Отвечая на вопрос корреспондента Накануне.RU о том, как президент относится к восстановлению отечественного авиапрома и к перспективам возобновления серийного производства Ил-96, Владимир Путин отметил несколько моментов.
Во-первых, это технологичная отрасль, которая досталась нам "в наследство" от СССР.
"Я полностью разделяю вашу озабоченность. Авиастроительная отрасль относится к тем, которые, безусловно, обеспечивают высокотехнологичную часть нашей экономики. Это то, что нам досталось еще из советских времен. Хотя в СССР прежде всего развивали боевую авиацию, а потом приспосабливали ее к гражданским нуждам, и не смотрели ни на моторесурс и сколько тратится авиационного керосина. Сегодня мы не можем так поступать. Но мы, вне всяких сомнений, должны обеспечить не только внутренние перевозки своими транспортными средствами, но и должны выходить на международный рынок", - сказал Путин.
Он ориентировал производителей на создание конкурентной техники.
"Вообще, мы должны ориентировать всех наших производителей, в том числе и авиационной техники, чтобы они добивались такого качества производства, которое бы создавало конкуренцию во всем мире. Что касается широкофюзеляжного самолета, то это просто большие вложения, мы договорились об этом с китайскими партнерами, что мы будем делать это вместе и мы двигаемся по этому пути. Это большие самолеты для дальних расстояний. Но нам этого недостаточно. Нам надо собственными самолетами обеспечить не магистральные линии, а региональные перевозки, есть планы по Ил-14 или Ил-114 - это новый старый проект, с инновациями, которые необходимы для современного продукта", - заявил президент.
Как отметил глава государства, только сейчас произошло важнейшее событие в двигателестроении: "Новый двигатель - это первый продукт в этой области с конца 80-х годов прошлого века". По его словам, это дает возможность развивать нам наше самолетостроение, в том числе самолет Ил-96. Президент имел в виду двигатель ПД-14 (производится в Пермском крае и был представлен недавно на госсовете по импортозамещению в Свердловской области).
"Это было самым слабым звеном. У них хорошие двигатели, но наш – лучше, и самолет наш будет лучше!" - добавил глава государства.
При этом, наблюдатели отметили, что президент запутался в названиях лайнеров, назвав самолет, на котором он сам летает, Ил-95, а не Ил-96, и Ил-114 "обозвал" Ил-14. Как и неверно обозначил название того самого двигателя. Также Путин не стал отвечать, почему сам летает только на отечественных самолетах.
Основным президентским самолетом является четырехдвигательный широкофюзеляжный дальнемагистральный Ил-96-300ПУ. Две буквы в обозначении - "пункт управления"
"Я считаю, что говоря о том, что отечественный рынок нужно обеспечить собственными самолетами, президент говорил искренне. Но развить тему не даст пятая колонна в правительстве, которую он сам и похвалил, вызвав шок у всей страны", – отметил в беседе с Накануне.RU военный эксперт Александр Жилин.
По его словам, партнерство с Китаем – это, в большей степени, знак доверия и демонстрация дружбы, но развивать с КНР стоит не такие проекты, а, например, Шелковый путь.
"Журналист задала вопрос об одном, а получила ответ из другой галактики. Президент владеет ситуацией настолько, насколько ему сообщают ее представители Минпромторга, которые делают все, чтобы не дать хода этим проектам. Им это не нужно. За эти проекты реально некому биться", – прокомментировал Накануне.RU ответ президента авиаконструктор Сергей Анучин.
Так, в случае с Ил-96 кажутся странными разговоры по поводу якобы бездумного приспосабливания техники к гражданским нуждам, в частности, претензии по расходу керосина.
Он отмечает: при одинаковой работе/производительности Boeing 777-300ER на взлете на 30% тяжелее Ил-96М/Т. А европейский A340-600 так еще хуже – вообще на 40% тяжелее! И за эти совершенно лишние 30% – 40% веса западных лайнеров по всем сборам нужно платить совсем не лишние для авиакомпаний деньги. Да и взлетев, эти самолеты лучше не становятся. Вместимость топливных баков самолета Boeing 777-300ER на 20% больше, чем у Ил-96М/Т, а, значит, и расходует этот "Боинг" на 20% больше. Если Boeing 777-300ER по топливной эффективности хуже, чем Ил-96М/Т, что уж тут говорить про еще менее экономичный A340-600, когда всем известно, что его вытеснил с рынка Boeing 777.
К тому же, четырехдвигательные Ил-96 имеют перед двухдвигательными конкурентами на дальних маршрутах преимущество в несколько часов полета.
Еще более странно, что президент ни разу не упомянул фактор безопасности. Тогда как по расходу топлива претензии к "Ил-96" "формальны". "Против участия Ил-96 в авиакомпаниях упрутся всеми ногами, потому что формально Ил-96 не такой экономичный, как западные машины – но я западные не люблю, так как у них все принесено в жертву топливной эффективности. За эти годы авиакомпании уже "подсели на иглу" западного авиапрома, а пересаживаться на те же Ил-96 – это для них болезненно, это отказ от той жизни, к которой они привыкли примерно с середины 90-х. Да и в составе Ил-96 три человека в экипаже, а это более затратно, чем два человека в "Боинге", - отмечает писатель, публицист Максим Калашников.
Но при этом именно Ил-96 способен совершить посадку при четырех неработающих двигателях (то есть всех), на что Boeing неспособен в принципе. Надежность Ил-96 подтверждает тот факт, что за все время эксплуатации самолетов этого типа не было ни одного летного происшествия, в котором погиб бы хоть один человек.
По словам Анучина, надо строить "Илы" и "Ту", которые с новыми двигателями серии ПД-14 станут примерно на 15% экономичнее и будут летать пропорционально дальше.
Но чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, нужно и смежникам, и самим производителям самолетов выстраивать связи, поднимать вопросы о необходимости серийного производства самолетов, в том числе, Ил-96.
"Я писал письмо губернатору Воронежской области Гордееву, где находится ВАСО, на котором производят Ил-96. Я говорил о том, что развитие проекта может дать десятки миллиардов региону, но мне ответил клерк из администрации, который заявил, что этот проект не находится в числе приоритетных", – рассказал эксперт.
По его мнению, характеристики Ил-96 перекрывают те, что разрабатываются в рамках проекта с Китаем, при этом, наш самолет уже готов. А рынок сбыта для него может быть очень большим.
"А-350 собирают 10 самолетов в месяц. Таким же должен быть оборот и у нас. Представляете, какой это оборот? Когда это будет, тогда и не будут президенту задавать вопрос о том, как прожить на зарплату в 8 тыс. руб. Нам не хватает производства, а подобные проекты – реальный запуск заводов", – уверен Анучин.