В проекте федерального бюджета на 2016 г. расходы по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" сокращаются сразу на 41%. Госбюджет, в основном, финансирует программы строительства жилья и расселения ветхих домов, большие коммунальные стройки в субъектах и выделяет субсидии на улучшение жилищных условий льготных категорий. Федеральных денег на все эти цели станет меньше, а, значит, расходы уменьшатся и в региональных бюджетах – большинство программ реализуются на основе софинансирования в пропорции 50 на 50. Регионы и муниципалитеты, на которых лежит обязательство по модернизации коммунальной инфраструктуры, тоже стараются затянуть пояса: в 2015 г. расходы на направление они уже сократили на 90 млрд руб. Тенденция продолжается и в 2016 г. - больше брать деньги на исполнение "майских указов" неоткуда. Решать проблему изношенности сетей предложено абстрактным инвесторам и жителям. Недовольство последних может стать особенно заметным в преддверии избирательной кампании 2016 года.
В объеме расходов федерального бюджета в 2016 г. раздел "жилищно-коммунальное хозяйство" занимает 0,5%, годом ранее на коммуналку приходилось 0,8% трат – в денежном выражении это 132,7 млрд руб. против 74,2 млрд руб. в будущем году. Сокращение расходов на ЖКХ – самое значительное в проекте бюджета, сумма уменьшается на 41%. Для сравнения, образование "оптимизировано" на 7,9%, здравоохранение – почти на 11%.
В 2013 г. президент Владимир Путин говорил, что на восстановление всех коммунальных фондов необходимо порядка 9 трлн руб. Профильный министр Михаил Мень через полтора года "реформирования" отрасли назвал ту же сумму.
"Но никто даже цену вопроса не знает. Одни эксперты говорят о 9-10 трлн руб. Другие называют сумму в 500 млрд руб. в год, с которой можно что-то поэтапно сделать. Но даже последнее - не решение вопроса, потому что найти такие средства в бюджете (федеральном, прим.) не представляется возможным", - говорил Мень, добавляя, что ставку нужно делать на частных инвесторов.
Посыл федерального центра к сокращению бюджетного финансирования ЖКХ регионы уловили, по данным министерства, в 2015 г. регионы вложили в коммунальную инфраструктуру на 90 млрд руб. меньше. В больших городах снижение государственных инвестиций компенсировали вложения "частников", что дало позитивную статистику: заменено на 135 км больше тепловых сетей, рост по водопроводным сетям – 6 тыс. км. А вот в мелких муниципалитетах, где с коммунальной инфраструктурой, как правило, ситуация наиболее сложная, конкуренции за ржавые трубы не наблюдается. Снижение финансирования из бюджетов всех уровней ударит именно по таким территориям, там разнонаправленное движение размера коммунальных тарифов и качества предоставления услуг ЖКХ продолжится.
Из 74,2 млрд руб. госпрограммы ЖКХ на жилищное хозяйство приходится 18,2 млрд руб. По этой статье идет софинансирование программ по улучшению жилищных условий различных льготных категорий. Например, 592,6 млн руб. в бюджете заложены на предоставление квартир прокурорам и следователям, сумма несколько меньше, чем в 2015 г. благодаря сокращению ФЦП "Жилище". Напомним, целевая программа работала четыре года, Правительство решило не закрывать ее в 2015 г., а продлить до 2020 г., но если в 2015 г. она "весила" 38,6 млрд руб., то в 2016 г. на нее планируется направить чуть больше 32 млрд руб.
Молодые семьи могут рассчитывать только на 5,2 млрд руб. вместо 6,8 млрд руб. Трансферты на переселение жителей из регионов Крайнего севера снизились на 9,1 млрд руб. до 4,3 млрд руб., при этом, очередь не уменьшилась – на начало года в ней стояли 218,5 тыс. человек. Для того, чтобы обеспечить жильем всех переезжающих, нужно еще 3,5 млрд руб. Ученые и спасатели, субсидии на улучшение жилищных условий для которых значились отдельной строкой в прежней версии программы, в новой ФЦП отсутствуют. Не хватило денег на предоставление жилья пострадавшим при радиационных катастрофах (3 млрд руб.), вынужденным переселенцам (1 млрд руб.), жителям аварийных домов в районе БАМа (2,3 млрд руб.) - суммарное недофинансирование жилищной части программы оценивается в 13,5 млрд руб.
Счетная палата РФ, проанализировав проект бюджета, отметила, что есть риски недостижения целевых показателей по переселению жителей из ветхого и аварийного жилья – взнос в уставный капитал Фонда содействия реформированию ЖКХ, через который проходят субсидии на адресные программы в регионах, уменьшен на 4,2 млрд руб. Одновременно бюджетные ассигнования по госпрограмме "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" снизились на 21,1 млрд руб. (см. таблицу).
По оценкам экспертов, регионы занижают количество аварийных домов в разы, в первую очередь, чтобы достичь целевых показателей программы переселения, финансирование которой из федерального бюджета завершится после 2017 г. О том, что некоторых опасных для жизни домов в списках на расселение и вовсе нет, становится известно после того, как конструкции падают. Так случилось в Тюмени с упавшим домом на ул. Харьковской, 52а и соседней многоэтажкой. Трагедия в этом году произошла в Перми: обрушившийся угол дома на ул. Куйбышева, 103 "похоронил" двух человек. ЧП запустило проверку всех аварийных домов в городе. Завершение государственной программы ликвидации ветхого жилья вкупе с отказом от финансирования ремонтов пока еще новых домов приведет к росту износа жилфонда в стране. О такой перспективе говорят и официальные данные Росстата.
Площадь аварийного жилья в России выросла с 1990 по 2013 г. с 3,3 млн кв. м до 23,8 млн кв. м
Уменьшение средств на жилищное хозяйство произошло из-за завершения программы строительства жилья для военнослужащих, в 2015 г. Минобороны выделило последние 9,5 млрд руб. на квартиры, еще 12,8 млрд руб. были направлены на строительство общежитий. Очередь, судя по данным Минобороны, значительно сократилась, но полностью справиться с ней не удалось. Если в 2012 г. в постоянном жилье нуждались 82,4 тыс. военных, то к концу 2015 г. в ней останутся стоять чуть более 11 тыс. человек. При этом, субсидий на покупку или строительство жилья в бюджете на 2016 г. нет совсем, учитывая темпы прироста очередников (49 тыс. человек с 2012 по 2015 гг.), к концу 2016 г. очередь увеличится вдвое.
Еще один интересный момент в ФЦП: сумма на модернизацию и строительство объектов коммунальной инфраструктуры с 2,7 млрд руб. в 2015 г. урезана до 328 млн руб. в 2016 г. Средства "Жилища" идут на самые важные "коммунальные стройки" в регионах, которые субъектовый бюджет потянуть не в состоянии. Госказна оплачивает половину суммы, остальную часть берет на себя региональный и местный бюджеты. Несмотря на то, что состояние коммунального хозяйства в регионах не самое лучшее, а в некоторых случаях – катастрофичное, новых объектов для софинансирования в ФЦП не появилось. Более того, субсидии на единственный оставшийся - строительство систем водоснабжения Кирова – уменьшены на 1 млрд руб. По мнению профильного комитета Госдумы, такой секвестр равноценен отказу от реализации подпрограммы.
В целом статью "Коммунальное хозяйство" урезали с 25,9 млрд руб. до 15,1 млрд руб. – на 37%. Профильный комитет Госдумы, который, несмотря на все "но", рекомендовал бюджет к принятию, оправдывает такой секвестр дефицитным бюджетом, ресурсы которого, в первую очередь, направлены на поддержку "наиболее уязвимых слоев населения", развитие негосударственного сектора экономии и импортозамещение. Исполнительный директор национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль", член наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Светлана Разворотнева отмечает, что главная проблема бюджета 2016 г. - сокращение целевых трансфертов и субсидий на ЖКХ регионам на фоне сохранения и даже роста обязательств субъектов.
"Проблема в том, что выполняя обязательства по повышению зарплаты бюджетникам, регионы свернули все свои модернизационные и инвестиционные программы. Они перестали вкладывать в ремонт труб, в коммунальную инфраструктуру. У них нет денег на то, чтобы подтянуть трубы к строящимся домам, чтобы переселить то жилье, которое признано аварийным после 2012 г. Вот в чем заключается главная опасность – в отсутствии денег у регионов, а не сокращении трат в федеральном бюджете. Мы видим, что сейчас ряд субъектов не может внести свою часть финансирования программы капитальных ремонтов многоквартирных домов. Ремонты оплачиваются из дух источников: взносы граждан и до половины суммы доплачивает региональный бюджет. Субъекты, устанавливая низкие взносы на капремонты, закладывали в бюджет суммы для компенсации, но сегодня ряд регионов Северного Кавказа платежи не перечислили, в бюджет Кировской области деньги на капремонты не заложены. Все это приводит к тому, что за те деньги, которые платят собственники, провести обещанный жителям капитальный ремонт невозможно", - рассказала Накануне.RU Разворотнева.
В Кировской области из-за отсутствия денег в казне взносы на капремонты установили выше, чем в федеральном стандарте: 7,1 руб. вместо 6,7 руб. Жители недовольны и поэтому не платят.
Но даже в тех субъектах, где тарифы соответствуют рекомендациям, ситуация ничем не отличается. Переложение забот о коммунальном хозяйстве с государства на жителей приводит к протестам. Какого масштаба они достигнут во время верстки федерального и региональных бюджетов, можно только догадываться. Ведь субъекты в 2016 г., как и в текущем периоде, намерены урезать траты на содержание и модернизацию коммунального хозяйства, планируя развивать сферу за счет частных инвесторов. Вместе с тем тарифы на коммунальные услуги по прогнозу социально-экономического развития в 2016 г. вырастут на 4%, а за электричество жители будут платить сразу на 8-8,6% больше. Такой подход одобряют в Общественной палате РФ, первый заместитель председателя комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты РФ Артем Кирьянов поддержал сокращение бюджетных трат на ЖКХ.
"Государство не может себе позволить нести бремя расходов вместо собственников. С учетом того, что 83% многоквартирных домов на сегодняшний день принадлежат гражданам и являются их частной собственностью, это повод для того, чтобы задуматься, как самим содержать наши дома и территорию вокруг них. Не скажу, что здесь нет проблем. Проблемы сейчас есть с управляющими компаниями, процесс лицензирования, который был запущен, до сих пор обкатывается", – сказал Накануне.RU общественник, отметив, что инфраструктура – одна из самых надежных площадок для вложения средств, поэтому инвесторы должны быть заинтересованы в работе.
В "ЖКХ Контроле" готовы поспорить с этим тезисом: сельская коммуналка, изношенная на 80%, инвесторов не интересует. Куда больший интерес к "финансированию ЖКХ" проявляют управляющие компании, желающие нажиться на собственниках. Одну из таких историй Накануне.RU уже рассказывало: отдел по борьбе с экономическими преступлениями полиции Урая расследует предполагаемые факты нарушений со стороны управляющей компании "Урайжилремсервис".
Неразбериха в сфере ЖКХ: снижение бюджетного финансирования с одновременным отсутствием контроля за деньгами собственников – может стать основной темой избирательной кампании 2016 г., едва ли не такой же популярной, как "экономический кризис", отмечают политологи. Благодаря переходу к пропорциональной системе выборов депутатов Госдумы, состояние коммунальной инфраструктуры в регионах ринутся изучать одномандатники.
"Экономический кризис, разворачивающийся в стране, будет влиять на социально-политическую ситуацию и обстановку. Влиять негативно, и многие из кандидатов будут апеллировать к населению и поднимать эти вопросы. В рамках избирательной кампании вопрос ЖКХ тоже будет популярнее. Если мы вспомним Болотную площадь - это был чисто политический процесс. В 2016 г. все будет зависеть от того, как власть проведет выборы в Государственную думу. Если они пройдут более-менее открыто и прозрачно, многие вопросы удастся снять. Если вновь будет использоваться пресловутый административный ресурс, то вероятно наложение политического протеста на социальный. Это, безусловно, раскачает ситуацию, я практически уверен, что кандидаты на одномандатных округах будут апеллировать к социально-экономической тематике. Готов прогнозировать довольно серьезную борьбу между кандидатами", - рассказал Накануне.RU секретарь федерального совета "Партии дела" Алексей Лапушкин.
Пока же раскачать, а сдвинуть с места проблему пробуют некоторые депутаты. Член госдумского комитета по ЖКХ Александр Абалаков подготовил поправку, которую планирует внести после рассмотрения бюджета в первом чтении 13 ноября. По мнению депутата, федеральный бюджет должен поддержать модернизацию коммунального и жилищного фонда в регионах, для этого нужно увеличить и трансферты и финансирование программы капремонтов.
"Мы добиваемся, чтобы финансирование региональных программ капремонтов на 85% осуществлялось из федерального бюджета. Дополнительно необходимо выделить 100 млрд руб. Бюджет, который сейчас формируется, нарушает ряд статей Конституции РФ: о праве на жилище, о социальном обеспечении по возрасту, о праве на охрану здоровья. В ЖКХ у нас не решают социальную проблему обеспечения жильем, решают коммерческие задачи: развитие ипотеки, рост строительства. Это нарушает наши права и увеличивает наши расходы", - рассказал Накануне.RU депутат.
Даже если поверить Минфину, который убеждает, что денег в стране совсем нет, и не пытаться увеличить бюджетные расходы на коммунальную инфраструктуру, поддержку можно оказать в иных формах: государственные гарантии предприятиям, создание институтов развития ЖХК, в конце концов, субсидирование процентных ставок. Специалисты отмечают, что сегодня "коммуналку" банки не кредитуют – им неинтересны мелкие проекты. Напомним, то же самое банкиры говорили и о секторе МСБ.
"Вложения в ЖКХ, так же, как и вложения в дорожное строительство, в любую инфраструктуру являются локомотивом развития экономики. Даже длинные дешевые бюджетные кредиты на создание коммунальной инфраструктуры способны поддержать экономику регионов, но у нас субсидирование получают только сильные лоббисты", - объясняет Светлана Разворотнева.
И странно, что в преддверии нового избирательного цикла накапливающиеся коммунальные проблемы не трогают основных соискателей мандатов и чиновничьих кресел. "Единая Россия" предпочитает не увеличивать бюджетное финансирование ЖКХ, а объяснять налогоплательщикам, почему они должны вкладывать в сферу деньги собственные - партийцы месте с Минстроем на днях презентовали "Азбуку потребителей услуг ЖКХ", которая должна сформировать "хозяйственное отношение" к общедомовому имуществу. Благодаря такой позиции рейтинги партии будут падать с той же скоростью, с которой в последние годы рушатся российские дома?