Аналитика


"Турецкий транзит" - "удар в спину" Транссибу или страховка Пекина?
Политика | В России | В бывшем СССР | За рубежом

Как часто бывает, событие, которое готовили несколько лет, журналисты просто подверстали к удобной актуальщине. Еще год назад, когда премьер Госсовета КНР Ли Кэцян в своём большом турне посетил Казахстан и Сербию (но, к слову, в Турцию так и не заехал), он подписал соглашения, что легли в основу "закавказской" ветки Нового Шёлкового пути - транспортного коридора, связывающего Западный Китай и Балканы. Нетрудно заметить, что коридор собирается, как минимум, из трёх крупных национальных проектов разных государств - упомянутого китайского Шёлкового пути, стратегия которого была объявлена в 2013 году, казахской концепции "Светлого пути", подразумевающей превращение Казахстана в транзитное государство и дедолларизацию его экономики (2014 год), и Закавказского транспортного коридора Азербайджан - Грузия - Турция, строительство которого началось аж в 2008 году. И вот, первый поезд, отправленный в рамках Нового Шёлкового пути по территории Казахстана и Азербайджана в обход России, прибыл из Китая в Грузию 13 декабря. 

Говорить, что открытие нового маршрута через Турцию - это ответ на российские санкции, не приходится, хотя бы потому, что проект готовился, возможно, задолго до того, как начался конфликт в Сирии. Что же касается целей нового транзита и его возможностей, то при своих плюсах (он короче Транссиба и благодаря новой инфраструктуре, транспорт движется быстрее), новый транспортный коридор не лишён весьма существенных недостатков. Он не полностью сухопутный, так как разделяется Каспийским морем, проходит через Азербайджан близ зоны тлеющего Карабахского конфликта, нестабильную Грузию, Турцию, которая держит открытой свою границу с Сирией (а фактически, с землями, занятыми ДАИШ), а в Европу попадает через, опять же, непредсказуемые в политическом отношении Балканы. Кроме того, не стоит забывать, что этот маршрут не есть сам по себе Шёлковый путь, а лишь одно из его направлений.

Шелковый путь, закавказская ветка, казахстанская ветка|Фото: rus-img.com

Шелковый путь, закавказская ветка, казахстанская ветка|Фото: opana.opredelim.com

Китаю, который суть начало и конец обсуждаемого Нового Шелкового пути, а не транзитное государство, судя по всему, мало одного пути, и он логично разрабатывает целую сетку.

Накануне.RU уже писало о возможном и потенциально интересном для Китая пути через Пакистан, Иран и Ирак в Сирию. А помимо этого, КНР стремится реализовать множество других сухопутных и морских путей во все уголки Земного шара. Не стоит забывать, что один из них пролегает в Европу через Казахстан, Россию и Белоруссию. Например, первый участок высокоскоростной железнодорожной магистрали, связывающей наши страны, а именно, трасса Москва - Казань, уже строится. Да, работы по её созданию начались позже, однако, стоит напомнить, что если "турецким транзитом" занимался китайский премьер Ли Кэцян, то "русским" - сам председатель КНР Си Цзиньпин, посетивший в мае этого года Астану, Москву и Минск.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Нет и данных о том, что КНР отказывается от поставок в Европу грузов и по Транссибирской магистрали. Известно, что китайские эксперты предлагают создать и ветку Шёлкового пути в обход Казахстана - через алтайский участок российско-китайской границы с дальнейшим выходом на Транссиб в Новосибирске. Стало быть, запуск "турецкого транзита" - это не удар в спину от нашего стратегического партнёра - Китая и члена ЕАЭС - Казахстана, а просто ситуативно выгодный для них вариант.

Более того, даже беглый осмотр китайских СМИ убеждает в том, что общественное мнение КНР не считает Турцию надёжным и стратегическим партнёром, а также настороженно относится к Эрдогану, в первую очередь, из-за проводимого им пантюркистского внешнеполитического курса.

Турецкий пантюркизм и экспансионизм за время своего развития задел и Поднебесную.

Напомним, в 2009 году после подавления волнений в Урумчи (столица Синьцзян-Уйгурского АО), Эрдоган публично назвал произошедшее "фактически геноцидом" уйгурского народа (хотя тогда в столкновениях отнюдь не мирных протестующих с правоохранителями погибли 200 человек. Цифра внушительная, но уйгуров в КНР проживает более десяти миллионов, так что говорить о "геноциде" тут явно неуместно). В июле этого года перед визитом Эрдогана в Китай, влиятельное издание КНР Global Times отмечало, что отношения между Анкарой и Пекином могут ухудшиться, если Турция оставит без внимания антикитайские настроения в стране и не изменит свое отношение к действующему в Синьцзяне движению “Восточный Туркестан”, которое китайские власти считают незаконным.

В ходе того визита Эрдоган посетил Урумчи, где провёл бизнес-форум и встретился с уйгурскими мусульманами. В целом, стороны так и остались при своём - Китай выступает за интеграцию уйгуров в своё общество, при сохранении их культуры и традиций. И в этом ключе Пекину выгодно сотрудничество между СУАР и Турецкой республикой. При этом он, естественно, борется с проявлениями сепаратизма и террористической активности на территории Синьцзяна. Эрдоган же продолжает собирать "турецкий мир", а "защита уйгуров от угнетения" была представлена едва ли не главным результатом его китайского вояжа.

Атака на российский Су-24 заставила китайцев вновь вспомнить о неооттоманских амбициях турецкого лидера.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

На сайте i.feng.news появился материал под названием "За время правления Эрдогана Турция не расстаётся с мечтой об империи". Там упоминается, что, якобы северный сосед Сирии пытается защитить живущих там турок так же, как Путин помогал русским в Крыму и в Донбассе. Однако, как отмечают журналисты, если в последнем случае имело место волеизъявление граждан, то Турция сразу прибегла к эскалации конфликта и военному пути решения своих внешнеполитических проблем. Кроме того, этнические турки, сражающиеся в Сирии, не имеют своих организаций, а воюют в составе международных террористических группировок. В то же время, отмечается, что в угоду амбициям Турции в Сирии, тесные и многосторонние российско-турецкие отношения были с лёгкостью принесены в жертву.

Сильную озабоченность в КНР вызывают и доказанные обвинения в торговле нефтью клики Эрдогана с террористами. "Синьлан цзюньши" считает даже отправку турецких сухопутных войск средством прикрытия нелегальной транспортировки нефти из Ирака. А "Чжунъюань ван" обращает внимание на то, что турецкий контингент стоит около иракского города Мосул. Это крупнейший город, занятый в настоящее время боевиками ДАИШ, тогда как сил турецкой группировки явно не хватает для его штурма. Вместе с тем, Анкара и не спешит выводить своих военных с территории сопредельного государства, на чём, кстати, настаивает правительство Ирака. Такое состояние дел лучше всего иллюстрирует двойную игру Турции на антиигиловском фронте. Всё это даёт понять - "турецкий транзит" - не единственный и далеко не самый удобный маршрут Шёлкового пути, а Турция не сможет заменить Россию как стратегического союзника КНР на европейском направлении.



Павел Мартынов