этом году поток туристов вырос вдвое и составил чуть менее 4 млн человек. К искателям романтики и недорогого отдыха прибавились чиновники, сотрудники силовых структур, госкорпораций. Однако все еще на слуху очереди на паромы, в которых российские "патриотические" туристы стояли от 20 до 40 часов. И это тоже была одна из причин, по которым строительство моста ожидалось крымчанами.
Несмотря на удвоившийся поток, в этом году ситуацию, во многом, удалось стабилизировать.
"В этом году керченская паромная переправа работала гораздо лучше, чем в прошлом году, удалось справиться с многокилометровыми очередями, удалось наладить работу большого количества паромов, поэтому, эта проблема была решена. Кроме того, был существенно модернизирован международный аэропорт Симферополя и реконструкция этого транспортного узла Крыма будет продолжаться. Была существенно увеличена пропускная способность аэропорта", – пояснил Иван Мезюхо.
Эксперты отмечают, что большую роль в этом сыграли федеральные структуры. На сегодня, по данным паромной переправы, в сутки проезжает несколько сотен автомобилей, до 5-6 тыс. пассажиров. Согласно проекту моста и планам заказчиков, в сутки через мост будет проезжать до 40 тыс. автомобилей. С учетом железнодорожной ветки, пропускная способность переправы вырастет многократно.
По данным застройщиков, вся продукция для строительства будет российского производства, включая дорожную технику Volvo, которая производится с высокой степенью локализации в России. На сегодня известно, что ряд металлоконструкций будет поставлять тюменское предприятие "Мостоотряд-36".
Что касается дорог, то если в крупных городах они еще были на приемлемом уровне, то чуть дальше, по словам очевидцев, ездить безопасно там можно было на внедорожниках. Но уже сегодня на крымских форумах обсуждают большое количество мест, где идет ремонт дорог, и тех, где качество их стало "на уровне".
Со строительством переправы связывают крымчане и еще одно важнейшее изменение. До конца года энергетики обещают закончить проведение энергомоста, который через подводные кабели позволит переключить инфраструктуру с украинских генерирующих мощностей на материковые российские.
"Мы все переживаем по повожу энергомоста, потому что Украина обещает отключить нас от электроэнергии и тогда мы останемся без света. Газа у нас хватает для отопления, а со светом проблемы. Дизельные электростанции не решат проблему, наши ТЭС тоже проблему не решат, ветряков и других источников энергии мало. Я боюсь, что будем страдать в этом году", – поделился опасениями Кискин.
Согласно открытым данным, собственная генерация Крыма невысока – порядка 145 МВт. Существует также солнечная генерация – 407 МВт, энергия ветра – 66 МВт. Перетоки из украинской энергосистемы составляют от 500 до 900 МВт в зависимости от времени суток. По итогам завершения первой очереди энергомоста до 25 декабря 2015 года она обеспечит около 300 МВт. Это не перекроет потребности полностью, но серьезно снизит зависимость от непредсказуемых киевских властей. К концу 2016 года переток из материковой энергосистемы должен достигнуть 850 МВт.
Проблема энергообеспечения Крыма тянется с советских времен. Решить ее должна была атомная станция, которую начали строить в 1975 году, был выстроен целый город, создана необходимая инфраструктура, а возведение АЭС с проектной мощностью 2 тыс. МВт началось в 1982 году. Запуск энергоблоков был намечен на 1989 год, однако чернобыльская катастрофа поставила крест на этих планах. Сейчас для того, чтобы обеспечить энергонезависимость Крыма, разработан план строительства сети ТЭС. Две очереди по 235 МВт будут построены в окрестностях Севастополя. Местные блогеры охотно публикуют фотографии и отчеты с места строительства первой из них. Электричество отсюда будет генерироваться с 1 сентября 2017 года. Еще через полгода планируется пустить в строй вторую очередь. В республике Крым тоже говорят о проекте строительства ТЭС.
Словом, к 2018 году, по планам, должна быть преодолена безальтернативная зависимость от украинской стороны по энергетике, транспорту и торговым отношениям. Вполне возможно, что через три года эта проблема будет не столь актуальна, а власть нынешнего киевского режима развалится как карточный домик, однако дополнительная логистическая развязка вряд ли останется невостребованной. Кроме того, по мнению экспертов, эти проекты позволяют развиваться и внутренней экономике Крыма, поскольку есть потребность в стройматериалах, трудовых ресурсах, которые будут использоваться и на строительстве моста, и дорог, домов, гостиниц, туристической инфраструктуры.