Сегодня нефть, уже было стремившаяся к отметке в $25 за баррель, собралась с силами и поднялась в цене до $31,4. Но цена "нефтяной корзины" ОПЕК все равно находится на самом низком за последние 13 лет уровне – $25,7 за баррель. После того, как в начале года Народный банк Китая повторно девальвировал юань, ежедневно "черное золото" теряло в стоимости по нескольку процентов. Еще в 2015 г. замедление темпов роста экономики Поднебесной – крупнейшего импортера энергоресурсов – называли в числе сдерживающих рост цены барреля факторов. 1,5%-ное ослабление позиций юаня превратило опасения инвесторов в панику: обрушилась фондовая биржа, следом – торги на рынке сырья. Неясное будущее "экономического чуда" – одна из основных причин обесценивания нефти, но она далеко не единственная. На фоне прогнозируемого снижения спроса на сырье разворачивается борьба между добывающими странами, которые пытаются сохранить свою долю рынка.
Импорт нефти в Китай не снижается, хотя экономика растет уже не на 10%, а на 6% (ряд экспертов подозревают, что и эта цифра завышена). В декабре страна закупила 33 млн т нефти – это на 9,3% больше, чем в 2014 г. Страна не только пополняет запасы, но и зарабатывает, увеличивая объемы переработки на НПЗ. По данным Главного таможенного управления КНР, экспорт топлива из страны в декабре тоже вырос на 5% до 4,3 млн т. И, как импортер, Китай извлекает выгоду из падения цен на нефть.
В 2016 г. ВВП страны может вырасти на 3-4%, и, нарастив запасы, Китай может сократить закупки. "Из-за этого дисбаланс, который сейчас присутствует между предложением и спросом, будет "рассасываться" очень долго", - отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Сокращает потребление другой крупный импортер – США, добавляет депутат Госдумы от Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов Вячеслав Тетёкин. Здесь причина не только в торможении экономики.
"Запад, Европа и США приняли долгосрочную программу снижения энергопотребления. Мы отмахивались, мол, нефть и газ – это такие вечные ценности, от которых отказаться будет невозможно. Тем не менее, успехи в снижении энергопотребления и одновременном использовании альтернативных источников энергии у Запада есть – это долгосрочный фактор падения цен на энергоресурсы", – рассказал Накануне.RU парламентарий.
Стремясь снизить потребление нефти, делать ее запасы никто не перестал. Напротив, хранилища импортеров заполнены на 80% и выше. Данные о росте запасов нефти тоже не способствуют повышению цен.
"Есть опасения, что тот переизбыток предложения, который есть на рынке, приведет к тому, что хранилища будут заполнены под завязку, и нефть просто-напросто девать будет некуда", - говорит Пикин, добавляя, что эти два основных фактора значительно опустили рынок вниз еще и потому, что ОПЕК самоустранилась от вынесения решения по квотам.
Но наполненность нефтехранилищ в конце 2015 - начале 2016 гг. не оказывает такого влияния на котировки, как год тому назад. В августе 2014 г. сообщение Американского института нефти (API) о сокращении запасов в Штатах привело к росту цены барреля на 10% за три дня. С декабря в отчетах 2015 г. API вновь говорится о падении запасов, так, в январе запасы в нефтедобывающем Кушинге сократились на 3,9 млн баррелей, а в целом по стране – на 300 тыс. баррелей. Цены не отреагировали.
Серьезным является влияние политики Саудовской Аравии, направленной не только на сохранение, но и расширение рынка сбыта своей нефти, отмечает директор Центра перспективного анализа и стратегических исследований Евгений Гниломёдов.
"Свои бюджетные обязательства Эр-Рияд выполняет исключительно благодаря накопленным в период высоких цен на нефть средствам. На какой срок их хватит, оценить сложно, но экономическая ситуация в данном государстве постепенно ухудшается. Этот фактор в ближайшее время может повлиять на саудитов, вынудив их уменьшить добычу и инициировать решение ОПЕК о снижении квот. Многие члены этой организации, добыча в которых, в отличие от Саудовской Аравии, дороже, а резервов либо совсем нет, либо подходят к концу, находятся в крайне тяжелом положении. Падение цен на нефть продолжится, и основными причинами будут оставаться действия Саудовской Аравии, способной выдержать стоимость ниже $15 за баррель, и наблюдаемое в мире общее замедление темпов экономического развития, окончание которого труднопрогнозируемо", - рассказал Накануне.RU эксперт.
О своей доле саудиты пекутся из-за Ирана, который уже находится на низком старте в ожидании отмены санкций. Между странами разворачивается конфликт, близкий к военному, раньше это приводило к росту цен, но потенциальный нефтяной конкурент так нервирует Саудовскую Аравию, что та демпингует в ущерб для собственного бюджета.
Предложение растет и благодаря новым проектам, начатым в годы пикового инвестирования.
"Еще лет пять назад о сланцевой нефти ничего не было слышно, но сейчас она является сильным конкурентом саудитов и других стран, которые до прихода американских "сланцев" поставляли на рынок гораздо большие объемы нефти. Есть и другие проекты – битумные пески в Канаде, в Мексиканском заливе, Бразильский шельф . Большой объем инвестиций предопределил разработку новых месторождений и 2015 г. во всем мире завершился рекордными объемами добычи. Теперь мы видим падение цены из-за переизбытка предложения и вялого спроса. Но позитивная сторона низких цен – сокращение предложения из-за банкротства производителей, сокращение добычи будет в США", - рассказал Накануне.RU Сергей Пикин.
Выиграют те государства, которым удастся добычу сохранить, отмечает Гниломёдов: чем ниже опустится цена, тем больше она вырастет после банкротства компаний и целых государств.
Нельзя недооценивать влияние и финансового фактора – объема денег на рынке нефтяных фьючерсов и курса доллара. Эксперты Фонда энергетической безопасности обращают внимание, что после решения ФРС о повышении ключевой ставки доллар вырос, так как компании начали переводить накопления в американскую валюту, рассчитывая заработать. Соответственно, укрепившийся доллар понизил реальную стоимость нефти. Но в фонде говорят и о субъективных причинах снижения цен – имея финансовый инструмент, Штаты всё еще наказывают Россию:
"Сегодня цена нефти уже ниже себестоимости производства сланцевой нефти в США. Это означает, что, удерживая нефть на низком уровне, наказывая Россию, Соединённые Штаты наказывают и собственных сланцевых производителей, а также помогают Китаю. В этом плане низкой цена на нефть может оставаться только в том случае, если правительство США будет скрыто оказывать финансовую поддержку собственным сланцевым производителям. Иначе чудес просто не бывает. Если США решатся на это, возникает вопрос: насколько долго они готовы в эту игру играть? Есть еще один нюанс: как быть с выигрывающим Китаем? Потому что, в конечном счете, главной проблемой США является не Россия, а Китай".
Российские власти, судя по выступлениям на Гайдаровском форуме, скорого роста цен на нефть не ожидают. Минфин уже предложил скорректировать федеральный бюджет на текущий год, исходя из стоимости нефти в $40 за баррель, а премьер Дмитрий Медведев призвал "жить по средствам".