Аналитика


Константин Сёмин: Гайдара нет, а форум продолжается
Экспертное мнение | Центральный ФО | В России

Итоги форума с громким для России названием "гайдаровский" – плачевные. Поведение правительства в тяжёлое для экономики время выжидающее. Спикеры форума констатируют и инфляцию, и необходимость сокращения бюджета-2016, и предрекают длительный период низких цен на нефть, и даже признают близость к ситуации 1998 года. И ни слова о строительстве экономики, о развитии за счёт созидания. Выступления и прогнозы "гайдаристов" прокомментировал Накануне.RU тележурналист, документалист Константин Сёмин:

– Я не так внимательно следил за выступающими на Гайдаровском форуме потому, что из года в год там повторяются одни и те же мантры. Мы видим один и тот же состав участников. Он даже не то что из года в год не меняется, он не меняется с 90-х. Мы все живём в одном большом гайдаровском форуме. Лет 25 уже. Гайдара нет, а форум продолжается. Ничего нового там прозвучать не могло, и, соответственно, оптимизма никакого возникнуть в связи с этим форумом не должно было.

Ситуация тревожная, и я бы не сказал даже, что ее можно сравнить с 1998 годом, потому что тогда с момента разрушения Советского Союза прошло всего семь лет, и несмотря на всё безумие либералов, вакханалию Гайдаров, сохранялась достаточно мощная экономическая инерция, ещё не были до такой степени исчерпаны промышленные возможности, основные фонды не износились, и поэтому когда страна рухнула в пропасть благодаря Немцовым, Кириенкам и прочей либеральной публике, её можно было ещё подхватить.

И мы помним, как в 1998 году после прихода правительства Примакова внезапно и резко картина поменялась, начался стремительный промышленный рост, стоявшие промышленные мощности оказались загружены заказами, и произошло то, чего сейчас правительству никак не удаётся из экономики выжать, то есть началось импортозамещение, ожил внутренний рынок.

Сейчас ситуация несколько иная. Мы давным-давно находимся в ВТО, у нас тотальная по многим направлениям зависимость от импорта, у нас отмерли, ушли в небытие целые отрасли промышленности, которые в 1998 году ещё существовали. Плохие или хорошие, тем не менее, они были тогда. А сейчас по многим направлениям восстанавливать нечего. Нужно учитывать стартовые возможности для выхода из кризиса. Экономика ведь не сводится к курсу национальной валюты исключительно. С моей точки зрения, по многим направлениям возможности для восстановительного роста сейчас хуже, чем в 1998 году. Это касается и машиностроения, это касается и микроэлектроники и так далее. Да, определённый прогресс за годы сырьевого бума в некоторых отраслях достигнут, но это не меняет ситуацию коренным образом. И те потери, которые экономика понесла в результате гайдаровского курса, быстро восполнены быть не могут. Нельзя взять и "Уралмашзавод" отстроить за несколько лет.

То, что власть по-прежнему прямо или косвенно покровительствует организаторам Гайдаровского форума и выделяет деньги на проведение таких бессмысленных пустопорожних мероприятий и отчасти проводит согласующуюся с принципами гайдаровской политики экономическую линию, должно беспокоить в первую очередь. Потому что сначала парламентские выборы, потом другие выборы, и уже очень мало в стране людей, которые бы считали экономический курс правительства, а он в основных моментах с гайдаровской платформой совпадает, эффективным и правильным.

гайдаровский форум 2016, Чубайс|Фото:

Жизнь будет требовать более радикальных решений, чем решения кабинета Примакова. Соответственно, должно прийти более левое, социально ориентированное правительство, готовое рвать сухожилия, связывающие нас с глобальной капиталистической системой. Это, безусловно, означает глубокую психологическую травму для всего правящего класса, но если он не осознает, что это единственный выход из положения, единственная трансформация, которая может спасти страну, то боюсь, что ситуация будет развиваться по худшему сценарию, и роста политической напряжённости нам не избежать. Эту политическую напряжённость, которая, как мы все понимаем, будет являться производной от экономической напряжённости, нельзя будет погасить никакими политическими технологиями и никакими репрессивными методами. Недовольство будет расти по мере того, как экономическая ситуация будет ухудшаться, и на эти вопросы, а их будет всё больше, власти придётся каким-то образом отвечать.

Бесполезно будет и призывать людей "не раскачивать лодку", когда лодка будет находиться в штормящем море. У пассажиров лодки главным будет вопрос выбора правильной стратегии по выводу из шторма, и если консенсуса по поводу этой стратегии в обществе – среди пассажиров лодки – нет, то пассажиры неминуемо будут выяснять отношения. Если текущая стратегия не позволяет лодке из шторма выбраться, если лодка даёт течь, то пассажиры будут, рано или поздно, задавать вопросы руководящему составу по поводу стратегии.

В 2012 году разговаривать о не раскачивании лодки можно было потому, что это позволяла делать экономика. Мы постоянно забываем о том, что за всеми политическими процессами существует жёсткий, неумолимый экономический контекст и подтекст. Ещё Ленин призывал своих сторонников видеть за каждым событием в политике - интересы тех или иных экономических классов, в противном случае люди, не замечающие этого, будут всё время обманутыми и всё время в положении наивных зайчиков. Сейчас розовые очки со всех слетают под воздействием экономических обстоятельств. Мы понимаем, что экономика диктует всё. И поэтому, сколько бы ни говорили о не раскачивании лодки, если курс останется гайдаровским, то возмущения этим курсом, обсуждения альтернатив этому курсу избежать не удастся.

Очень хочется надеяться, что в какой-то момент очарование гайдаровщиной пройдёт, и для самой власти наступит момент отрезвления.