За прошедшее после важной встречи в Калининграде время ясности в украинском кризисе практически не добавилось. С одной стороны, наблюдается активизация России, Европы и США в намерении его разрешить через выполнение Минских соглашений, с другой – совершенно непонятно, как это будет делаться в нынешних условиях, когда курируемый Вашингтоном киевский режим выдвигает предварительные и абсолютно неприемлемые условия, прямо нарушающие текст Минска-2. Возможно, США продолжают двойную игру с тем, чтобы объявить именно Россию виновной в срыве урегулирования. Правда, в конце минувшей недели несколько новостей косвенно засвидетельствовали, что Запад действительно давит на Киев. Подробности - в материале Накануне.RU.
Россия проявляет усилия для разрешения конфликта больше, чем кто бы то ни было. Назначение полпредом на переговорах члена Совбеза Бориса Грызлова еще раз показало эту заинтересованность. А помощник президента России Владислав Сурков сказал в конце декабря, что "это говорит прежде всего о серьезности намерений и о решимости в следующем году так или иначе этот вопрос решить".
Грызлов выразил уверенность в разрешении конфликта. "У меня нет сомнений, что в настоящее время мы можем серьезно продвинуться в реализации Минских соглашений. Мои встречи и в Киеве, и в Минске это только подтверждают", - сказал он. Что именно подтверждает его уверенность, он не пояснил. Хотя еще совсем недавно пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявлял, что прогресса по Минску-2 нет. "Ситуация с реализацией Минских договоренностей может быть сдвинута с мертвой точки, на которой она сейчас находится, исключительно Киевом", – заявил тогда он. И это действительно так. Тогда слова Грызлова нужно воспринимать так, что способ заставить Киев выполнить обязательства и принять новую конституцию с особым статусом Донбасса наконец-то найден и согласован с Западом. Европа и США как будто тоже соглашаются с этой неизбежностью. В то же время пока в этом направлении не сделано НИЧЕГО. Киев не признает ДНР и ЛНР стороной конфликта, а представить сейчас, что он будет согласовывать закон о выборах с республиками, попросту невозможно. Киев находится в том положении, что отыграть назад крайне сложно, если вообще возможно, без потери лица.
А между тем Грызлов 18 января подчеркнул, что Киев должен согласовать с Донбассом закон о выборах. "Согласно Минским договоренностям, под которыми подписалась Украина, изменения в конституцию Украины в части децентрализации, закон о выборах должны быть согласованы с Донбассом", - заявил Грызлов.
Ждать осталось недолго: 2 февраля заканчивается срок нынешней сессии Верховной рады, которая должна или принять, или отклонить то, что было принято с беспорядками в первом чтении 31 августа. Однако здесь есть несколько "но". Эти изменения в конституцию камуфлируются Киевом как пресловутая "децентрализация", не связанная с конфликтом, а Донбасс как будто вообще ни при чем, к нему это почти не относится, пока граница под контролем ДНР и ЛНР. Никакого особого статуса "отдельных районов" Донбасса на постоянной основе там не прописано, а есть переходное положение, что "порядок местного самоуправления" на этих территориях регулируется отельным законом. И все это, конечно, с Донбассом согласовано не было. Это прямо противоречит и букве Минска-2, и заявлениям мировых лидеров. А президент России Владимир Путин специально на это указывал: изменения должны быть внесены в "тело" конституции, и бессрочно, поскольку два из трех указанных годов действия этого закона уже прошли. Может быть, на это уповают в Киеве: через год объявить, что за три года Донбасс так и не воспользовался своими "особыми правами"?
Интересно также, что "особый порядок местного самоуправления" применяется к "отдельным районам", но в новой конституции полномочия районного самоуправления практически ликвидируются. Возникает противоречие между полномочиями районов как административно-территориальными единицами и полномочиями "особых районов", по существу получающими полномочий больше, чем субъект федерации. Это противоречие невозможно преодолеть без кардинальной "перезагрузки" всего украинского государства и без такого же изменения конституции, а не просто добавления отдельных статей.
Как все это будет решаться на практике, совершенно непонятно. В МИД ДНР уже заявили, что готовы к тому, что Киев снова выдаст принятые им поправки за очередное выполнение Минских соглашений.
"В связи с этим мы очень рады, что господина Зурабова заменил Борис Грызлов. Это Зурабову можно было заниматься профанацией без каких-либо последствий. Грызлов такого не допустит", - заявил глава МИД ДНР Александр Кофман.
В то же время по реакции США будет понятно, действительно ли они настроены на реализацию Минска-2. Если Вашингтон, как и прошлым летом, объявит, что Киев полностью выполнил свои обязательства в рамках Минского процесса, это откроет дорогу к самостоятельному проведению выборов в ДНР и ЛНР.
Примечательно, что глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер отметил: "Что нам поможет – это создание новой легитимности на востоке Украины". При этом он посетовал, что закон о выборах в Киеве до сих пор не принят. Однако как он может быть принят, если в тексте соглашений указано, что он согласовывается с ДНР и ЛНР. Все снова упирается в то, что Киев не признает Донбасс субъектом процесса, разыгрывая из себя слепоглухонемого.
Пока же поправки в конституцию направлены в Конституционный суд, что в принципе логично для правового государства. Но, во-первых, Украина им не является, а во-вторых, это легальный способ тянуть неопределенно долгое время. "Такая пауза своевременна и целесообразна, поскольку, в принципе, Украина не должна была бы соглашаться с внедрением этой нормы (поправок). Это изнасилование конституции Украины, эта норма противоречит унитарному устройству Украины", - сказал украинский дипломат Владимир Василенко.
Подобные настроения царят и внутри киевского режима. Об этом говорят непримиримые заявления олигарха Вальцмана-Порошенко, который по случаю "дня соборности" 22 января в своем обращении был агрессивен. "Никогда не забуду того всплеска украинского патриотизма, который — я видел собственными глазами — демонстрировал сине-желтый Донецк во время Евро-2012. Эти цвета вместе с трезубцем вернутся на свое законное и естественное место в Донецке и Луганске, в Симферополе и Севастополе", - пригрозил олигарх, который также подчеркнул, что "соборная" Украина – это значит унитарная. Что-то здесь не просматривается готовности к компромиссу.
Накануне, 21 января, он как ни в чем ни бывало заявил, что перейти к политическому этапу Минских соглашений пока НЕВОЗМОЖНО. Обвинил в этом он, естественно, Россию. "У нас есть информация, что на прошлой неделе российская сторона 21 раз отказывала специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в проведении инспекций", - сказал он. Но какая "российская сторона"? ОБСЕ присутствует в ДНР и ЛНР. Преступник снова делает вид, что Донбасс "оккупирован Россией". "Так что пока не создана ситуация с безопасностью, позволяющая начать политический этап, к сожалению. И мы делали все возможное, чтобы достичь его", - притворился Вальцман. То ли он специально лжет, параллельно ведя тайные переговоры с США и Россией, то ли это крест на перспективе Минска-2. Дожидаться другого президента в Киеве можно еще несколько лет. И не факт, что он будет лучше.
В Киеве и не скрывают, что принимать новую конституцию никто не собирается. Так, украинский политтехнолог Дмитрий Раимов отметил, что "партия президента и коалиция будут валить конституцию, будут делать все, чтобы не принять ее", обвиняя в этом Россию. А депутат от блока Вальцмана в Раде Иван Винник заявил в телеэфире, что главная задача – это военный захват Донбасса, так как "Российская Федерация ввела войска и атаковала Украину".
На заявления этих персонажей можно было бы не обращать внимания, если бы то же самое не говорили официальные лица. А полпред Украины Леонид Кучма 20 января запел старую песню – сначала дайте границу, а уж потом выборы. "Без возобновления нашего контроля над украинско-российской границей невозможно говорить ни о выборах, ни об изменениях в конституции Украины, не говоря уже о решении гуманитарных, экономических проблем и вопросов разминирования", – сказал он. А ведь Кучма явно не говорил от себя. Представитель Киева на переговорах Ирина Геращенко заявила то же самое. "Выборы на оккупированных территориях Донбасса, - сказала она, - могут произойти только при условии выполнения ряда важных предпосылок: установление контроля над украинской границей с Россией, возобновление работы украинских СМИ, разоружение боевиков, допуск миссии ОБСЕ, вывод с территории Украины российских войск".
Создается устойчивое ощущение, что за спиной российско-американских переговоров Киеву даны тайные гарантии покровительства их саботажу Минского процесса. Ничем иным это назвать нельзя. "Я думаю, это свидетельство того, что Минск-2 выполнен не будет, - сказал российский политолог Сергей Михеев. - Это главное препятствие урегулированию в Донбассе, потому что Киев не хочет признать простую вещь: урегулирование и сохранение территориальной целостности возможно только в формате реальной федерализации". На которую, добавим, на Украине наложено табу как на запретную тему.
Однако в конце недели несколько новостей косвенно засвидетельствовали признаки давления на Киев. Уже на следующий день после дня своей "соборности" Вальцман пригрозил войной в том случае, если поправки в конституцию по "децентрализации" не будут приняты. По его словам, это приведет к "возобновлению горячей фазы конфликта, вплоть до полномасштабного конфликта с Российской Федерацией". Он заявил, что некоторые силы будут "торпедировать конституционный процесс", рискуя оставить Украину один на один против России без какой-либо поддержки. "Я, как президент, не дам возможности безответственным политическим силам это сделать", - уверенно заявил олигарх, что абсолютно противоречит его предыдущим заявлениям. При этом Вальцман нашел аргумент – это большая война, которой панически боятся на Украине. Вы же не хотите ее – тогда будем принимать новую конституцию. И волки сыты, и овцы целы.
Он также рассказал о сроках выполнения Минских соглашений. "Место этого голосования в календаре, я надеюсь, в следующей сессии в первом полугодии 2016 года, так же как и очевидный прогресс минского урегулирования", – сказал Вальцман. Если это так, то поправки в конституцию примут в самое ближайшее время. Правда, он заявил, что "голосование конституционных изменений будет корреспондироваться и должно предшествовать сразу же возвращению украинского контроля над границей", однако вероятнее всего это сказано для внутреннего потребления. Хотя обратим внимание на важнейшую деталь – изменение конституции ПРЕДШЕСТВУЕТ допуску на границу с Россией.
Дальше – больше. Вальцман озвучил "громадье своих планов" - для законодательного обеспечения децентрализации Украины нужно принять 500 новых законов! "Я призываю вас вместе с украинским правительством с народными депутатами, уже сейчас, еще до того, как будут проголосованы во втором чтении изменения к конституции в части децентрализации, активно приобщаться к законодательному обеспечению децентрализационных изменений. Мы посчитали, что для этого нужно почти 500 новых законов", - объявил Вальцман на заседании Ассоциации городов Украины.
Олигарх говорит об этом, как о деле решенном. Во втором чтении будут проголосованы поправки, а законы нужно готовить уже сейчас. Возможно, что его поставили перед фактом, что будет так. На эту мысль наводит и поведение Кучмы, вдруг отказавшегося представлять Украину на переговорах и намекнувшего, что решения принимаются вовсе не в Минске. Сначала он сказал, что Минские соглашения вообще не могут рассматриваться Радой, поскольку документ подписали не президенты или министры стран, а "контактная группа в составе Леонида Кучмы, представителей ОБСЕ, представителя России и двух каких-то мужчин от ЛНР и ДНР" (а ведь именно "прямой диалог Киева с Донбассом" и фиксирует Минск-2, на чем всегда настаивала Россия).
Затем Кучма добавил, что документ не распространяет украинский суверенитет на всю территорию Украины (а ведь именно в этом смысл Минска-2). "Для чего мне, гражданину Украины делать вид, что мы что-то делаем и имеем результат. Для чего записывать в 13 пунктов проведение выборов на Донбассе и внесение для этого изменений в конституцию? – возмущается Кучма. - Чтобы легализовать ту власть, которая там есть, чтобы перенести границы, чтобы сделать анклав, который будет давить на Украину присылая сюда диверсантов и всякую дрянь? Я хочу участвовать в этом? Этого не может быть никогда". Кучма объявил, что он не видит дальнейшего смысла фальшивить. "Вы думаете, что я с радостью туда еду? Я еду с одним давлением, а возвращаюсь в Киев с другим", - признался он, сказав более чем достаточно.
Слова Кучмы поразительны по своей откровенности. Неужели он, как опытный политик, не знал содержания Минских соглашений? Конечно, знал. Но он верил в то, что Запад не потребует их выполнять. И вот теперь такое впечатление, что его вызвали и сказали, что дуракаваляние закончилось. И он не выдержал, эмоционально выразив свой протест.
Итак, если реальные договоренности по Украине достигнуты, вырисовывается приблизительно такая картина. ДНР и ЛНР формально реинтегрируются в состав Украины, по факту оставаясь российским протекторатом. В обмен на это Украина меняет конституционное устройство, что удовлетворяет и Россию, и Запад. Россия пока не претендует на другие территории, а Запад оставляет тему Крыма в покое и снимает с России санкции. В Европе уже анонсировали их отмену, а глава МВФ Кристин Лагард даже пообещала некоторое повышение цен на нефть, "поскольку на протяжении последних нескольких месяцев несколько увеличился спрос". Аргумент, конечно, курам на смех, но она же не может сказать, что это результат глобальных договоренностей с Россией.
В некоторых источниках появилась и информация относительно других территорий. Эксперт информационного агентства "News Front" Андрей Князев сообщает, что есть договоренности о подготовке переформатирования Украины, детали которого в настоящее время обсуждают основные стороны украинского кризиса – Россия и США. Украину готовят к разделу на сферы влияния с формальным сохранением государственности.
Есть мнение, что вырабатываются механизмы для проведения на неподконтрольных Киеву территориях выборов, которые приведут к власти уже признанных миром лидеров Юго-Востока. Кто из нынешних лидеров Донецка и Луганска останется в этой обойме, также остается предметом дискуссий, сообщает newsli.ru.
Остальная часть территории Украины тоже подвергнется "переформатированию" с фактическим расчленением страны на три части. Деление произойдет на Западную Украину, с передачей ее под протекторат Польши, Румынии и Венгрии, Центральную — со столицей в Киеве, судьба которой вызывает наибольшее количество вопросов (по мнению Князева, это будет пока националистическое правительство) и Восточную — с преобладающим влиянием России. Сроки "переформатирования" — середина весны – конец лета 2016 года.
Большие разногласия имеются по Одессе, которая остается в американских планах по созданию военно-морской базы НАТО.
Что ж, информация об этаком "пакте" выглядит довольно умозрительной и крайне упрощенной. Суждения достаточно смелые для текущего момента, хотя Украина в целом медленно, но верно скатывается к подобной ситуации с определенными вариантами этого самого "переформатирования".
И как более мягкий, так и более жесткий сценарии приведут к политическому кризису на Украине. В этом смысле 2016 год может стать очень перспективным. Борьба за интеграцию Русского Мира продолжается.