На подходе новая линейка учебников по русскому и литературе. По традиции в Министерстве образования и науки проигнорировали идею создания единых учебников по базовым дисциплинам и ограничились "концепцией преподавания". На днях долгожданный документ отправился в Правительство РФ после длительной работы под руководством спикера Госдумы Сергея Нарышкина. Но, как ни старайся, хорошего результата от новой концепции ждать не приходится, пока ею занимается команда "либералов-разрушителей", считает историк, автор "народного" учебника по истории Евгений Спицын. Подозрения подкрепляет и тот факт, что "эксперты" предложили разделаться с ЕГЭ по русскому языку так же, как с математикой, разделив его на базовую и профильную части. Что же получается, реформаторы образования намереваются все дальше уходить от критериев общедоступности, прописанных в Конституции?
На сегодняшний день концепция преподавания русского языка и литературы в российских школах доступна для граждан только в виде проекта, одобренного решением рабочей группы. На первый взгляд, содержание не вызывает подозрений. С первых страниц пестрят всем знакомые формулировки о "ключевой роли языка и литературы в формировании личности", о "передаче исторического опыта поколений через язык и литературу", о падении грамотности среди школьников и отсутствии у молодых людей мотивации к чтению.
Эксперты предлагают сбалансировать изучение письменного и устного языка, использовав при этом не только классическую литературу, но и нехудожественные тексты, а также применять интерактивные программы для пополнения словарного запаса, перефразирования и редактирования.
Отдельный пункт в разделе "пути решения проблем преподавания русского языка и литературы" предлагает разделить ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный уровни. "На базовом уровне проверяется степень владения устной и письменной речью. Профильный уровень ЕГЭ по русскому языку предназначается для учащихся, которые планируют продолжить обучение в высших учебных заведениях филологической и лингвистической направленности", - сказано в проекте.
И хотя в конце января первый замглавы Минобрнауки РФ Наталья Третьяк пообещала исключить этот пункт из концепции, само намерение "расчленить" великий и могучий говорит о многом.
"Большинство участников обсуждений высказались за то, что не следует делить экзамен по русскому языку на базовый и профильный, так как русский язык является языком межнационального общения, государственным языком, допуском к различным видам профессиональным деятельности", - подчеркнула Третьяк, добавив, что в концепции будет прописано объединение русского языка и литературы в один предмет.
После утверждения на основе концепции будет издана новая линейка учебников, и планируется, что пособия будут выпущены к 1 сентября.
О том, что сулит сфере образования новый "эпохальный" документ, Евгений Спицын рассказал в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Евгений Юрьевич, что Вы думаете о концепции преподавания русского языка и литературы в школах? Что в ней полезного, а что, может быть, настораживает?
Евгений Спицын: Принципиальный вопрос даже не в содержательной части концепции, потому что наговорить можно что угодно. Всем известно, что, как только за разработку концепции берутся Высшая школа экономики и РГГУ, пиши пропало. Это все делается в той парадигме, в которой развивалось наше образование и шло его реформирование. Целью этого так называемого реформирования был разгром всей системы образования, включение его в западные стандарты, главная цель которых - убить в человеке творческое начало и сделать из него тупого потребителя. Словесная шелуха быстро слетает, и никаких иных целей там нет. Под это дело выделяются соответствующие гранты, понятно, что идет распил бюджетных средств. Вот и все.
К сожалению, тот совет, который создан при председателе Госдумы Нарышкине, целиком и полностью оккупирован представителями этого либерального "бомонда". Там адекватных людей, которые реально болеют за наше образование, которые представляют себе, что нужно сделать, чтобы исправить катастрофу, практически нет.
На днях проходил патриарший совет по культуре, и патриарх стал председателем Российского общества словесности. Он обратил внимание на то, что началось катастрофическое падение уровня баллов за ЕГЭ по русскому языку и литературе. Все об этом говорят, но ничего не сдвигается с мертвой точки, потому что реально процессом рулит министерство и все подведомственные ему структуры, начиная с того же ФИРО, который возглавляет Асмолов, ФИПИ и так далее.
Вопрос: В чем выражается их "вредительство"?
Евгений Спицын: В Москве жесткая система единовластия господина Калины. Он в одно мгновение ока может снять с должности любого руководителя образовательного центра за несуществующую провинность. Руководители образовательных центров, которые назначаются теперь лично Калиной, фактически установили систему террора в образовательных центрах. За каждое непослушание, за каждую критику они выдавливают учителей из школы и создают им невыносимые условия работы. У людей апатия, руки опустились. Все говорят о том, что в школах катастрофа.
Вопрос: Как Вы отнеслись к тому, что Минобр, как и с учебником по истории, решил не создавать единое пособие по русскому и литературе, а ограничился концепцией, чтобы "сохранить возможность выбора"?
Евгений Спицын: Они будут насмерть стоять против единого учебника по двум обстоятельствам. Первое – они никоим образом не хотят создавать единство образовательного пространства, для них это смерти подобно, они всячески будут апеллировать к несуществующим правам учителей, детей и так далее. Второе – это бизнес-интересы тех издательств, которые напрямую аффилированы с министерством.
Учителя московских школ пришли в тихий ужас от тех учебников по истории, которые якобы выиграли конкурс. Эти цитаты принадлежат либералам. Их можно найти на сайте издательства "Дрофа".
Бронштейн – директор школы №1371: "Если мы дадим трем школам учебники трех издательств, то к экзамену ученики трех школ придут с совершенно разными представлениями о древней истории славян. Что касается некоторых событий, то он сам гадает, ошибка это или опечатка, и если опечатка, то как она попала в учебники двух разных издательств".
Шнейдер, директор гимназии №45: "Времени на создание учебников было мало (а кто вас торопил?), стремление выпустить книгу оперативнее привело к спешке. В некоторых из представленных учебников истории даже редактирование не доведено до конца. В таком виде я бы их детям не давал".
Бодров, замдиректора по учебной работе гимназии №1540: "В учебнике "Русского слова" я встретил большое количество фактических ошибок".
А ведь рецензию проводила Академия наук. Это сплошь и рядом.
Вопрос: А с учебниками по русскому и литературе такая же история?
Евгений Спицын: Точно такая же. Им вообще это не надо. Более того, они под предлогом того, что современным детям нельзя читать Толстого, Достоевского и так далее, убирают из программы классику русской литературы. Зато выполняют поручения президента и зачем-то наводняют учебную литературу Солженициным. Начнем с того, что чисто с эстетической точки зрения Солженицына не могут читать даже взрослые, там корявый и бездарный язык, куда детям? С точки зрения содержания. Мы на чем собираемся воспитывать детей? На сталинских репрессиях? Только ленивый не ругает Солженицина за его лживые, гнусные книжонки. Это не литература, это макулатура, а ее детям предлагают читать в школе, дескать, так сказал президент России. Ну и что, президент России не мог ошибиться? Не может сказать не то? Он такой же живой человек, он может ошибаться. Можно президета покритиковать, объяснить ему, почему он не прав.
Вопрос: В новой концепции преподавания русского языка обучение в школах предлагают ориентировать на общение в интернете, то есть сделать акцент на письменной речи. Что Вы думаете об этом?
Евгений Спицын: Это чушь собачья! Язык так не изучается! Катастрофическая проблема связана с подготовкой учительских кадров, у нас сейчас по болонской системе из институтов выходят учителя-недоучки, которых самих впору учить. Современных учителей поставили в такие условия, они учатся четыре года, их натаскивают на "компетенции", "навыки" и "технологии" и абсолютно выбивают фундаментальность образования. Учитель может быть хорошим учителем только при условии, если он сам обладает фундаментальными знаниями, а остальное придет с опытом. А если он "пустышка", то что он может передать своим воспитанникам?
Вопрос: Не менее спорным представляется предложение о разделении ЕГЭ по русскому языку на два уровня - базовый и профильный. На базовом уровне будет проверяться степень владения устной и письменной речью, а профильный будет предназначен для учащихся, которые планируют продолжить обучение в вузах филологической и лингвистической направленности. Хорошая ли эта идея?
Евгений Спицын: Этого нельзя делать категорически! У нас опять будут делать элитарную прослойку. Язык – это основа нации, государства. Его в полной мере должны знать все, вне зависимости от своего социального статуса и способностей. На то и существуют учителя, что они должны тому, кому сложно, помогать. Дополнительно с ним заниматься. Это должно быть всеобщее для всей страны образование, а не так, чтобы у нас 20% было детей, которые более-менее грамотно пишут по-русски, а остальные 80%, которые в слове "мама" будут делать по 10 ошибок.
Не надо идти на поводу у реформаторов, я всегда говорил, что хороший учитель - только тот, который поднимает ученика до своего уровня, а не наоборот, в противном случае, теряется сам смысл профессии учителя. У нас же дадут учителю класс отличников, класс сдаст ЕГЭ на "отлично", и учителю повышают в два-три раза зарплату. А другому дадут класс двоечников-троечников, он двоечников дотянул до тройки, ему за это памятник надо ставить, а его критикуют. Надо понимать, что все дети с разным уровнем подготовки, с разными способностями.
Вопрос: Что, по-Вашему, необходимо предпринять, чтобы остановить процесс разрушения образования?
Евгений Спицын: Есть общественное объединение словесников, которые писали петицию на имя президента РФ с категорическим призывом не допустить очередной реформы либерал-разрушителей. Самое страшное, что власти этих призывов не слышат, потому что у нас помощник президента Фурсенко и министр образования Ливанов зачистили все это поле. И до президента доходит обрывочная информация о том, что у нас все хорошо, а на самом деле люди, настолько далекие от образования, как Семин и Яровая, пытаются спасти ситуацию. На днях Михалков выступал по поводу уровня образования в нашей стране. Это стратегический ресурс, который будет определять развитие на ближайшие десятилетия. Вымрут последние из могикан, получившие советское образование, и что дальше? Общий потенциал нации рухнет.
Сейчас здравые силы стараются объединяться, идет работа по созданию движения, есть люди неравнодушные, которые будут бороться до последнего. Надеюсь, мы достучимся до верховной власти, потому что началась катастрофа. Когда десяток предприятий закроются или целая отрасль – это трагедия, а когда разрушается национальное образование – это уже самая настоящая катастрофа.