"Единая Россия" провела двухдневную первую часть съезда, означающую старт если не всей избирательной кампании, то мобилизацию своих сторонников и активов. Формально основной темой форума было утверждение положения о предварительном внутрипартийном голосовании (ПВГ), но не менее важным стало выступление председателя партии Дмитрия Медведева, который обозначил основные тренды кампании – критика "левых" и "правых", недопущение пересмотра приватизации и сохранение либерального статус-кво "по-гайдаровски" в экономике. К чему приведет ставка на такую программу – читайте в материале Накануне.RU.
Партийный съезд растянулся на два дня. За это время прошел ряд тематических "круглых столов", состоялся форум СМИ, но основное внимание было приковано к пленарным заседаниям и выступлению лидера партии Дмитрия Медведева. Многие наблюдатели охарактеризовали его термином "либеральный поворот", который сопровождался рядом просто удивительных заявлений.
Медведев, например, заявил о том, что с "правыми" партии не совсем по пути, потому что те думают о том, что "рынок расставит все, урезают социалку, а о людях не думают", но гораздо больше "лучей славы" досталось коммунистам – и нынешним, и их предшественникам столетней давности. В частности, премьер указал на то, что "левым легко, обещают социальную поддержку и режут под корень все возможности для предпринимателей, не понимая, что ресурсы ограничены", на то, что идеи Глазьева в общем, не принимаются партией, и разговоры о переделе собственности, "как в 1917 году", ни к чему не ведут. Резюмировал эту часть выступления лидер партии гордым и крайне мощным по своему содержанию заявлением о том, что "Мы – не КПСС".
"Когда Медведев утверждает, что он против передела собственности, он буквально в эту же минуту в другом месте обсуждает вопрос приватизации оставшихся государственных предприятий, причем, наиболее доходных, то есть продолжается безумный передел общенародной собственности, перевод ее в частные руки. И идет тот самый "передел собственности", но только не в пользу народа как в 1917 году, когда буржуазную собственность передавали в собственность всего населения. Сейчас идет обратный процесс передела собственности – приватизация Сбербанка, Аэрофлота, Роснефти – что это, как не передел собственности, только в интересах не народа, а очень узкой группы олигархии? Это острейшее противоречие, и мне просто непонятно, почему Медведев решился вообще упомянуть эту тему, насколько она невыгодна для них", – прокомментировал Накануне.RU заявления премьера член ЦК КПРФ, депутат Госдумы Вячеслав Тетекин.
Что касается "удушения предпринимательства", то депутат напомнил, что от нынешнего правительства "предприниматели буквально стонут", поскольку на них наваливается огромное бремя бесконечных проверок со стороны государственных органов и служб, повышаются налоги, взимается около полусотни неналоговых платежей, законодательство меняется с такой скоростью, что бизнесмены не успевают знакомиться с нововведениями.
"Это заявление показывает, что Медведев, скорее всего, просто не знает, что происходит в малом и среднем бизнесе, который находится под его контролем. Вызывает глубочайшее недоумение пропасть между реальностью и декларациями лидера партии. Коммунисты на каждом шагу кричат о том, что нужно прекратить давление на предпринимателей, о том, что нужно дать им свободу, нужно прекратить накладывать новые налоги. Речь идет о спасении малого и среднего бизнеса, и именно КПРФ является его защитником", – поясняет Тетекин.
Между тем, Медведев продолжал говорить о том, что нужно помогать малому и среднему бизнесу, надо развивать самозанятую часть общества, помогать тем отраслям, которые "вписались в рынок". Ему вторил руководитель парламентской фракции Владимир Васильев, который говорил о неприемлемости "поворота в сторону социальных расходов". В целом, у многих слушателей складывалось ощущение, что на ВДНХ идет продолжение Гайдаровского форума. Отличием его, впрочем, стало то, что министра финансов Антона Силуанова "попросили" из руководящих органов.
"Для меня самое приятное впечатление оказал вывод из партийного руководства Ливанова и Силуанова. Это определенный знак понижения статуса – это некое отстранение от этих сугубо монетаристских идей, как мне кажется. А то, что говорит Медведев, это вообще никогда не показатель ничего. И вместе с тем, обратите внимание, что вполне естественно, что Медведев отстранился от "левых", но он отстранился и от "правых" достаточно определенно, от упований на могущественный рынок и т.д. В "Единой России", как минимум, понимают, что Силуанов, Ливанов и эти векторы в целом – непопулярны, и перед выборами от них избавляются", – отметил в беседе с Накануне.RU политолог Сергей Черняховский.
Партийцы говорят о том, что пора разделять исполнительную власть и работу в партии, однако, Черняховский обращает внимание, что, например, министра культуры Владимира Мединского, "на которого наезжают гораздо жестче", в совете партии оставили, а Ливанова и Силуанова – нет. Довольно показательно и заявление Сергея Неверова о том, что "у партии всегда были вопросы" к этим министрам.
В целом, по мнению политолога, большая часть из сделанных на съезде заявлений – "пустопорожняя болтовня". В эту категорию можно отнести все тезисы о том, что "Единая Россия" – "единственная ответственная партия", что она "всегда отвечает за свои обещания".
"Единая Россия" – не ответственная сила, потому что она ничем не отвечает. Что-то получается, и это правда, что-то нет, и этого больше. Программ своих никогда не выполняет, и каждый год они принимают "настоящую программу". Находясь у власти и следуя поставленным задачам, они много полезного сделали, конечно, но было и гораздо больше обещаний, которые они не выполнили", – считает эксперт.
В подтверждение этого тезиса эксперты Центра научной политической мысли и идеологии подготовили анализ того, какие обещания давала "Единая Россия" перед выборами в 2011 году и как они были выполнены. В частности, партия власти обещала "поднять" российскую экономику до уровня первой пятерки стран. По номинальному ВВП Россия упала с седьмого на 13 место, а по ВВП по паритету покупательной способности осталась на шестом. Создание 25 млн рабочих мест до 2031 года продвигается сложно – было создано 13,5 млн новых рабочих мест, но сократилось за это же время 14,6 млн, то есть реально количество рабочих мест сократилось на 1,1 млн.
По оценкам специалистов, доля продовольственных товаров в структуре импорта не сократилась, а даже выросла, пусть и не на много, количество "новых дорог" выросло за счет "изменения методики подсчета Росстатом". Такие же безрадостные результаты в сельскохозяйственной отрасли, импортозамещении в фармакологи и многих других отраслях.
"В целом, предвыборная программа не выполнена. Наоборот, та политика, которая проводилась последние годы, была органичным продолжением политики 1990-х и начала 2000-х, поэтому и не могла исправить те проблемы, которые накопились. Доверие граждан к партии, во многом обеспеченное в 2011 году с помощью вывески "президентской партии", подорвано, не говоря о том, что и тогда пришлось прибегнуть к масштабным фальсификациям для победы на выборах. Даже на региональных выборах 2015 года "Единая Россия" умудрилась потерять регион, чуть не потеряла еще один. Совершенно очевидно можно говорить о политическом банкротстве "Единой России", то есть неспособности выполнить свои обещания и обязательства, достичь поставленных целей", – говорится в докладе Центра.
Учитывая все это и непростую экономическую ситуацию, по мнению Тетекина, нынешние выборы, в большей степени, нежели раньше, будут противостоянием идеологий, поскольку все больше людей сравнивают нынешнюю ситуацию с советской эпохой, и сравнение это не в пользу "демократической России".
"В свете того, что ничего хорошего народ не ждет в ближайшие годы, народ неизбежно будет оглядываться в прошлое и чаще задавать недоуменный вопрос, а стоило ли ломать ту систему, которая давала такие несомненные блага. Любая попытка сыграть на дискредитацию нашего недавнего прошлого обернется против народа. Как ни парадоксально, я бы всячески приветствовал попытку "Единой России" "оттянуться" на советской власти. Для нас, как их оппонентов, это бы предоставило великолепную возможность напомнить народу, какими несомненными благами пользовались во времена советской власти и что реально они потеряли в результате прихода к власти демократов и их продолжателей в лице "Единой России", – подчеркивает коммунист.
Сможет ли партия власти увеличить свою фракцию с такой риторикой - вопрос не праздный. Впрочем, многие лидеры "ЕР" уже не раз подчеркнули, что "электоральные рекорды не нужны". По мнению Черняховского, для Кремля, по большому счету, важно, чтобы сохранилась "крымская коалиция" из четырех парламентских партий, а какое распределение голосов будет внутри нее - не столь значимо.