Аналитика


"Минобрнауки "опорными вузами" просто добивает образование. Нам нужна советская система!"
Общество | В России

Вот и определились "опорные университеты" страны – 11 вузов, которые будут сливаться с другими местными вузами и начнут "оптимизировать", "модернизировать", "реформировать" и даже "повышать эффективность" своей деятельности и бюджета по указке Минобрнауки.

Отобранные вузы в ближайшие три месяца представят в ведомство пятилетнюю программу развития. Для ее реализации каждый вуз-победитель получит дополнительную субсидию в размере до 200 млн руб. ежегодно в течение нескольких лет. По планам ведомства Дмитрия Ливанова все выходит правильно и красиво, но эксперты хватаются за голову – систему образования не то, что разрушают, ее уже добивают, чтобы камня на камне не осталось. О программе "опорный университет", Министерстве образования и образовательных реформах в интервью Накануне.RU рассказал историк-практик, автор "народного учебника" по истории России Евгений Спицын.

Вопрос: Уже отобрали по конкурсу 11 вузов, которые станут "опорными". Как Вы в целом относитесь к программе опорных университетов?

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Евгений Спицын: Я отношусь к ней категорически отрицательно. Дело в том, что разгром всей системы образования давно сформулирован за океаном, господин Ливанов пару месяцев назад оттуда вернулся с новыми установками. Смысл этой политики, которую проводит Министерство образования, заключается в том, чтобы, во-первых, максимально сэкономить на системе образования. То есть, по сути дела, сделать из системы некую падчерицу, но при этом громогласно заявлять, что для нас приоритет – это образование, что человеческий капитал - самое ценное, что у нас есть. 

Под этой реформаторской вывеской идёт добивание всей советской высшей школы, того многопрофильного высшего образования, которое существовало в Советском Союзе. Причём оно идёт по пути резкого сокращения количества высших учебных заведений либо путём ликвидации, либо путём слияния и укрупнения этих вузов, то есть превращения их в неуправляемых монстров, во главе которых будут поставлены свои люди, которые чётко будут проводить соответствующую политику.

За примерами далеко ходить не надо - в Москве подобная практика апробирована была на примере московского педуниверситета. Сейчас аналогичный процесс был запущен в МАИ, кузнице наших авиационных инженерных кадров. Идёт просто разгром образования под громкими лозунгами о "реформе" и "оптимизации".

Вопрос: В проекте одним из показателей результативности программы обозначена большая численность студентов – не менее 10 тыс. человек. Как сказывается на качестве обучения увеличение числа студентов?

Евгений Спицын: Есть оптимальный размер учебного заведения. Например, в школе нормальная управляемость – когда директор может вникать в разные проблемы и детей, и родителей, и учителей - это 500-700 человек. А сейчас сделали монстров: в Москве 2-4 тыс. учащихся в школах. 5-10 корпусов. Да директор до них даже не добирается, он не знает ничего! Директор перекладывает работу на своих заместителей-надсмотрщиков, так называемых руководителей структурных подразделений, он не знает коллектив.

Вопрос: Ещё один показатель такого вуза - консолидированный бюджет не менее 2 млрд руб. Это значимый показатель?

Евгений СпицынЭто вообще абсурд. И это их главная установка - платные образовательные услуги. Чем крупней вуз, тем сложнее его контролировать. Ректор может сдавать какие-то помещения в аренду, но эти доходы, как правило, идут мимо бюджета. А теперь ему сказали – делись.

студенты, лекция УрФУ, встреча с главой Представительства Европейского союза в Российской Федераци|Фото: Накануне.RU

Вопрос: А может ли вуз быть универсальным? В проекте описано количество укрупнённых групп специальностей/направлений подготовки - не менее 20. Возможно это?

Евгений Спицын: Нет, конечно. У нас универсальное образование могут давать только такие университеты, как МГУ, например. Но для того, чтобы сделать такой вуз, нужны кадры. Причём эти кадры делаются не за один год и даже не за 10 лет. Где, например, в Орле найдут такие кадры, если там, условно, есть один педагогический, один медицинский, один политехнический - и всё? А где они будут готовить биологов или химиков? Это смешно.

Вопрос: Наконец, последний показатель результативности – число публикаций. Насколько это важно?

Евгений СпицынТам нужны "правильные" публикации - это во-первых. А во-вторых, это так называемое сито - людей, которые патриотически мыслят, под любым предлогом выгонят из вуза, с ними не продлят договор либо переведут на полставки.

Эти все так называемые рейтинги, топ-университеты - очевидно, что вся эта система встроена в зарубежные практики с единственной целью - отслеживать наиболее талантливую молодёжь, наиболее перспективные кадры, чтобы потом через систему разных грантов покупать "мозги" и вывозить их за рубеж. Раньше отток мозгов шёл по собственной инициативе, от каких-то корпораций или людей, которые искали лучшую жизнь за рубежом. Сейчас это будет поставлено на промышленный поток.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: А с программой "5-100", на Ваш взгляд, это как-то перекликается?

Евгений Спицын: Вообще, вся эта система рейтингов придумана неслучайно. Для чего она сделана? Первая задача - родителям и детям вбивается в голову, что существуют школы разные, в том числе и топовые. Либо состоятельные родители, либо родители, которым небезразлична судьба своих детей, которые способны к творческой учёбе, они, естественно, стремятся попасть именно в топовые школы. Эти заведения "раздуты", о них постоянно говорят, они присутствуют во всех этих рейтингах, туда ведут потенциально "продвинутых" детей. А эти школы очень тесно связаны с международными структурами.

Они вывозят наиболее продвинутых ребят, у которых лучшие показатели в учёбе, там их, естественно, берут "на карандаш", выдумывают всю систему грантов за какие-то научные достижения, да ещё бесплатно возят в Европу на недельку. Родители на седьмом небе от счастья, а это идёт дешёвая покупка "мозгов". То есть мы, по сути дела, сдаём интеллектуальный потенциал, который будет определять развитие наших научных школ на ближайшие десятилетия.

Путин в силу своей занятости и в силу отрезанности от реальной информации этого не знает. А проводником всей этой политики является именно Министерство образования. И Ливанов, и его замы, всё руководство Высшей школы экономики, Федерального института развития, ФИПИ - это скоординированная, целенаправленная система добивания нашего образования. Никаких иных целей наши реформаторы от образования не ставят.

Вторая задача - разрушать советскую систему образования, чтобы она не воспроизводила научные школы, которыми гордился Советский Союз. Чтобы у нас не было своих научных школ, прежде всего, в военно-промышленном комплексе. Чтобы, не дай бог, мы не изобретали новейшие типы вооружений, которые несли бы потенциальную угрозу Америке и её сателлитам.

Глобальная цель у них заключается в том, чтобы уничтожить Россию как потенциального единственного противника, который может нанести непоправимый удар США. Всё остальное - это дымовая завеса.

Дмитрий Ливанов|Фото: Накануне.RU

Вопрос: По большому счету, нам говорят, что делают образование по западному образцу. Если там можно получить хорошее образование, за большие деньги, конечно, то у нас остаются такие вузы?

Евгений Спицын: У нас есть вузы, в которых ещё теплится наука, но это всё уже уходит. И потом там, на Западе, стоимость обучения неподъёмная. Не надо путать американскую систему с нашей - у американцев вся наука сконцентрирована в основном в университетах. Там лаборатории, научные школы, эти университеты создавались не один год. Уровень финансирования там такой, что постоянно будет приток молодых креативных людей.

А у нас это финансирование рубится на корню. Теперь по распоряжению Ливанова уровень финансирования институтов и университетов будет зависеть от уровня цитируемости работ сотрудников в трёх международных журналах по перечню. И поэтому всех заставляют публиковаться именно там, иначе не будет государственного финансирования. А не будет государственного финансирования - понятно, что университет "загнется".

Крупные центры можно создать только в крупных городах, где есть научные школы. А во многих городах этих научных школ нет - они будут защищать липовые диссертации, и у нас сейчас полно учёных с липовыми диссертациями. 

Вопрос: Тогда какая альтернативная стратегия нужна?

Евгений Спицын: Во-первых, надо навести элементарный порядок в системе высшей школы - немедленно провести тотальную проверку всех частных высших учебных заведений и так называемых филиалов, которые являются "шарашкиными конторами", где за деньги выдают дипломы.

Во-вторых, обязательно решить вопрос с так называемым болонским процессом, потому что это один из элементов разрушения нашего образования, когда вместо фундаментальной подготовки кадров в разных областях людей обучают каким-то технологиям, и не более того.

В-третьих, надо вернуть нормальные программы, которые будут носить государственный характер, а не тот ФГОС — это просто шестистраничный документ ни о чём. Формирование всех ФГОСов отдано на откуп самим учебным заведениям, они сами определяют, какую программу должны проходить студенты на разных факультетах. Это разрушает единство образовательного пространства. Необходим отказ от болонской системы образования и возврат к пятилетнему высшему образованию, которое существовало в Советском Союзе и которое готовило реальные кадры.

Естественно, должен быть пересмотр всех образовательных программ на уровне государства. Должна быть создана авторитетная комиссия, которая создаст эту программу, или просто вернет старую советскую программу с учётом реалий. Никто не отрицает, что надо вводить какие-то новшества.

пикет за отставку Ливанова у МГУ|Фото: Накануне.RU

Вопрос: А если брать уровень простого гражданина, родителя – что мы можем сделать?

Евгений Спицын: Тут надо создавать общественное движение, мы как раз занимаемся этим. Когда люди выступают, говорят правильные вещи - всё это воспринимается властью как выступление отдельных персонажей, которые чем-то недовольны. Причём часто говорят, мол, его от "кормушки" оттеснили, вот он теперь стал критиковать. Хотя, конечно, это не так. Надо создавать движение, чтобы мы могли хотя бы выражать своё мнение не как одиночки, а как некое сообщество.



Половников Алексей