Пермские активисты предложили свою методичку по "изучению сталинских репрессий" в школах за авторством скандально известного "Мемориала". В ней говорится о "преступной политике" генералиссимуса Сталина, якобы расстрелявшего более 1 млн невинных граждан и отправившего в лагеря более 18 млн человек. А чтобы получше усвоить материал, авторы призывают учеников приходить на митинги и шествия, посвященные "памяти жертв политических репрессий". Постулаты из резонансного пособия и сам факт его появления в интервью Накануне.RU прокомментировал историк, экс-директор московской школы, автор "народного" единого учебника по истории Евгений Спицын.
Вопрос: В пособии авторов "Мемориала" правление Сталина характеризуют не иначе как "преступным", "террором", "тотальным обманом народа". Вообще, годится ли такая неприкрытая политизированность для школы?
Евгений Спицын: "Мемориал" все делает не просто так. Я работал с одним из представителей этого общества, он тоже преподавал историю в школе. Они ездят на разные гранты, например, того же Сороса в зарубежные командировки на всякого рода международные конференции, связанные якобы с изучением Холокоста. Все это бесплатно, еще и суточные им платят. Две недели им там промывают мозги, выдают огромное количество различных методичек и нацеливают их на вполне сознательную борьбу даже не с режимом, а против собственной страны, на очернение ее истории и т.д. Это давным-давно отработанный механизм.
"Мемориал" – это общество, созданное провокаторами, у него нет и никогда не было каких-то высоких научных целей, вся идеология "Мемориала" состоит в том, чтобы как можно больше вылить помоев на Россию, как можно больше сляпать негативного материала мутного свойства и выдать это за реальные факты.
Вопрос: Могли бы привести примеры таких работ?
Евгений Спицын: Один Никита Петров (заместитель председателя совета "Мемориала"), которого Никита Михалков "поймал" на 1,5 млрд убитых во время "сталинских" репрессий, чего стоит. В 2008 г. он защитил докторскую диссертацию "Сталин и органы МГБ в советизации стран Центральной и Восточной Европы в 1945-1953 гг." под руководством амстердамского профессор Бруно Нардена и теперь вовсю упражняется в сочинительстве очередных бредней по "кровавой сталинской эпохе". А сейчас этот товарищ помимо того, что входит в руководство "Мемориала", является еще профессором МГУ. Работает на кафедре истории России 20-21 вв. в первейшем вузе страны.
Есть очень агрессивная когорта "мемориальцев". Пример: есть такой историк Денис Кобба, который в начале 2000-х работал в архивах КГБ над своей диссертацией "Государственная деятельность Берии в 1939-1953 гг." Причем ему дали доступ к секретным архивам. Так вот, на каждое мероприятие, связанное с предзащитой, а затем и самой защитой, бегали представители "Мемориала" и секли, чтобы вдруг в адрес Лаврентия Павловича не сказали что-то позитивное или даже нейтральное. Куда мы катимся? Хорошо известно, что причастность Берии к политическим репрессиям была в общем минимальная, при нем, наоборот, началась реабилитация многих жертв репрессивной политики 1937-38 гг., к которым приложило руку старое руководство НКВД во главе с Ежовым и Фриновским и т.д. Берия сыграл ведущую роль как создатель советской атомной бомбы, ракетного оружия и так далее. После войны он не занимал должность наркома, а затем министра внутренних дел. Он как первый зампредседателя Совнаркома, а потом Совета Министров СССР курировал атомный проект и возглавлял так называемый Спецкомитет.
Пособие было удалено с сайта минобра Пермского края
Вопрос: В пособии прямым текстом звучат призывы вовлекать школьников во всевозможные митинги и шествия, посвященные "памяти жертв политических репрессий", которые проводит "Мемориал". Педагогично ли это?
Евгений Спицын: У "Мемориала" здесь свои цели. Они же детей не то что "просвещают" в своем духе, но и активно заставляют их участвовать во всех мероприятиях "Мемориала" под вывеской борьбы с тоталитаризмом, выходить на какие-то "памятные" акции и митинги, открыто втягивают их в систему эшелонированной борьбы с Россией. Потом "наиболее талантливых" детишек на зарубежные гранты повезут в Америку или Европу. Так они куют кадры, создают потенциал, лепят "подлесок" "пятой колонны". Это прямое вовлечение детей в политику, якобы через историческую память. Да им плевать на историческую память, у них совсем другие политические цели – создание нового поколения "мемориальцев", которые продолжат свою разрушительную работу под чутким руководством заокеанских хозяев.
Вопрос: Авторы пособия не скрывают, что его профинансировал Европейский союз…
Евгений Спицын: "Мемориал" - это страшная организация. У нас ее распиарили как благородный союз людей, которые якобы борются за светлое будущее тех, которые поминают память "жертв сталинских репрессий" и так далее. Ничего подобного. Это один из хорошо финансируемых проектов зарубежных спецслужб, который сейчас, увы, дал такие глубокие корни в нашем обществе. Структуры "Мемориала" существуют по всей стране.
У нас на Кутузовском проспекте в Москве есть школа №56. Очень приличная школа. Полгода назад директору этой школы Путин вручал в Кремле звание "Народный учитель России". Там работает один учитель истории господин Миронов, член "Мемориала". В прошлом году, когда присоединили Крым, он в открытую детям говорил, что "Крым не наш", "надеваем белые ленточки, и идем на митинг" и т.д. Тамошняя директриса уже замучалась с ним, но не может уволить этого учителя, потому что "Мемориал" такую волну поднимет в СМИ, что скорее ее выгонят с работы, чем этого "учителя".
Вопрос: Авторы методички предлагают "оригинальные" методы обучения. Они пишут, что к осмыслению сталинизма учеников должна привести "активная и захватывающая учебная деятельность". Например, предлагается задать детям задачу составить набор из 10 предметов, которые сын (дочь) положит в посылку отцу – заключенному ГУЛАГа, или поиграть в игру, где учащимся предлагается представить себя в роли заключенного, который дает советы только что осужденному, как выжить в лагере. Как Вы это прокомментируете?
Евгений Спицын: За такие "креативные" задания надо пожизненно лишать статуса учителя и гнать со школы к чертовой матери. А почему бы им не задать задание: какую посылку ребенок отправит отцу на фронт, который грудью защищает Сталинград? Надо четко понимать, что школьный возраст очень восприимчив к информации. У нас подавляющее большинство людей имеет представление об историческом процессе, которое заложено именно в школе. Это потом какая-то часть начинает интересоваться историей, читать литературу, причем зачастую ненаучную, потому что она написана довольно тяжело, муторно. Берут книжки "фолк-историков" и якобы переформатируют свое историческое сознание. А большинство людей живут такими "историческими" представлениями, которые были заложены именно в школе. Это "медицинский" факт.
Я много раз привожу пример, когда люди убеждены, что у нас была Киевская Русь. Такого государства в природе не существовало. Но на этом построена целая концепция Киевской Руси как некого отдельного государства украинцев, к которому мы, русские, никакого отношения не имеем. Это чисто научный термин, который был введен в оборот Михаилом Максимовичем, первым ректором киевского университета в 1837 гг., потом он стал активно раскручиваться частью историков. Он был удобен в качестве исторического инструмента, чтобы отделять один исторический период от другого. А потом благодаря работам академика Грекова "Киевская Русь" и "Культура Киевской Руси" этот термин вошел в школьные учебники.
То же самое и здесь, если в школе закладываются матрицы, что сталинский режим тоталитарный, что были уничтожены десятки миллионов людей, что страна жила в состоянии страха, непрекращающегося террора и потоков крови, у человека сложится такое представление на всю жизнь, что 1930-50 гг. – это самые страшные годы в истории страны и т.д. А ведь на самом деле это чушь! 1930-40-е гг. – один из блестящих периодов советской истории. Во-первых, мы создали мощную индустрию, которая позволила победить фашизм. Во-вторых, мы победили сам фашизм. Да, конечно, были издержки коллективизации и индустриализации. Никто же с этим не спорит. Но надо показывать историю во всей ее совокупности, во всех ее положительных и отрицательных чертах.
Вопрос: К слову об отрицательных моментах – ими исчерпывается все содержание пособия. Сталин показан как кровавый тиран, жестокий по отношению к собственному народу, который при помощи репрессий поставил убийство людей на поток. Так ли это?
Евгений Спицын: Это абсолютно неадекватно. Когда ты пишешь о репрессиях, надо приводить правдивые факты, а не байки Солженицына и Роюшки Медведева. Надо сопереживать этим страницам, а не смаковать всю эту кровь, грязь и так далее. Надо понять, что произошло, почему произошли репрессии и кто был их инициатором. У них во всем виноват Сталин. Кровавый тиран, сухорукий палач, убийца и так далее. Но, как выясняется, это был отнюдь не Иосиф Виссарионович Сталин, а совсем другие персонажи.
Вопрос: Кто?
Евгений Спицын: Документально установлено, что инициаторами репрессий стала региональная верхушка ВКП(б), причем так называемые профессиональные революционеры, которые смертельно побоялись той политической реформы, которую предлагало провести сталинское руководство – Сталин, Жданов, Молотов и Маленков. Дело в том, что у нас по первым советским конституциям 1918 и 1925 гг. существовал ряд ограничений для целых социальных групп, была кастрирована избирательная система, была представительская демократия, когда выборы в высший орган законодательной власти – Съезд советов СССР – осуществлялся не прямым голосованием, а путем делегирования депутатов областных, городских, районных и других советов. Целые социальные группы были ущемлены в политических правах. Это была эпоха так называемой "диктатуры пролетариата". Сталин в начале 1930-х предложил реформу – переформатировать весь этот политический строй, который был создан сразу после революции 1917 г. Он предложил создать всеобщую избирательную систему, ввести тайное голосование, Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных республик формировать путем прямых и тайных выборов и так далее. Вся эта партийная верхушка регионального уровня испугалась за свои кресла. Они поняли, что при свободных и тайных выборах они могут пролететь.
Более того, тот же Юрий Жуков реально откопал в архиве образцы бюллетеней, которые должны были быть напечатаны при первых выборах в Верховный Совет СССР по новой Конституции. Они были напечатаны как альтернативные. Там стояла не одна фамилия, а две.
Тогда региональные элиты пошли на компромисс со Сталиным и его группировкой: они дали ему добро на проведение политической реформы только при условии полной зачистки всех врагов народа – недобитых белогвардейцев, царских чиновников, членов буржуазных партий и т.д. Это именно региональные вожди стали собственноручно формировать эти списки и присылать их в ЦК. Более того, они постоянно увеличивали число тех, кто должен был быть подвергнут репрессиям из числа бывших царских чиновников, белых офицеров, контрреволюционеров всех мастей и т.д. Вот кто был настоящим инициатором политических репрессий.
Когда говорят, что Сталин был тираном, деспотом и так далее – это чушь! Они не знают, как функционировала власть. Сталин был генсеком, который избирался на Пленуме ЦК. А Пленум ЦК формировался съездом, и довольно большое количество членов ЦК были отнюдь не сторонниками Сталина. Чтобы провести ту же самую политическую реформу, Сталин вынужден был первоначально получать добро на проведение реформ именно у членов ЦК. Почему тогда Пленумы ЦК собирались каждые 3-4 месяца? Да потому что это был реально работающий институт власти.
Вопрос: В подтверждение своих слов авторы пособия приводят цифры: "более 6 млн человек погибли от голода в 1932-33 годах, более 18 млн прошли через тюрьмы и лагеря, более 1 млн были расстреляны". Достоверны ли эти данные?
Евгений Спицын: Все цифры, которые приводятся "Мемориалом" – это чистой воды ложь. Это все притянуто за уши. Они включают в эти списки ["репрессированных"] всех, включая отпетых уголовников, мошенников, убийц и ворюг. Реальные цифры давно и хорошо известны. Еще в 1954 г. на имя Маленкова и Хрущева тогдашнее руководство силовых ведомств – генпрокурор Руденко, министр внутренних дел Круглов и министр юстиции Горшенин – направили записку по политзаключенным даже не за период "сталинских" репрессий, а в период с 1921 по 1953 гг. Причем, не надо забывать, что все 1920-е годы Сталин не обладал и толикой той власти, которая ему приписывается антисталинистами. Так вот, за этот период разными карательными органами было осуждено примерно 3,7 млн человек, в том числе к высшей мере наказания 643 тыс. человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах от 20-25 лет- 2,37 млн человек. Около 283 тыс. человек были осуждены за особо тяжкие государственные преступления – особо опасный бандитизм и военный шпионаж, а у нас теперь этих людей представляют в качестве невинных овечек.
Недавно умерший историк Виктор Земсков последние 25 лет просто не вылазил из архивов и проверял все эти цифры буквально по каждому району, городу, области, республике. И он подтвердил все эти цифры. Это был выдающийся историк, который занимался реальным исследованием истории "сталинских" репрессий, а не политическим шоу и пропагандистскими клише. Он не обслуживал ничьи интересы – ни сталинистов, ни антисталинистов.
То же самое касается военных репрессий. Был такой генерал Тодорский, который ляпнул, что при Сталине было уничтожено до войны 40 тыс. офицеров, и армия оказалась без офицерского корпуса накануне войны. И у нас эта цифра стала гулять везде – на страницах газет, журналов, на телеканалах, в документальных фильмах и т.д. Но это чистой воды ложь.
По политическим мотивам в этот период было осуждено порядка 16 тыс. офицеров, причем больше половины – 8,6 тыс. офицеров потом были реабилитированы и возвращены в строй. Реальные цифры репрессий в армии – это 8 тыс. человек. Где 8 и где 40?
Классический пример: будущий маршал Рокоссовский был арестован по ложному доносу, но потом разобрались, отпустили, он стал выдающимся полководцем. И таких примеров полно. Причем эта реабилитация и разбирательства проходили как раз во время Берии. Это он вытащил их из тюрем и лагерей. А затащили их туда как раз те самые троцкисты, зиновьевцы и бухаринцы, которым как нож в сердце была сталинская политическая реформа. Они и стали фактическими инициаторами этих репрессий, они практически вывернули руки Сталину и его группе, чтобы они начали эти репрессии. Иначе они просто грозили ему и его группе свернуть шеи на очередном Пленуме ЦК. Это была влиятельная и мощная группировка первых секретарей рескомов, крайкомов и обкомов – Хрущев, Эйхе, Постышев, Пятницкий, Варейкис… Это все хорошо известные персонажи.
Вопрос: В пособии пишут, что действовал закон о возможности применения уголовных наказаний к детям с 12 лет. Что имеется в виду?
Евгений Спицын: Да, был такой закон. Его называли "Закон о трех колосках". В период коллективизации, когда был принят жесткий режим охраны социалистической собственности, и взрослым людям грозило наказание за кражу колхозного имущества, наиболее подленькие родители стали посылать детей, чтобы они собирали зерно. Когда это приняло массовый характер, и это надо было остановить, государство было вынуждено пойти на такие меры. Этот закон имел ограниченный период действия и вскоре был отменен. В острый период коллективизации этот закон действовал, но зачем его смаковать? По этому закону за все годы его существования было привлечено к ответственности порядка 5 тыс. человек, причем в основном подростки 16-17 лет. Пускай они посмотрят на законодательство США. Там дети привлекаются к уголовной ответственности с 10-12 лет, а между тем, для "Мемориала" Америка – светоч демократии, вот они про нее и молчат.
У них нет желания разобраться, восстановить факт и сопереживать этому факту, понять причины происхождения факта. Это не просто Сталин с Калининым сидели и рассуждали: "Давай еще какую-нибудь гадость сделаем?". Это была реакция на массовое воровство колхозного имущества из полей, из амбаров и так далее. Поэтому власть защищала свое имущество таким образом. Масштаб воровства требовал этого.
Вопрос: В качестве наглядного источника информации авторы предлагают использовать материалы общества "Мемориал" и фильмы Николая Сванидзе, а также призывают учеников участвовать в различных мероприятиях "Мемориала". Как Вам такие "авторитетные" источники?
Евгений Спицын: Удивительным образом все наши либералы, которые приняли участие в идеологической промывке мозгов, в годы советской власти шибко ее любили. Бурбулис был преподавателем научного коммунизма, Сванидзе работал в Институте международного рабочего и коммунистического движения. Это он сейчас стал таким либералом, потому что ему хорошо платят. Все фильмы Сванидзе вне комментариев по поводу их патологической лживости и недостоверности с точки зрения фактов. А в том, что господин Сванидзе курирует все это, ничего удивительного нет. Сванидзе - давно проверенный заокеанскими "партнерами" кадр, который с пеной у рта будет следить за тем, чтобы не дай бог шаг влево или шаг вправо не сделали от генеральной линии вашингтонского обкома партии. Нашли авторитета!
"Мемориалу" надо создать впечатление, в том числе и в головах школьников, что сталинский период – самый мрачный, кровавый период в истории России и всего человечества. Они какой десяток лет бьются за это. Их бесит, что люди начинают прозревать, и Сталин занимает первые страницы рейтингов по всем соцопросам, потому что люди, наконец-то, начинают понимать, кем на самом деле был Сталин, и каков его огромный вклад в развитие нашей страны, в победу над фашизмом.
Сталину приписывают слова: "Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории развеет ее в прах". Он прекрасно понимал, кто будут нести эти кучи мусора, и вот они их несут до сих пор.
Дай бог, чтобы эту контору разогнали! Еще бы судили, там есть за что. Они ненавистники всего и вся: русского народа, русской государственности, не было бы Сталина, они бы его придумали. Почему они не рассказывают про инквизицию, которую устроила католическая церковь в Средневековой Европе, которая всего два столетия задыхалась от инквизиционных костров? Сотни еретиков сжигались на площадях Рима, Парижа, Барселоны, Мадрида.
Все эти методички, уроки – это очень опасные вещи. "Мемориал" влезает уже в святая святых - школы! Все эти факты надо выявлять, разоблачать и подавать соответствующие заявления в прокуратуру. Они нарушают наше законодательство, в том числе закон об образовании, втягивают школьников в политические процессы и политическую борьбу. Во-вторых, они не выполняют свою прямую роль, как преподаватели истории, и вместо полноценного курса советской истории их ученики весь год проходят только "сталинские репрессии".
Вопрос: Но "Из песни слова не выкинешь": в эпохе правления Сталина были как положительные, так и отрицательные моменты. Как следует рассказывать о них школьникам?
Евгений Спицын: Да, Сталин, как и любой выдающийся политический деятель, имел и положительные, и отрицательные стороны, никто не говорит что не было репрессий, но надо понять, почему были эти репрессии. Теперь становится понятно, что, если бы Сталин тогда не зачистил весь этот партийный аппарат от троцкистов и бухаринцев, неизвестно, победили ли бы мы в войне. Это были "профессиональные революционеры", не обладавшие реальными, практичными знаниями, а Сталину нужны были именно спецы и управленцы. Почему он перед войной начинает выдвигать на руководящие посты молодых инженеров, технологов и так далее? Они пахали как папа Карло, поэтому мы и войну выиграли.