Недавно российское правительство высадило в Тольятти вертолетный десант, который предпринял дерзкую "операцию по спасению автопрома". По ее итогам нашей автомобильной промышленности обещано 50 млрд. государственных рублей.
Оставим вопрос припарок для мертвого на потом, а вначале разберемся — откуда возьмутся эти 50 миллиардов и кто именно под вывеской АВТОВАЗа получит их весомую часть. Средства, разумеется, будут взяты из госбюджета, пополняемого, в том числе, из наших с вами налогов. По какому праву, хотелось бы знать? Нас кто-нибудь спросил? В конечном итоге в выгоде останется материнская компания автозавода — Alliance Rostec Auto B.V., которая зарегистрирована в Голландии и в этой же стране тюльпанов и легальных наркотиков платит налоги. Что это, как не вывод средств за границу, о котором то и дело сокрушается все то же правительство? Все это очень "патриотично", учитывая, что Голландия — член НАТО.
Связанные с АВТОВАЗом события вообще дают этой несимпатизирующей России организации поводы устраивать праздник хоть каждый день. Вот президент АВТОВАЗа Андерссон — иностранный гражданин — поделил на ноль дочерний Волжский машиностроительный завод, еще полтора года назад выпускавший крайне важную, в том числе, и для оборонного комплекса и авиапрома России продукцию. В штаб-квартире НАТО в Брюсселе откупоривают шампанское.
"Я прокатился, мне понравилось" — вот что, если коротко, сказал по поводу увиденного в Тольятти Дмитрий Медведев, немного поруливший "отечественным" "Икс-реем", примерно на 80% состоящим из иностранных комплектующих. До ворот ВМЗ, "Автовазагрегата", "Опытно-промышленного производства" и многих других поставщиков, смежников и производителей специальных автомобилей, которые Андерссон или уже прикрыл или еще только планирует, премьер-министр, конечно, не доехал. Не будем голословно обвинять Дмитрия Анатольевича в совсем уж полной дезориентации: о положении дел в вышеуказанных объектах и их роли для города Тольятти он, наверняка, читал. Все подробно описывалось в документах, которые были подготовлены и направлены мною правительству РФ. Также документы были отправлены в госкорпорацию "Ростех" (один из основных акционеров АВТОВАЗа), но ее руководство предпочло это проигнорировать. Совершенно точно с ним ознакомились господа Мантуров, Улюкаев, Дворкович и прочие министры и советники. Вывод, если утрировать содержание их многословных ответных посланий, был тот же: мы покатались, нам понравилось. Им понравилось, что с закрытием "Опытно-промышленного производства" и тотальным сокращением кадров НТЦ автозавод лишился возможности создавать что-либо новое, превращаясь в "отверточное" производство.
Довольную улыбку у них, должно быть, вызвали планы ликвидации самодостаточных дочек автозавода "ВИС-АВТО" и "Супер-Авто", создающих спецавтосредства для медицины, МЧС и других экстренных служб, а также ведущих уникальные инновационные разработки. Их не мог не порадовать перевод выпуска доступных спорт-каров из обладающей необходимыми компетенциями дочерней компании LADA-Sport на конвейер. Теперь от завода можно не ждать передовых технологий, с целью отработки которых и открываются спортивные направления в мировом автопроме.
Можно было рассчитывать на преимущества в экспорте автомобилей, которые будут достигнуты при удешевлении рубля. В свое время об этом заявлял и Бу Андерссон. Сам же в это время лихо отодвигал и гнобил отечественных поставщиков. Около 80% бюджета на закупку комплектующих и консалтинг отправляется за границу на счета иностранных компаний. А в долгах, на миллиарды, остаются российские изготовители деталей, отечественные банки и поставщики. Андерссон этого факта стесняется, поэтому в открытой для доступа информации и документах АВТОВАЗа цифры по локализации заметно разнятся. Совсем неудобно получилось, когда Бу не моргнув глазом вслух обозначил Владимиру Путину процент локализации "Весты" в 70%, в то время как с учетом скрытого импорта этот показатель еле дотягивает до 47%. То есть, флагманская модель отечественного автомобилестроения не получилась даже на половину отечественной.
Бу, помимо намеренно деструктивных действий на АВТОВАЗе, часто вынужден прикрывать непрофессионализм и корыстность своей команды. Кроме искусственно вызванного дефицита моделей бренда LADA в пользу созданных на их же базе "Датсунов", а также прочих "невинных шалостей", его "орлы" допустили убытки, которые невозможно объяснить никакими системными трудностями автопрома. Предположительно за 2015 год завод потерпел убытки на сумму 45 миллиардов (итого прогнозируемый совокупный убыток за два года правления Андерссона составит порядка 70 миллиардов).
Между тем, на российских автопредприятиях ГАЗ, УАЗ и "Соллерс" дела обстоят отнюдь неплохо — потому что русские парни и патриотизм творят чудеса… И альянс Hyundai-KIA, находящийся в тех же экономических реалиях "вырулил" вполне достойно. Может, если уж настолько низко пало доверие к российским специалистам, в вазовские топ-менеджеры стоило набирать корейских автостроителей, а не вербовать ландскнехтов по всей Европе?
О "косяках" и чудачествах многочисленных чехов на АВТОВАЗе уже ходят анекдоты. Правда, никто не смеется — все знают, сколько получают эти братья-славяне, мешаясь под ногами работяг, несущих на себе тяготы пребывающего в глубоком кризисе предприятия. Идиотский перенос производства "Весты" из Тольятти в Ижевск, стоивший заводу дополнительные 10 млрд. рублей — блестящий образец гениальности иностранных логистов. На банальном откате, как сообщали интернет-ресурсы, попался директор по закупкам ОАО "АВТОВАЗ" Мариуш Напиорковский. Такой мелкотравчатой коррупции в высших эшелонах вазовской власти вообще не наблюдалось. Но это все детали на фоне разрушительной политики, которую давно, неприкрыто, наплевав на интересы АВТОВАЗа и страны в целом, ведет альянс Renault-Nissan. Уничтожив вазовский инжиниринг и экономическую службу, замкнув на себе закупки и поставив в максимально невыгодное положение дилеров, альянс горячо одобрил действия Андерссона по ликвидации российских поставщиков и смежников. А между тем, порядка 800 млн руб. вложены многонациональным руководством ОАО "АВТОВАЗ" в превращение базы отдыха "Фортуна" в шикарную гостиницу LADA-resort 4* - наверное, это важный элемент в технологии производства автомобилей.
Во избежание обвинений в шовинизме и ксенофобии отмечу, что Андерссон не первый, отличающийся любовью к шикарной жизни, ставленник совладельца автозавода ГК "Ростех". За исключением Игоря Комарова, все предыдущие назначенцы "Ростеха" на пост президента АВТОВАЗа очень хорошо, даже по московским меркам, "наварились" на руководимом ими предприятии.
Единственные, кто на всем политическом пространстве страны выступает против превращения АВТОВАЗа в "отвертку" — это КПРФ. Возможно, мы — коммунисты, лучше других помним, как строились ВАЗ и город Тольятти и какое значение они имели и еще могут иметь для экономики страны. Только нам кажется дикостью, когда Тольятти превращается в социальную бомбу, третий год подряд наполняясь десятками тысяч выкинутых со своих рабочих мест людей. Свыше 20 000 вазовцев покинули завод с момента прихода к власти Андерссона, и это не предел. Есть надежда, что эти вопросы волнуют еще и Владимира Путина — я направлял в Администрацию президента информацию о том, что творится на АВТОВАЗе и вокруг него. Уже в январе президент РФ подписал "Перечень поручений по результатам проверки эффективности мер по ускорению процессов импортозамещения в автомобильной промышленности", четко определяющий автопром как стратегически важную часть развития государства. Если этот всеобщий сон разума не закончится, крайне тяжелые времена ждут не только АВТОВАЗ и Тольятти, но и все отечественное автомобилестроение и многие другие стратегически важные отрасли страны.
Я считаю, что необходимо разобраться, есть ли в действиях Бу Андерссона, главным смыслом которых является не только разрушение отдельно взятого предприятия, но и российского автомобилестроения в целом, признаки нарушения статей Главы 29 "Преступление против конституционного строя и безопасности государства" Уголовного кодекса РФ, а именно:
Леонид Калашников, депутат Госдумы, фракция КПРФ. Прошел трудовой путь на ВАЗе от мастера до заместителя начальника управления в Научно-техническом центре