12 апреля исполняется 55-летие первого полета человека в космос. Подвиг Юрия Алексеевича Гагарина стал событием мирового масштаба, большим шагом для всего человечества. В столь знаменательный год эксперты подчеркивают: слухи о том, что космос в России "умер", сильно преувеличены, и паритет достижений с другими ведущими космическими державами сохраняется. Масштабное строительство космодрома "Восточный", дальнейшая разработка ракетоносителей, развитие группировки спутников - все это будет реализовано, несмотря на все имеющиеся проблемы и сложную экономическую ситуацию.
Отражением состояния современной российской космонавтики является космодром "Восточный", строительство которого заканчивается в Амурской области. Дебютный пуск ракеты со стартового стола космодрома намечен на 27 апреля. Вокруг проекта было немало событий, существенно вредящих имиджу великой космической державы, связанных с коррупционными скандалами, невыплатой зарплат работникам, переносом пуска. Однако необходимость реализации никто не думает оспаривать.
"Любая стройка такого масштаба вызывает уважение. Сейчас "Байконур" находится на территории другого государства, пусть и дружественного нам. Россия должна иметь свой выход в космос с точки зрения пилотируемой космонавтики. Это будет первый гражданский космодром, который во многом будет способствовать дальнейшему развитию международного сотрудничества", - рассказал Накануне.RU директор по коммуникациям госкорпорации "Роскосмос" Игорь Буренков.
Он также прокомментировал ситуацию с переносом даты первого пуска ракеты с "Восточного". РН должен был быть запущен еще в конце 2015 г.
"Полет может состояться тогда, когда есть готовность. Нет никакой чрезвычайной жизненной необходимости, чтобы быстрее его запустить к какой-то определенной дате. Это подчеркнул и президент РФ, сказав, что никто не требует рекордов, а важно качественно выполнить работу, которая принесла бы пользу", - сказал представитель госкорпорации. Он не стал отрицать, что секвестр бюджета влияет на развитие космической отрасли, за которую отвечает ведомство.
В Правительстве недавно прошло рассмотрение Федеральной космической программы России до 2025 года. Программа финансирования "Роскосмоса" сократилась еще сильнее и урезана до 1,4 трлн руб. на 10 лет. Однако, по словам Буренкова, такая ситуация в "какой-то степени дисциплинирует и позволяет сконцентрироваться на главном, не потерять его, а реализовать проекты качественно, в срок и за вменяемые деньги".
"Федеральная космическая программа сейчас так и составлена: в ней есть серьезный баланс, который позволяет сохранить существующее и развивать новое", - сказал он.
В ФКП выделены три главных приоритета, подчеркнул он. В ближайшие годы отрасль сосредоточится на развитии группировки спутников разного назначения, ее увеличении и переоснащении. Второе направление, которое планируется развивать, - пилотируемая космонавтика. "У нас много международных обязательств, связанных с МКС. Это направление, в котором Россия показывает результаты. Такого колоссального опыта по обеспечению жизнедеятельности космического пространства нет ни в одной стране мира", - пояснил Буренков. Есть, что развивать в сфере двигателестроения для космических аппаратов. По словам представителя ведомства, свои компетенции в этой области на таком конкурентном рынке надо постоянно подтверждать.
Заверил он и в том, что внимание будет уделено российским ракетоносителям. В первую очередь, это корабль "Ангара", который был испытан, и работа по нему продолжится в этой программе. Кроме "Ангары", он упомянул и перспективный носитель "Феникс". Также, несмотря на сложное экономическое положение в стране, практически в полном объеме сохранена программа фундаментальных научных исследований, необходимых для развития, подчеркнул он.
Перспективы есть и у российской лунной программы, продолжил он. "Не стоит задача быстрее прибежать на какой-то объект. Речь идет об освоении Луны, о новом ее открытии с возможностью проведения там времени. Очевиден новый всплеск интереса к лунным программам. Изучение околоземного пространства - вот будущее. Есть серьезные разговоры, что должна появиться окололунная станция. Развитие космической отрасли будет двигаться от Земли к другим объектам. Думаю, мы выполним свою лунную программу", - рассказал Буренков.
В целом, считает представитель госкорпорации, в программе все же удалось сохранить все необходимое и даже "сверх того". "Руководство страны серьезно подошло к тому, как должна дальше развиваться наша космическая отрасль, потому начата ее масштабная реформа", - отметил Буренков.
Как он заметил, все обозначенные приоритеты должны иметь не только технологическую, но и экономическую целесообразность. "Задача космической программы в том, чтобы космос стал служить людям здесь, на Земле. На это нацелены все наши желания, при этом необходимо развивать и компетенции нашей космической промышленности", - выразил мнение эксперт.
Буренков привел ряд примеров, когда перспективные проекты, по его словам, не стали востребованными в силу "экономической нецелесообразности" (но вместе с тем, из его же слов следует, что деньги не потрачены напрасно).
Одним из таких он назвал проект "Энергия-Буран", для которого, на его взгляд, не нашлось полезной нагрузки при всей его технической совершенности. "Он и сейчас остается непревзойденным в некоторых моментах. Автоматическая посадка, которую наблюдали все люди в прямом эфире, до сих пор является недостижимым результатом. Печальна судьба этого проекта, на него были истрачены колоссальные деньги. Остальные проекты в отрасли были остановлены, чтобы реализовать его, что в конечном итоге принесло небольшую пользу. Но разработки данного проекта мы даже сейчас будем использовать при создании ракеты сверхтяжелого класса, о которой идет разговор", - пояснил Буренков. Упомянул он и об американских "челноках". "Подобные программы имеют экономическое обоснование, когда таких полетов осуществляется в год не менее 50. На практике в лучшие времена это было 5-6 полетов. Эти системы пока еще весьма дорогостоящие", - сказал представитель "Роскосмоса".
Герой СССР, летчик-космонавт Александр Лавейкин добавил, что судьбу "Бурана" предрешила не столько его "экономическая необоснованность", сколько отсутствие должной политической воли довести дело до конца. "Мы с "Бураном" не смогли сделать прорыв, я сам был членом экипажа этого корабля, готовился, сдавал экзамены. В тот момент, когда должен был стартовать пилотируемый "Буран", Михаил Сергеевич Горбачев эту программу закрыл. Такая была ситуация. Американцы запустили тогда свои "спейс-шаттлы", теперь они не летают. Все зарубежные астронавты и космонавты летают на наших "Союзах" - тех самых, которые разрабатывал Сергей Павлович Королев. Но постоянно идут его модификации - меняется система управления, навигация. Можно сказать, мы сейчас снова впереди", - заявил космонавт. Однако, посетовал он, это "небольшое преимущество" может значительно уменьшить "кадровая ситуация" в отрасли.
"Сейчас дошло до того, что желающих идти в отряд космонавтов практически нет, в отличие от бурного интереса к этой профессии в советское время. Российское космическое агентство было вынуждено объявить набор через интернет… Надо менять подход к патриотическому воспитанию", - считает Лавейкин.
Подвиг Гагарина прогремел на весь мир и позволил Советскому Союзу стать ведущей мировой державой в области космоса. Надеяться на такие прорывы в ближайшей перспективе, конечно, вряд ли приходится, и искать их лучше всего "на Земле", отметил Буренков. "Сейчас настоящий подвиг находится в шести часах лета от Москвы, где при температуре минус 50 люди строят космодром, колоссальные сооружения. Не надо ожидать, что должно случиться чудо. Если мы сможем поступательно развивать все то хорошее, что нам дают сегодняшние возможности, мы достигнем результата ничуть не хуже, чем было в прошлом нашей страны", - выразил мнение директор по коммуникациям космического ведомства.
И в настоящем, по его мнению, в России происходят события, которые могут вырасти в "достижения": запущена ExoMars, ведутся переговоры о дальнейшем расширении запусков отечественных ракетоносителей зарубежными партнерами, функционирует МКС, разрабатываются программы, восстанавливается система, которая позволяет обучать студентов.
"Главная задача отрасли - дать достойную возможность людям работать на предприятиях отрасли, что и позволит прийти к подвигам и свершениям. Когда человек окажется на космическом теле и сможет там существовать не один день, не один час — это будет следующий шаг, который будет сравним с прорывом Гагарина. Рассчитываю, что это будет конгломерат стран. Верю, что общими усилиями можно достигать результата", - сказал Буренков.
Прорывных программ в космической отрасли у РФ, впрочем как и у США, не будет еще долго, отметил ученый, доктор химических наук Сергей Кара-Мурза. "В СССР были пионерские проекты в космонавтике, сейчас это стало нормальной технологией. Таких новаторских программ, как тогда, не будет еще долго, сегодня они очень дорогие. А те проекты, что можно сделать, не судьбоносные. Новых фундаментальных открытий нет, а практические проекты начинаются примерно через 50 лет после открытия. И те "большие программы" Советского Союза начинались еще в 1910-х гг. Сейчас нас ждут теоретические открытия, тогда можно будет делать прогнозы", - прокомментировал он.
В свою очередь, писатель-футуролог Максим Калашников выразил мнение, что сегодня в космосе Россия "бледно угасает". По его словам, нынешняя космическая программа не амбициозна, подвергалась урезанию, и ее суть сводится к ближнему космосу, "верчению" на орбите. "Дальние миссии, которые позволяли создать гамму новейших технологий, возможных для применения на Земле, тоже отодвинуты. В советском космическом проекте ставились амбициозные цели - это был метафизический проект", - сказал он.
Однако ошибки были и тогда: в этом "соревновании" за космическое лидерство, СССР, деморализованный лунным успехом США, не стал развивать перспективные направления, отметил он. Вместо этого, мы стали копировать тупиковую программу "шаттл" - аналог "челнока" в виде "Бурана".
В эпоху нефтедолларов у России была возможность вернуться к некоторым планам, однако страна "заглушила" проект авиационной космонавтики и проиграла "экспансию в дальнем космосе". "В отличие от советской программы начала 1960-х гг., когда был жив Сергей Королев, нынешняя российская космонавтика идет по следам американской программы. Она не пытается нащупать свой путь, уязвимые места, которые есть у США. А такие направления, где их можно обойти, есть. Но ни одного самобытного проекта, который задавал бы мировую тенденцию, у РФ нет", - выразил мнение Калашников.
Причиной этому, по мнению публициста, является приверженность "сырьевому курсу" развития страны. "Сильная космическая отрасль, которая все более превращается в сырьевой придаток, смотрится как анахронизм. Сырьевой стране космос не нужен, пока будет сохраняться этот порядок, мы в космосе будем продолжать ехать на советском заделе, который уже почти исчерпан, и повторять провалы американской программы", - считает Калашников.