Вчера в "Ельцин-центре" в рамках фестиваля "Остров 90-х" прошел круглый стол историков на тему "90-е как предмет изучения".
Спикеры, в ряды которых затесался Евгений Ройзман (видимо, как историк, но присутствовавший на мероприятии старший преподаватель на факультете истории после мероприятия поделился информацией - никто там не помнит студента Ройзмана, и непонятно, как у него вообще оказался диплом), обсуждали "наболевшее", участники круглого стола, среди которых российский историк, автор учебников и пособий по истории России Леонид Кацва, доктор исторических наук, сотрудник ВШЭ Андрей Иоффе, рассуждали о прививании патриотизма, а точнее о ненадобности такового.
"Тихий" остров 90-х, приятная иллюзия
Эксперты в зале Ильи Кормильцева вместе разбирались, как рассказывать о сложных моментах истории. В частности, речь шла о патриотизме и воспитании в школах (на дискуссии присутствовали школьные учителя, общественники и журналисты). Во время разговоров о патриотизме Ройзман трагически опускал голову, задумчиво смотрел вдаль или прижимал к сердцу руку, показывая, какой он любитель родины, но патриотизм как активное проявление любви к родине он не приемлет. Ройзман несколько раз подчеркнул, что человек, который не любит свой город или деревню, не может любить родину:
"Патриотизм – это вообще благоустройство родины, где ты живешь. И я понимаю, откуда пошла эта поговорка, что мусор, выброшенный точно в урну, заменяет три георгиевские ленточки", - высокопарно рассуждал мэр.
После этого были дружные аплодисменты, но все же интересная позиция - особенно после того, как город, вверенный ему, был переименован в Грязьбург. Ройзман, который позиционировал себя "как историк", рассказал, что патриотизм и любовь к родине - это разные вещи, и эта тема заставляет нашего мэра "очень сильно думать". Со слов главы Екатеринбурга понятно, что на своем посту он активно фильтрует организацию патриотических сообществ.
В это время у входа в "Ельцин-центр"
"Патриотизм в последнее время, - сказал мэр Екатеринбурга, - всегда с определенным уклоном. Каждый прием приходят какие-то странные люди и говорят: "Мы хотим заниматься военно-патриотическим воспитанием молодежи". Я говорю: "Миленькие мои, а можно - мирно-патриотическим?" Они к этому вопросу не готовы. Вы понимаете, че я хотел сказать? Это заставляет меня очень сильно думать", - признался историк, а по совместительству мэр.
Автор учебников и пособий по истории России и учитель (!) в московской гимназии на Юго-Западе №1543 Леонид Кацва "порадовал" своим выводом, что если речь идет о патриотизме - это не значит, что о законопослушности:
"Если закон антиправовой, то этот закон не должен соблюдаться, - сказал автор учебного пособия по обществознанию, эксперт президентского "Ельцин-центра" Леонида Кацва. - Извините, но некоторые законы, которые напринимала так называемая Государственная дума в последние годы, начиная с закона Димы Яковлева, вызывают у меня очень тяжелое чувство. И человек, который нарушит эти законы, в моих глазах не перестанет быть гражданином".
Эксперт-историк, присутствовавший в зале, затем заметил в беседе с Накануне.RU, что участники дискуссии очень вольно обращаются с юридическими понятиями.
"Я за такое своим студентам ставлю "два" или "три", - говорит старший преподаватель на факультете истории УрФУ Дмитрий Гуськов. - Есть определенные понятия, которые разложены по критериям - что такое патриотизм. И любовь к Родине входит в понятие патриотизма, разделять эти понятия нельзя. Отсюда выходят многие понятия, по которым защищают диссертации, и такое вольное обращение с терминами - непрофессионально! Но рассуждая таким образом, можно развить цепочку и вывести, что экстремизм - является патриотизмом. И можно с помощью логической цепочки, которую выстроил тот же Кацва, оправдать любые экстремистские, террористические действия в отношении государства со стороны какой-либо социальной группы".
Историк Андрей Иоффе, сотрудник ВШЭ, высказал нетрадиционную идею для изучения истории: он считает, что никаких "государственных" учебников, "грифованных", по истории быть не должно, и не может быть в мире будущего, где всю информацию можно взять в интернете. Также он презентовал учебник ("учебное пособие") своего коллеги Леонида Кацвы:
"Сейчас есть интернет, есть много чего-то, все открыто, - сказал доктор исторических наук Иоффе. - Мы с группой коллег писали учебник по обществознанию, и он практически написан как учебник, то есть написано "учебные материалы для старшеклассников"" (по законам РФ не является учебником - прим.ред)", - рассуждал он.
А автор этого учебного пособия, которое активно продвигают как официальный учебник, Леонид Кацва в беседе о гражданском обществе привел пример покойной Новодворской - она, по его мнению, была настоящей патриоткой:
"Мне кажется, она ничуть не меньшая патриотка, чем Нарочницкая, только у нее другой патриотизм. Вообще, когда мы говорим о патриотизме, нужно договариваться о том, что мы имеем в виду. Без гражданского воспитания никакого патриотического воспитания быть не может".
Что касается Новодворской - пожалуй, любая экспертиза подтвердит, что у нее были экстремистские высказывания, а никак не патриотические. Но эксперты-историки в "цитадели демократии" были на удивление солидарны друг с другом - главное, что не нравится им всем - это то, что патриотизм у нас в истории начинается с Александра Невского, а заканчивается Георгием Жуковым - то есть какие-то все военные, а надо быть мирными.
Иоффе определил патриотизм так: "Действовать на благо родины, даже если идешь против начальства. На законодательной основе сейчас активно обсуждаются разные инициативы. В том числе сделать Федеральный закон о патриотическом воспитании. Ну, лозунг, я так понимаю, у этого закона должен быть "Мы заставим всех любить Родину".
Андрей Иоффе: "Если мне предложат взять георгиевскую ленту - я в ответ предложу взять мой платок, пусть ходят с моим платком".
В итоге все разговоры о патриотическом воспитании свелись к критике любого патриотического воспитания или организаций подобного рода. Кацва в частности прошелся по Роспатриотцентру и "девочке", которая его возглавляет (главное и единственное, что ставилось ей в вину - юный, на взгляд историка, возраст - 23 года, хотя как историк он должен знать, что герои Гражданской войны в таком возрасте уже командовали полками, а уж про Великую Отечественную войну говорить нечего).
"Она берется всю страну учить патриотизму, - сокрушается Кацва. - Чему она может научить после своего Селигера-МГЕРа и прочего - понятно! Но дело не в девочке, а дело в учреждении подобного рода заведений, как Роспатриотцентр. Мне кажется, что это какое-то безобразие".
90-ые для участников - это время свободы
По мнению присутствовавших в зале экспертов, такие рассуждения - это прямой путь к экстремизму и оправданию любых действий, даже насильственных, против государства и человека.
Молодой человек из зала (наслушавшись разговоров Ройзмана о том, что патриот должен, прежде всего, любить свою деревню, свой город и только потом страну), задал теоретический вопрос: если Урал решит отделиться от России, будет ли он патриотом, если будет защищать свою Свердловскую область как отдельное государство, или будет прав его сосед, который с оружием в руках станет пытаться присоединить Урал обратно? Андрей Иоффе ответил теоретическому "сепаратисту":
"Хотя я и не уроженец Свердловской области, но как историк я помню - был же период в 90-е годы и с Якутией, и со Свердловской областью, когда это обсуждалось на полном серьезе. Мое мнение такое, как учителя истории, - в Гражданской войне нет деления на патриотов и не патриотов. Сейчас возникает такое же понимание".
Как оказалось, никто из участников обсуждения в "Ельцин-центре" не считает сепаратизм чем-то антипатриотическим, мэр Екатеринбург Ройзман молча улыбался. По поводу георгиевской ленточки Иоффе сказал, что люди имеют право носить ее, это не запрещено, но навязывать - нельзя. Хотя, как признался Иоффе, ему никогда не предлагали, но если будут, он придумал ответ, которым и поделился в "Ельцин-центре" на дискуссии под названием "Гражданственность и патриотизм в школьном историческом дискурсе", он сказал:
"Если мне будут предлагать повязать георгиевскую ленточку, я скажу - а возьмите мой носовой платок и понесите, ведь я же его тоже ношу".
В то же время, когда люди, возмущенные таким отношением к символу, сказали, что в Новороссии сегодня гибнут люди с георгиевскими ленточками, и сегодня это символ сопротивления - сравнивать его с носовым платком - кощунство, Иоффе сказал, что этот образ непринципиален, он может вместо платка дать и белую ленточку.
"Обидно, что такая однобокая радикальная позиция подается, - прокомментировал в беседе с Накануне.RU преподаватель истории Дмитрий Гуськов, присутствовавший на дискуссии. - Если это действительно дискуссия - то должны быть представлены разные точки зрения, для меня же самое главное - равенство граждан перед законом. И когда прямо говорят, что одним, якобы угнетаемым, можно иметь право на национализм, а другим - нельзя, потому что они большинство, извините, я с этим категорически не согласен. Происходит логическая подмена, я как человек, который это изучает - логические ошибки ловлю, а неподготовленный человек "глотает наживку", и обманка проходит сразу. Нужно говорить не только про хорошее в 90-е, особенно в академическом дискурсе. Я был на конференции в Москве, там историки на такой теме могут сцепиться и дойдет чуть ли не до драки, а тут пригласили историков "одного профиля", историков с другой точкой зрения сюда не пригласят".
При словах "Донбасс" и "гибнут люди" большинство участников дискуссии начинали неадекватно улыбаться и даже смеяться, когда Ройзман назвал задававших неудобные вопросы людей "дебилами", зал взорвался аплодисментами
В числе "неприглашенных" были и общественники из НОДа (Мария Катасонова), во время разговора с залом она поинтересовалась, почему помощник главы Екатеринбурга в соцсетях позволяет себе такие высказывания о жертвах Дома профсоюзов в Одессе, как "путиноиды сгорели - туда им и дорога". В ответ Ройзман заявил, что не верит этому (Илья Белоус предложил показать скриншот этого высказывания, но Ройзман его проигнорировал), а сам Гром отвечать за свои слова отказался, хотя также присутствовал на мероприятии - настойчиво предлагаемый микрофон отверг и прыскал от смеха.
"Игорь - свободный человек, у него есть свое мнение, но он не идиот, а что касается ваших вопросов, у меня есть непонимание - или вы бессовестные циники или вы просто дебилы," – сказал Ройзман. В "Ельцин-центре" его ответ сопровождался бурными аплодисментами.
В беседе с Накануне.RU Катасонова сказала, что когда она шла в Ельцин-центр, то понимала, что здесь будет мощная политическая прокачка молодежи:
"Промывают мозги - что в 90-х был воздух свободы, все было замечательно, но Путин пришел и "закрутил гайки". Я ожидала этого, но не ожидала, что все будет настолько прямо, открыто, чтобы мэр сидел и на вопрос - почему у вас фашист в помощниках, который одобряет смерти безвинных людей - он говорит, что вы циники и дебилы. Не ожидала, что будут сидеть историки и прямо говорить и называть Великую Отечественную войну просто Второй мировой и что ее выиграло "государство Украина" (которого тогда и не было). Об этом мероприятии говорит хотя бы то, что спонсорами стали Прохоров и Зимин".
Удивительно, что на разговор о патриотизме в "Ельцин-центр" даже не пригласили ни одного ветерана, но последний из здравствующих в Свердловской области героев СССР Николай Григорьев ответил с помощью Накануне.RU Ройзману и компании историков, что, вопреки их домыслам, не считает оскорбительным, что 9 мая люди носят георгиевские ленточки.
И, конечно, все произошедшее должно заставить нас очень сильно думать, что за отношение к истории и нашей памяти насаждают в президентском центре на Урале.