Итогом начала взимания платы за проезд большегрузов по федеральным трассам не может стать стремительная инфляция. К такому выводу пришли ученые Научно-исследовательского института Автомобильного транспорта (НИИ АТ), рассчитавшие влияние запуска "Платона" на транспортные издержки и стоимость конечной продукции. Инфляция будет измеряться в сотых, максимум, в десятых долях процента, да и то только на те товары, которые привезли потребителю на автомобилях. Аргументы грузоперевозчиков о росте цен на 20-30% экономисты не принимают, предполагая, что кто-то из дальнобоев попросту не хочет выходить из "серого" сектора. Грузоотправители, в свою очередь, спорят с такими итогами исследования, и тоже с цифрами в руках: компании с 2016 г. подняли тарифы в среднем на 10%. Учитывая, что более 60% грузов в стране едут по автодорогам, они полагают, что в ближайшее время увеличившиеся логистические расходы внесут коррективы в товарные ценники.
Росавтодор заверял, что вклад нового сбора в темпы прироста потребительских цен на продовольственные товары не превысит 0,1%, на непродовольственные (основная доля перевозимой по дорогам продукции) – еще меньше. К аналогичным выводам пришли и ученые НИИ АТ, которые рассчитали, как влияет плата в 3,5 руб. за км на ценообразование. Заведующий отделом управления перевозками грузов автомобильным транспортом НИИ Автомобильного транспорта Иван Батищев отмечает в беседе с Накануне.RU, что на автомобили массой более 12 т приходится порядка 60% всех грузов. Доля транспортных издержек в стоимости продукции в последние годы росла, сейчас она составляет не меньше 20%. Одновременно увеличивалось и расстояние, на которое перевозились грузы. Федеральные трассы занимают 5% от общей протяженности российских дорог, на них приходится 40% автотранспортного грузооборота. Большегрузы наносят самый существенный вред дорожному полотну, поэтому объективность запуска "Платона" у научных работников сомнения не вызывает. В НИИ задались другим вопросом – действительно ли сбор приведет к 8-10%-ному росту цен?
Исходя из официальной статистики, в НИИ посчитали, что средний годовой объем транспортировки большегрузных ТС по федеральным трассам - 100 млрд ткм, масса перевозимой продукции – 0,8 млрд т, средняя загрузка одной фуры – 11 т, расстояние перевозки – 125 км. При таких показателях общий пробег большегрузов по трассам страны – 14 млрд км в год.
При таком пробеге и установленной величине сбора, на 1 т груза придется дополнительно 61,2 руб., транспортные издержки, оцениваемые в 1,5 трлн руб., вырастут на 3,2% - или на 1250 руб. на тонну перевезенной продукции. Но такие расчеты характерны только для малоценной продукции, говорят в НИИ – это песок, грунт, необработанная древесина, которую перевозят на расстояние до 100 км. В России, как правило, такое сырье доставляют железнодорожным транспортом. Средняя стоимость основной продукции, которая перевозится большегрузами, выше, говорит Иван Батищев.
"Если мы перевозим на транспортном средстве 15 т груза, каждый кг которого стоит 50 руб., то одновременно мы перевозим товар на 750 тыс. руб. Предположим, федеральная трасса от всего пути занимает 200 км, даже по 3,5 руб. за км мы платим 700 руб. Это 0,09% от стоимости всего товара. Нет того одного процента инфляции, о котором говорит Росавтодор. А если взять более ценные грузы - электроника, запчасти, бытовая техника - стоимость кг которых не 50 руб., а 100-200 руб. и больше, разговор идет даже не о сотых, а о тысячных долях процента. Расчеты касаются только продукции, перевозимой автомобилями по федеральным дорогам, протяженность которых составляет 5% от всех дорог в стране. Остальные продукты перевозятся автомобилями по региональным и местным дорогам, где никакой платы не берется. Если мы говорим об инфляции, то надо учитывать и этот фактор, и если учитывать всю массу перевозимой продукции по всем дорогам любыми автомобилями, никакой речи об инфляции даже в пределах 1%, как говорится в материалах Росавтодора, речи быть не может. Это тысячные доли", - рассказал Накануне.RU Батищев, добавив, что если платными станут для большегрузов и региональные дороги, то речь пойдет о десятых долях процента.
Но транспортники уверены, что инфляция только благодаря "Платону" будет больше на 10%. С 2016 г. практически все транспортные компании подняли тарифы, говорит генеральный директор уральской транспортной компании "Негабарит Онлайн" Вячеслав Перевалов. Сам он поднял цену перевозок на 5%, партнеры – на 10%.
"На рынке начал твориться полный хаос. Компании, у которых одна-три своих фуры, поднимают тарифы сразу на 50%, потому что у них недостаточно оборотных средств для работы с конечными грузоотправителями. Компании забирают грузы у грузоотправителя без какого-либо авансирования. Транспортники, как последнее звено в производственной цепочке, становятся жертвами такой схемы. Моя компания сейчас работает на собственных средствах, кто-то привлекает заемные средства, кто-то отказывается от заявок совсем", - описал Накануне.RU ситуацию Вячеслав Перевалов.
С тем, что отсутствие предоплаты усугубляет положение перевозчиков, согласны и в НИИ. Деньги за работу транспортники получают после выполнения заказа, а оплачивать расходы, в которые теперь входит проезд по федеральным трассам, вынуждены до получения платы. Схему работы нужно менять, и, желательно, на законодательном уровне, убеждены ученые.
"Мы платим деньги, а потом получаем услугу, но для перевозки грузов такое правило не работает. Перевозчик сначала оказывает услугу, потом получает деньги. Откуда перевозчик возьмет деньги, чтобы оказать эту услугу? Он тратится на бензин, сборы, в том числе по "Платону", заплатить работникам – все это он должен платить из своего кармана. Такой подход не совсем верный и нужно менять законодательство, чтобы в нем был закреплен принцип: "утром – деньги, вечером – стулья". Пассажирские перевозки осуществляются по этому принципу, а транспортные почему-то нет. И сейчас появились дополнительные вложения для перевозчика, чтобы авансом заплатить за проезд по дорогам. Это не самые большие деньги по сравнению с выручкой: за 200 км по трассе перевозчик заплатит 700 руб., а за перевозку груза он получит, например, 40-50 тыс. руб. Но это дополнительные расходы и несправедливые, учитывая схему работы отрасли", - отмечает Иван Батищев.
Транспортники говорят о том, что к повышению тарифов приводит не только "Платон", но и общая ситуация в экономике, когда дорожает все, кроме нефти и рубля. Паника, повышение цен конкурентами заставляют некоторые компании взвинчивать и свои тарифы без объективных оснований.
"Хаос" вызван и нежеланием уходить от серых схем перевозок, уверены в НИИ: "Возмущения начались из-за того, что система "Платон" позволяет выявить нелегальных перевозчиков. Поэтому дальнобойщики возражают и стараются привести аргументы против нее: рост транспортных расходов, инфляции и так далее. Перевозчики становятся подконтрольными, они смогут работать только с бортовыми устройствами вне зависимости от их желания. Они будут платить те налоги, которые они не платят, и именно эта проблема их волнует".
О "серых" коллегах сами дальнобои сейчас не говорят, ограничиваясь словами "есть и такие". Цеховая солидарность в борьбе против "Платона" превыше обиды на конкурента за дополнительную маржу, впрочем, транспортники говорят, что, возможно, главная цель изменений в отрасли (как и в ряде других) - выдавливание малого и среднего бизнеса и монополизация рынка крупным федеральным игроком, у которого хватит оборотных средств для работы "по всем правилам". На выводы Росавтодора и ученых собственники большегрузов справедливо замечают: противная сторона так и не предоставила обоснований для введения взноса, сметы дорожных работ, которые будут выполнены за счет пополнения дорожного фонда.
"О том, что бизнес работает по серым схемам, говорят только потому, что не остается других аргументов. Что руководителям нашим сказать в свое оправдание? В Росавтодор неоднократно делали публичные запросы с требованием предъявить расчеты, сметы ремонта дорог на средства "Платона", но данных так и нет", - замечает Вячеслав Перевалов.
Отметим, что Госдуме предложили отменить транспортный налог для большегрузов, дабы избежать двойного обложения. Однако взносы по системе "Платон" в десятки раз превышают размеры транспортного налога. Кроме того, есть опасность, что в недалеком будущем система опутает и региональные дороги.