В канун Нового 2016 года, 23 декабря, состоялось знаковое событие в системе образования России – заседание Государственного Совета под председательством президента страны Владимира Путина по проблемам совершенствования этой самой системы. В чем просматривается особый сакральный смысл. Ибо именно система образования больше всего пострадала при утверждении бюджета на 2016 г. Даже несмотря на то, что Правительство приняло решение дополнительно выделить из своих "закромов" на строительство новых школ и ремонт старых 50 млрд руб. В целом, бюджетные расходы на такую важнейшую социальную сферу, как образование, не выдерживают у нас никакой критики. Причем, уже не первый год. Только за последние три года расходы на образование были сокращены более чем на 15%.
Но и это не самая страшная и единственная проблема в сфере развития образования России. Продолжает неуклонно падать качество знаний выпускников средних общеобразовательных школ, несмотря на всякие американские штучки типа ЕГЭ, ГИА и прочей тестовой нечисти. Министерство образования окончательно запуталось с новыми стандартами образования, запуталось с учебными планами и программами, с головой (или без таковой) погрузилось во всевозможные весьма подозрительные и сомнительные эксперименты.
Видимо, все это и сподвигло руководство страны к тому, чтобы последний главный в уходящем году Государственный Совет провести именно по проблемам развития системы образования.
В своем вступительном слове Владимир Путин очень многое сразу же расставил по своим местам. Сказал об особой роли школьного учителя и необходимости пересмотра системы оплаты труда учителя в зависимости от его квалификации, нагрузки и качественных показателей. Напомнил о том, что главной задачей школы является не только (и не столько) обучение, но и воспитание подрастающего поколения. Для чего должны быть созданы все необходимые условия. В школу должны вернуться кружки, секции, занятия по интересам. Школа, по словам президента, должна с самых ранних лет заниматься с ребенком элементами профессиональной ориентации, готовить его к жизни и к дальнейшей трудовой деятельности. И подключать к этому нужно не только вузовское сообщество (как это сложилось в последнее время, в связи с тем, что всех учеников начали ориентировать исключительно на обучение в вузах), но и представителей бизнеса, промышленных предприятий. То есть практически речь идет о возврате в школу начальной профессиональной подготовки и профориентации, которые были уничтожены российскими "реформаторами" в конце 90-х – начале 2000-х гг. Ну и, конечно же, особо подчеркнул президент, именно школа несет прямую ответственность за патриотическое воспитание граждан нашей страны, за выработку в них честной и четкой гражданской позиции.
Идея профессиональной подготовки школьников и начальной профессиональной ориентации была поддержана рядом выступавших руководителей регионов. Самарский губернатор даже рассказал об опыте создания специализированных сельскохозяйственных классов и школ. Но у регионов (особенно – сельских) по части образования есть своя болевая точка. Это малокомплектные сельские школы. Поэтому все ждали выступления министра.
И вот он получил слово. И начал долго и витиевато рассказывать… о новом поколении стандартов, которые не могут понять пока не только молодые, но и опытные учителя-методисты. Тем более что к разработке этих самых "стандартов" министерство образования практически не привлекало ни одного солидного российского эксперта. "Стандарты" эти неоднократно подвергались критике не только в образовательном сообществе, но и в стенах Государственной думы. Тем не менее, господин Ливанов и Ко продолжают с маниакальной настойчивостью проталкивать их в жизнь.
Вторым "коньком" министра, как всегда, был его проект "Электронное образование". И он еще раз попытался доказать, что при помощи интернета сможет обучить всех детей России на высшем уровне всему и вся. Заверил, что закачает в неокрепшие детские головки через компьютер всю огромную уйму знаний для успешной сдачи ЕГЭ, ГИА и прочей разной нормативной проверочной чепухи. В это время было интересно наблюдать за реакцией президента и премьер-министра. Они что-то весело обсуждали. Возможно, то, как через социальные сети школьники будут обмениваться друг с другом найденной в интернете "полезной учебной информацией".
Ну и, конечно, не обошлось без того, чтобы не пожаловаться на излишний региональный бюрократизм. Министр в присутствии главы государства, премьер-министра и руководителей Законодательного Собрания России посетовал на то, что подведомственные ему школы местные власти заставляют отчитываться о подготовке к празднованию Нового года.
Выступление министра Ливанова, думается, удивило многих. Но больше всего оно удивило сидевшего рядом с ним его предшественника Андрея Фурсенко, который теперь числится советником президента. Потому что, вторя словам президента Путина, господин Ливанов уверенно рубил рукой воздух: главной задачей образования является воспитание граждански активной личности! А еще несколько лет назад господин Фурсенко, сидя в кресле министра образования, заявлял нечто иное: целью образования является подготовка грамотного квалифицированного потребителя.
Вот так! Ни много, ни мало. А теперь они сидят рядышком и жмут друг другу руки. Видимо, господин Фурсенко поздравляет своего коллегу и преемника с тем, что тот весьма быстро сориентировался и сумел дать правильную формулировочку.
Весьма показательно, что на заседании Госсовета выступили сразу три политических тяжеловеса: Жириновский, Зюганов и Миронов. И это говорит о том, что тема развития системы образования станет на предстоящих в 2016 г. парламентских выборах одной из ключевых. Потому что проблема образования детей касается практически каждой российской семьи, каждого российского гражданина. И от того, какую позицию по данному вопросу займет тот или иной политик, фактически зависит успех (или неуспех) его партии.
И здесь, конечно же, самая выигрышная позиция на сегодня - у Геннадия Зюганова. Ибо КПРФ на протяжении всех последних лет кропотливо отстаивает интересы российского образования. На сегодняшнем заседании Геннадий Андреевич с горечью напомнил о том, что проблему начального профессионального образования и профессиональной ориентации в школе поднимали уже не в первый раз, но министерство образования к этому всегда было глухо. И лишь теперь хоть что-то услышало.
Зюганов напомнил о том, как целенаправленно искажали стандарты общего среднего образования в 90-е годы и в начале 2000-х годов, как внедряли в российской школе порочные западные модели. И к вопросу о внедрении "Электронного образования" призвал относиться осторожно. Потому что контроль подобного рода системы образования через интернет – вещь весьма проблематичная. И никто не может гарантировать того, что эти программы не окажутся под "влиянием" неких западных сил, которые очень быстро сумеют у нас создать совершенно новое поколение россиян, враждебно настроенное к своей стране. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно взглянуть на соседнюю Украину и проанализировать, как там действовали некие "советники" в сфере образования.
Долго всматривался в зал заседания, пытаясь рассмотреть там хотя бы одного представителя Высшей школы экономики. Но не нашел. То ли спрятались, то ли их не пригласили. Но и то, и другое – хорошо. Потому что именно там находится главный штаб советников министра Ливанова. А зря. Пора советничков менять. И начать ему надо с того, чтобы как следует изучить все выступления на только что состоявшемся заседании Госсовета. Это будет намного полезнее.
Президент Всероссийского Фонда Образования, академик МАНПО, доктор педагогических наук, профессор Сергей Комков специально для Накануне.RU