Сегодня отмечается день, который запомнился миру звучным "Поехали!" и лучезарной улыбкой Юрия Алексеевича Гагарина. Уже много раз сказано и о нем, и о его высоком полете, но до сих пор 12 апреля мы встречаем с замиранием в сердце. Сейчас в процессе мегапроект России – космодром "Восточный", по которому как строятся планы по запускам, так и "шьются" дела по разворованным миллиардам.
Светлый день триумфа прошлого омрачается настоящим. Что стало с космическим проектом России? Где горящие глаза школьников от одного только слова "Космос"? Где та, великая школа? Одним из ее представителей является Владимир Афанасьевич Ляхов – Человек с большой буквы.
Первый раз он отправился в космос вместе с Валерием Викторовичем Рюминым в качестве командира космического корабля "Союз-32" 25 февраля 1979 г. – тогда же поставил рекорд, пробыв в космосе 175 дней 35 минут 37 секунд. На тот момент это был самый продолжительный космический полет.
А всего полетов у него было три – в сумме 333 дня 7 часов 17 минут 37 секунд в космосе и три выхода в открытый космос. Космонавт с богатым опытом, дважды Герой Советского Союза, при развале мощнейшей державы был отставлен без возможности помочь стране в развитии любимого дела. Так где же новый российский космический проект? Об этом Владимир Афанасьевич рассказал в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Каким Вы видите современный космический проект России? Есть ли он? Сохраняются ли традиции "старой школы"?
Владимир Ляхов: Мне трудно сейчас судить, потому что с 1995 г. я практически отошел от космической работы. Я, конечно, интересовался положением дел в отрасли, но уже со стороны, не "изнутри", так как в 54 года меня просто уволили. У меня богатый опыт – три полета, три выхода в открытый космос, но тогда такие люди были не нужны. Мы готовились к пуску "Бурана", но пришли "лихие 90-е" – тогда власти не было дела до космонавтики, поэтому увольняли всех, кому было за 50 – и меня, и Малышева, и Кизима, и других. Людьми тогда разбрасывались, как хотели.
А ведь это сказалось на современной космонавтике – не просто "пенсионеров" отстранили, вместе с нами потеряны опыт, знания, кадры, вложенные деньги. Сейчас летают люди и в 60, и мы еще столько могли бы сделать в космической отрасли! Но нам не дали.
Вопрос: А каким был советский космический проект, в котором Вы участвовали?
Владимир Ляхов: В советское время был отряд космонавтов, был Звездный городок. Мы были единым целым, все друг друга знали, гордились, что тренируемся, служим друг с другом, мы, можно сказать, жили одной семьей. Сейчас этого нет, и Звездного городка практически нет. Все было уничтожено.
Началась борьба за власть, а в городке практически ничего не делалось. Я раньше с радостью приезжал туда, а сейчас даже не хочется. Все разворовывается, многие под следствием, а первым мэром городка был вообще человек, который сидел в тюрьме. Это не красит единственный на весь Советский Союз Звездный городок.
Одно только радует - спасибо тем конструкторам, что остались в сложное время и работали, спасибо им, что мы не так отстали от прежнего уровня. Сейчас можно как угодно говорить, что мы на коне, но все это только слова.
Вопрос: А как же космодром "Восточный" - о нем много говорят, много показывают по федеральным каналам - это не стремление к новому космическому этапу?
Владимир Ляхов: Да, это очень важно, и про него действительно много говорят. Но мы слышим и про разворованные миллиарды. Вот шутка, как менялась космическая отрасль - было НПО "Энергия", которым в свое время руководил Королев. Был Королев - было королевство. Стал Мишин - стала мешанина. Потом стала глухомань, потому что встал у руля Глушко. Но это лишь шутка, которую народ сам придумал - раньше это все было популярно. А сейчас поставили во главе человека, который вообще не связан с космонавтикой, его никто не знает, а он руководитель. Я пока не понимаю, куда мы идем и к чему стремимся.
Вопрос: А какую роль в этом сыграло руководство страны?
Владимир Ляхов: Сыграло важнейшую роль, конечно. Извините, Ельцин пришел - его не интересовал космос, он разбрасывался кадрами как хотел. Потом была затоплена станция "Мир", которая могла летать и по сей день и приносить пользу. А почему ее затопили? Потому что США должны были быть единственными в космосе. Единственными и неповторимыми. Создали МКС, потом хотели вообще не пускать российских космонавтов на свои модули. А сейчас ведь они сами и летают на наших кораблях, с нашими двигателями на МКС.
Вопрос: То есть и мы, и США до сих пор пользуемся советскими разработками и достижениями?
Владимир Ляхов: Конечно! А куда мы денемся? А они куда денутся? Там есть доработки, но как раньше выходили на орбиту, доставляли грузы, так и сейчас.
Вопрос: А ведь первый человек в космосе – Юрий Гагарин – появился спустя почти всего 15 лет после Великой Отечественной войны? Чем этот полет был для всего мира?
Владимир Ляхов: Это была сенсация! Это сделали люди, которые пережили такую страшную войну, представляете? И тут же сразу запустили первый спутник, затем вообще впервые человек полетел, потом и первая женщина, затем первый выход в космос – это все триумфы.
Конечно, нас пытались догнать американцы – высаживались на Луну, но это уже была агония, они слишком отставали и хотели показать, что они "на уровне". Но мы-то действительно одерживали победу за победой – и были первыми.
Вопрос: Что позволило совершить этот Высокий полет Гагарина - сила воли народа? Образование? Созданная система развития отрасли?
Владимир Ляхов: В силе воли народа я никогда не сомневался. Когда я еще в школе учился – то уже знал, что русский народ непобедим. Сколько было войн – это же все история – нам рассказывали, что было с нашей страной, и что мы пережили. А сейчас даже такие предметы, как астрономия – убрали. Абсурд какой-то! Выдумали какой-то ЕГЭ. Мы оканчивали 10-11 классы – имели общее представление о химии, физике, математике, русском языке. Мы были уже очень образованы практически во всех отраслях и могли общаться на любые темы – а что сейчас? На ЕГЭ попал – отгадал, поставили баллы. А после ЕГЭ, после школы все идет прямиком в науку. При советской власти после школы уже были и умственные, и физические возможности для занятия наукой. Были знания во всех областях, которые давали толчок в любом направлении, в каком человек захочет пойти. А сейчас этих возможностей нет – наша наука разрушается.
Ко мне в школе один ученик подошел, спрашивает: "А Гагарин еще жив?". Это уже до смешного доходит. Не рассказывают в школах ни о Гагарине, ни о Титове, ни о Терешковой, ни о космонавтике вообще. Спроси – кто сейчас в космос летает – никто ни одной фамилии не скажет. Меня приглашают в школы, а мне стыдно идти туда, потому что задают такие вопросы, которые в советское время каждый ребенок сызмала знал.
Вопрос: А как Вы, человек советской эпохи, смотрите на высказывания, будто СССР смог отправить человека в космос только за счет того, что все работали только на космос, последнее отдавали? А зато теперь свобода и замечательная жизнь?
Владимир Ляхов: Да ну, бросьте! Когда я оканчивал школу – я видел, что в нашем поселке все жили одинаково! Ну, один чуть побогаче, один чуть поскромнее - но все были в целом на одном уровне. Все, как нормальные люди, ходили на работу.
Вот, говорят, это ностальгия-ностальгия. А ведь был же референдум о сохранении Советского Союза – люди высказались "за", но власти наплевали на их мнение, сделали так, как хотели. Горбачев "наелся", веселится сейчас, и никто ему официально ничего не предъявит. И ведь не он руководил страной, а Раиса Максимовна – это и так понятно было. Власти плевали на народ, на страну - и до чего дошли? Сами переписываем историю в обратную сторону.
Я жил в то время, я родился в годы войны, помню даже пленных немцев, помню, как весь поселок плакал в 1953 г., помню, как ждали апреля, когда цены будут снижать – смотрели по газете, на что будут снижены цены. Это все было! А сейчас говорят по-другому те, кто не жил в это время. Возмущаются те, кто даже не знают, что такое советская власть. Тогда это было начало, мы чувствовали себя первопроходцами, пионерами космоса, народ был горд собой. Потом, в 90-е, все это было уничтожено, а восстанавливать – это ведь намного сложнее. А народу успели за это время привить другое мировоззрение, другие ценности, нелюбовь к себе.
Я дважды Герой СССР, меня государство не обидело, но одно точно могу сказать: я жил при советской власти, и тогда жили лучше.
Вопрос: Ну, а что нужно, чтобы вернуть интерес к космонавтике? Чтобы дети снова хотели стать космонавтами?
Владимир Ляхов: Мне кажется, что никому это не нужно, кроме президента. Народу сейчас неинтересно – кто полетел, что космонавты там делают. Людей снова пытаются "заразить" космосом, но уже не "заразишь". Упустили время. Молодежь, которая после Ельцина воспитывалась, второе-третье поколение, не знает, что такое космос.
Надо начинать с обучения, со школы, с детского сада. Пример такой работы – что стало с Украиной – там же все обозленные, кричат, что это Россия во всем виновата. "Ватники", или как они там говорят? Только и вопят, что при советской власти Украина кормила Россию. А если сказать честно, то Киев и Украина были на дотации в Советском Союзе. Откуда это все? Откуда эти крики, злость? Это все долгая обработка – с самого детства. Вот мы видим пережитки "лихих 90-х" (Владимир Ляхов - уроженец Антрацита Луганской области Украинской ССР, - прим. Накануне.RU).
Вопрос: Ну, а дальше нас что ждет? Будет жить наш космический проект, мы еще будем первыми?
Владимир Ляхов: Будем. Я верю в наш народ. Мы прошли такие времена – и когда нас топтали, и мы воевали, и прошли эти 90-е, я помню историю - мы выходили в первые ряды тогда, выйдем и сейчас. Я в этом уверен. Везде будем первыми.