Тихой сапой в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект об особом статусе Донбасса, фактически означающий кардинальную ломку нынешней киевской власти. Что самое интересное – ломку, явно согласованную между собой Россией, Евросоюзом и США. Как будут выкручиваться из положения не только Киев, но Луганск и Донецк – ведь все руководители понимают, что подобное переформатирование означает и неизбежную смену властных команд? А как будут выкручивать руки им?
Почти 20 лет назад, в теперь уже далеком 1997 году, известный русофоб Зигмунд Бжезинский написал книгу о величии Соединенных Штатов и ее главенстве в мире. Название "Великая шахматная доска" подразумевало, что США играют своими вассалами в шахматы. Однако последние события на Украине показывают, что некоторыми, наименее серьезными "партнерами", американцы не прочь сыграть в "Чапаева" – на выбивание. Щелчком пальцев сбивая пешек с доски.
Последние два года, после вооруженного переворота в Киеве, США старательно поддерживали в мире миф о том, что приведенные ими к власти люди являются "верными друзьями Соединенных Штатов, под руководством демократически избранного президента Порошенко ведущими народ Украины к светлому будущему в европейской демократической семье братских народов".
Были, конечно, "отдельные недостатки", вызывающие раздражение Вашингтона. Это и лезущие из всех щелей нацисты, на штыки которых опирался марионеточный режим. И потрясающая коррупция с разворовыванием тощего бюджета страны и выделяемых Западом кредитов. И демонстративное своеволие марионеток, столь яростно грызущихся между собой, что в запале драки нарушали инструкции посла Пайетта и даже смеющие огрызаться.
В итоге, к началу весны 2016 года политика США на остатках Украины зашла в тупик. Нет, в целом с поставленной задачей киевский режим справился. Промышленность некогда индустриально развитой территории уничтожена практически полностью, АЭС постепенно переходят на топливные сборки "Вестингауз", торговля с Россией стремится к нолю, русофобские настроения по всем отчетам вот-вот превысят 100%, озверевшее от бедности население добровольно записывается в вооруженные силы et cetera. А главное – между Россией и Евросоюзом пролегла серая зона площадью более полумиллиона квадратных километров, гарантированно отделяющая ЕС от России и Китая.
Недовольство Вашингтона к весне этого года было вызвано тем, что команда Порошенко слишком быстро сдавала позиции и саботировала прямые указания из Белого дома. Надо признать, что богатейший опыт США по созданию проблем в мире и развалу государств не имеет равных. Осознав, что задавить Донбасс силой не удается, американцы плавно перешли к плану "Б" – менее для них выгодному, но позволяющему до поры сохранить контроль над изрядно усохшей территорией.
Речь идет о реализации "Минска-2", продавленного после разгрома войск Киева в Дебальцево. Гадать, о чем именно договорились Москва и Вашингтон, бессмысленно, но в том, что такая договоренность есть, сомневаться не приходится. Как и в том, что реализуется именно российский сценарий развития событий. Ведь именно Путин в феврале прошлого года давил на Порошенко в Минске. Именно в Москву летала, как почтовый голубь, канцлер Германии Ангела Меркель, презрев свои дела дома. И именно в Москву зачастили высокопоставленные политики США уже в этом году – бывший госсекретарь и политический тяжеловес Генри Киссинджер, заместитель госсекретаря и прекрасная кухарка Нуланд, действующий госсекретарь Керри, наконец.
Здесь стоит обратить внимание на тот факт, что США отвернулись от своего верного союзника Турции. И сделали это демонстративно – как сообщало Накануне.RU, президент Обама отказался встречаться с прилетевшим в Вашингтон Реджепом Эрдоганом. Пресс-служба Белого дома заранее оповестила, что "встреча с президентом Турции не запланирована", и предположила, что в принципе, она может и состояться. Это публичное оскорбление, выраженное в дипломатической форме. И уже неважно, встретятся президенты или нет – Эрдогану указали на его место в табели о рангах.
Кстати, абсолютно аналогично Белый дом поступил и с Порошенко. С ним, летящим на встречу по ядерной безопасности в Вашингтон, повторилась история шестилетней давности. Тогда Обама точно так же поступил с Януковичем, который на саммите бегал по коридорам и пытался хоть где-то прижать тщедушного Обаму своим мощным торсом и пожать ему руку перед корреспондентами. И тогда, и сейчас, киевские чиновники бессильно разводили руками и констатировали, что "На сегодняшний момент, ровно на эту секунду, можно сказать, что такая встреча все еще не запланирована". Хотя Украина (!?) очень добивалась и хотела этой встречи.
Демонстративно и оскорбительно высказываемое Вашингтоном неудовольствие имеет под собой веские основания. Драка в Киеве между различными группировками вредит делу, ради которого США все и затевали на Украине. Ведь мало разрушить государство и превратить его в европейскую Ливию, необходимо как можно дольше это положение сохранять. А свара Порошенко и Яценюка приближает падение режима. И пока тактические интересы Кремля и Белого дома совпадают, США (научившись у русских плохому) показывают Порошенко "Мать какого-то Кузьмы".
Для этого запланирована встреча Порошенко с вице-президентом Джо Байденом. Разговор будет нелицеприятный – ведь именно распоряжения Байдена, которые он озвучил с трибуны Верховного Совета в декабре прошлого года (о федерализации), были проигнорированы и по сей день не исполнены.
А исполнять есть что. "Без шума и пыли", неизбежного, если бы документ не был предварительно согласован на самом высоком уровне, в парламенте Украины 24 марта зарегистрирован законопроект № 4297 "Об особенностях управления отдельными территориями Донецкой и Луганской областей". Законопроект подан шестью депутатами "Оппозиционного блока" и по сравнению с ним все дрязги с отставкой Яценюка и назначением на его место Гройсмана (или еще кого-то) отходят на второй план.
Кстати, внесение этого законопроекта объясняет, почему обычно осторожный Порошенко пошел ва-банк с выходом его фракции из коалиции, требованием отставки премьер-министра и де-факто – с созданием парламентского кризиса и необходимостью проведения внеочередных выборов депутатов Верховного Совета.
Дело в том, что этот законопроект, как раз и лежащий в русле выполнения Киевом минских соглашений, нынешним составом парламента не может быть принят никогда – даже если весь Белый дом приедет в Киев. Сначала из парламента надо убрать засевших там откровенных нацистов из числа командиров карательных батальонов и невменяемых националистов, сформировать очередное псевдоевропейскоориентированное большинство из числа олигархов и приближенных к ним политиков, которым наплевать на идеи "Великой Украины от Сяну до Дону".
О том, что законопроект согласован на самом высоком уровне, говорит и занавес молчания, которым окружен факт его подачи. СМИ Украины делают вид, что документа просто нет. И это при том, что подан он депутатами, "тесно связанными с Медведчуком" (слова одного из депутатов в кулуарах парламента). А Медведчук – это не только кум президента России, но и участник минского процесса с огромными связями. Так что законопроект появился вовсе не как инициатива шести наивных депутатов, желающих изобразить борьбу за нужды Донбасса.
В документе предусмотрено создание "Межобластного территориального объединения Донбасс" (МТО Донбасс) из территорий, ныне контролируемых Республиками. Фактически – единой, хотя небольшой, Новороссии. МТО Донбасс (цитата) "имеет статус межобластного объединения с самостоятельной системой государственного (!!!) управления…".
Цитата: "Органы власти и местного самоуправления МТО Донбасс … принимают решение о создании структуры, численности отрядов народной милиции … дают согласие на назначение руководителей органов внутренних дел, службы безопасности и прокуратуры МТО Донбасс".
Фактически, это полный силовой контроль местных органов власти над своей территорией. Мало того, высшим органом власти является парламент (представительское собрание), а его руководителем – глава ПС, избираемый на пять лет.
Нет смысла здесь приводить полный перевод законопроекта. Достаточно сказать, что МТО Донбасс имеет право проводить внешнеэкономическую деятельность, а глава МТО Донбасс, кроме всего прочего, "представляет интересы МТО Донбасс во внешнеэкономической и торговой деятельности, заключает договоры о трансграничном сотрудничестве в экономической сфере с субъектами Российской Федерации, других государств и иными административно-территориальными единицами таких государств".
Фактически, законопроект продавливает исполнение Минска-2. Его принятие означает, что Украина превращается в федеративное государство, в котором подобные МТО имеют и распоряжаются как своими бюджетами, так и силами безопасности, определяют образовательную и иную политику и практически не зависят от Киева. Это конец порошенковского режима. Но – в перспективе. Хотя в тексте документа, размещенном на сайте парламента, указана дата выборов в МТО Донбасс ошибочно – 25 октября 2015 года. Видимо, имелась в виду осень уже этого года.
Вот к этой дате американцы и "нагибают" Порошенко провести парламентские выборы на остатках Украины. Разумеется, ничего гладко и ровно не получится – в Донбассе тоже никто не в восторге от одной мысли о том, что придется жить в одном государстве с нацистами и бандеровцами. Скорее всего подобные выборы если и будут проведены, то 25 октября 2017 года. При этом надо учитывать, что не только Россия и США, но и все политические (военные) силы на остатках Украины, включая и руководителей Республик, будут всячески вставлять палки в колеса этому процессу. Мало того, Москва и Вашингтон со своими союзниками будут всячески стараться объехать друг друга "на кривой козе". Будут меняться политики и политика, будет литься кровь на фронте, как аргумент невыполнения минских соглашений, будут гибнуть люди. Пока ясно одно – контроль над уже отвоеванными территориями Киев не получит никогда.
И большой вопрос, доживет ли вообще киевский режим до 25 октября 2017 года.