Продолжается скандал вокруг ареста в Кургане серба Ратко Самаца и его возможной выдачи Боснии и Герцеговине. Спустя 20 лет, как закончилась война в Югославии, как югославский офицер прошел многолетнее лечение в Курганской области, научился жить с инвалидностью, полученной от той войны, спокойно ездил в Боснию и Герцеговину для переоформления документов - вдруг его готовятся выдворить "в стан врага".
Босния и Герцеговина обвиняет Ратко в "убийстве двух и более лиц", которые он якобы совершил во время войны в Югославии. Более того, Курганский городской суд постановил арестовать серба, патриота своей страны, "руководствуясь ст.ст. 97, 108 и 466 УПК РФ, ст. 62 Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Народной Республикой Югославией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным от 24.02.1962 г., ст. 16, 28 Европейской Конвенции о выдаче от 1957 года". Странно, ведь Югославии и тем более СССР давно нет, а по той же Европейской конвенции Россия может отказать в выдаче. Что же, следственные и судебные органы в Кургане настолько перестарались?
" 1) "Российская Федерация в соответствии со статьей 1 Конвенции оставляет за собой право отказать в выдаче ... исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья";
Тут же стоит вспомнить и о словах жены Ратко Самаца, которая говорит:
"Сейчас у него укорочение ноги на 20 см, прогрессирующий остеомиелит (загноение кости) и несколько пуль около сердца, которые сами по себе несут смертельную угрозу для его здоровья".
А между тем в соцсетях распространяется информация:
"Сейчас общался со знакомым сербом, ветераном, из города Бачка Паланка, Милошем С. Он сообщает, что муслимы уже давно во что бы то ни стало вожделеют его крови. В деле не обошлось без нехилых финансовых вложений со стороны муслиман. Один богатый боснийский муслим, живущий в Швейцарии, даже готов оплатить рейс специального медицинского самолета, только бы Самац оказался в муслиманской тюрьме".
Так зачем задерживали Самаца? На что пытается провоцировать нашу страну Босния и Герцеговина и на что "ведется" Курганский городской суд? О трагедии одного человека и о трагедии Югославии в интервью Накануне.RU рассказал генерал-полковник, доктор исторических наук, президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, хорошо знакомый с обстоятельствами войны в Югославии в 90-х в силу тогдашних должностных обязанностей и уже изучивший историю Ратко Самаца.
Вопрос: Ратко Самаца "нашли" в Курганской области и арестовали на 40 суток, решается вопрос о его выдаче Боснии и Герцеговине. Как Вы считаете, насколько вообще правомерно это задержание?
Леонид Ивашов: Это, безусловно, неправомерно. Кстати, Гаагский трибунал в вопросе войны в Югославии абсолютно неправомерен, потому что, во-первых, судят только одну сторону; во-вторых, от ответственности уводят тех, кто развязал войну в Югославии, в том числе бомбардировки этой страны. Это чисто спланированная геополитическая акция - разделить и разбить большую красивую страну, столкнуть мусульманское и православное население, а дальше продолжать развивать эту тему противостояния. Так что судить нужно тех, кто в Вашингтоне, Нью-Йорке, Брюсселе, а не жертв этой геополитической операции.
Второй момент: европейцы, особенно деградировавшая элита европейских стран, они сами заложили себе тяжелые, трагические последствия, встав на сторону радикального, террористического ислама на Балканах, потому что Армия освобождения Косово была признана террористической организацией и в США, и в большинстве европейских стран. А то, что боснийские мусульмане творили - отрезание голов, расстрелы - это старались не замечать, но как только что-то делали сербы, защищая свои семьи от геноцида, то тут же их обвиняли.
И вот Ратко Самац делал то, что обязан делать каждый мужчина - защищать свои семьи, защищать свой народ, свою страну. И совершенно непонятно, на каком основании и в формате какого правового поля сейчас его арестовывают. Более того, его, изувеченного войной, пытаются передать - кому? Передать боснийским судебным органам. Понятно, что с ним будет - он просто погибнет. То есть то, что делает наш "самый гуманный суд в мире", как говорили в одном фильме, - он совершает убийство.
Поэтому идет наш суд по какому-то совершенно непонятному пути. Встает вопрос тогда - а если Россия обратится к тем же боснийцам и попросит выдать кого-то из мусульман, которые совершали не аналогичные защитные действия, а которые совершали убийства и расстрелы, уничтожали святыни - выдайте нам его? Будет, как с Турцией - никого никто не выдаст, а мы тут проявляем слабость и совершаем преступление. Поэтому выдача Ратко будет серьезным преступлением против своих же братьев-славян.
Вопрос: А спустя 20 лет может ли выдвигать обвинение страна, которая образовалась в результате развала другой страны? Тем более, может ли добиваться выдачи?
Леонид Ивашов: Выдвигать-то обвинения она может, хоть кто может выдвигать хоть что - даже тот же ИГИЛ выдвигает какие-то свои требования. Другое дело - почему такой исполнительный Курганский суд? Это совершенно непонятно. Тем более у нас нет даже правовых отношений серьезных с Боснией и Герцеговиной о выдаче кого-то. Непонятно, почему они так действуют.
Вопрос: В постановлении суда сказано, что арест производился, "руководствуясь ст. 97, 108 и 466 УПК РФ, ст. 62 Договора между СССР и Федеративной Народной Республикой Югославией от 1962 г., ст. 16, 28 Европейской Конвенции о выдаче от 1957 г.".
Леонид Ивашов: Это притянуто за уши. Во-первых, СССР и Югославии уже давно нет. И Босния и Герцеговина не является правопреемницей Югославии. Во-вторых, нужно тогда разбираться, кто совершал этот геноцид. А в России общественное и политическое мнение совершенно другое: не сербы виноваты в том, что происходило. И когда начинался развал Югославии, даже не серб был руководителем Югославии, а хорват.
Вопрос: То есть после развала Югославии во всем стали просто винить сербов?
Леонид Ивашов: Это однозначно - все повесили на сербов. Пытались возбудить мусульман России в поддержку мусульман бывшей Югославии, и возбудить наших православных русских людей против мусульман - этого, слава богу, не произошло. Но этот Курганский суд пытается сейчас сработать в пользу НАТО, в пользу американцев, в пользу этих организаторов межрелигиозной резни. Очень неблаговидная роль у этого суда.
Есть политика, есть геополитика, есть правовая политика. Так вот выстраивая однополярный мир, американцы начали с того, что разрушили систему международной безопасности, международно-правовую систему, которая сложилась в период баланса сил, когда существовал СССР. Это нужно понимать.
Если нам поддерживать отношения с Боснией и Герцеговиной, тогда нужно, чтобы бывшие республики, анклавы и автономии Югославии получили это право преемства. А это слишком сложный диалог. Если говорить о Боснии и Герцеговине - там есть Республика Сербская и ее президент Милорад Додик, он более лоялен к нам, более объективен. Надо с ним поддерживать отношения.
Вопрос: В данном случае Ратко Самац - "козел отпущения"?
Леонид Ивашов: Безусловно, он явился заложником этой ситуации. И я тут вижу огромную провоцирующую роль этого суда - вряд ли он сам принимал это решение. Возможно, это чьи-то интересы возобладали, возможно, подкупают этот суд. А он идет на эту провокацию.
Вопрос: Если все же состоится выдача Боснии и Герцеговине - как это скажется на имидже России в мире, в частности среди сербов?
Леонид Ивашов: Во-первых, немедленно западные СМИ свяжут это с личностью Путина, с его политикой, постараются дискредитировать все, что мы делаем. Эти подконтрольные западному олигархату СМИ, да и наши некоторые, будут разыгрывать эту карту, в информационном плане особенно. Вспомнят, как выдавали и немецких коллег, выдавали из социалистического лагеря, когда он рушился, приведут еще какие-то аналогии.
Забудут и про этот суд, и про Ратко, будут говорить только про Россию и ее руководство - вот вы, разные народы и страны, тянетесь к России, а она вот какая - выдает национальных героев Сербии. Вот и все, что мы получим.