10 млрд руб., собранных с собственников большегрузов за проезд по федеральным трассам, разделят между тридцатью российскими регионами и городами, деньги пойдут на ремонт наиболее проблемных дорог. Даже при равномерном распределении средств, каждый регион мог бы рассчитывать менее, чем на 300 млн руб. Но в списке есть "болевые точки", где, по словам министра транспорта Максима Соколова, состояние дорог критическое. На них придется львиная доля средств, для остальных трансферт едва покроет даже потери от будущих льгот по транспортному налогу для большегрузов.
Росавтодор сегодня подвел предварительные итоги сбора заявок на распределение части средств от работы "Платона" на неотложный ремонт дорог. Реконструкция требуется региональной и муниципальной дорожной сети Волгоградской, Саратовской, Омской, Костромской, Тверской, Архангельской, Вологодской, Рязанской, Владимирской, Кировской, Самарской, Челябинской, Тамбовской областей, Республик Алтай, Карелия, Калмыкия, Марий Эл, а также городов – Волгограда, Саратова, Омска, Костромы, Твери, Петрозаводска, Архангельска, Вологды, Рязани, Владимира, Кирова, Тольятти, Екатеринбурга и Ростова-на-Дону. Двум последним городам направят адресные субсидии, как наиболее проблемным с точки зрения состояния дорог.
"Новая адресная программа позволит уже до конца августа устранить все локальные проблемы на региональных и городских дорогах", - оптимистично заявляют в Росавтодоре. Но на местах говорят, что для решения всех проблем нужно кратно большее финансирование.
Екатеринбург из 10 млрд руб. просит 1 млрд руб., рассказали Накануне.RU в администрации столицы Среднего Урала. При этом, минимальная потребность муниципалитета – 2 млрд руб., а для того, чтобы решить проблему накопленного недоремонта, требуется 5 млрд руб. Ранее правительство выделило Екатеринбургу 3 млрд руб.
В минтрансе Челябинской области Накануне.RU сообщили, что регион отправил заявку на 640 млн руб.: "В заявку включены дороги в Челябинске, Копейске и ряд дорог регионального и межмуниципального значения". В кулуарах областного правительства отмечают, что и этих средств регион может не получить, так как федеральные чиновники, вероятнее всего, одобрят меньшую сумму. Основной объем работ будет проведен за счет средств регионального дорожного фонда, в котором есть 10,5 млрд руб.
Омские дороги прославились после жалоб жителей президенту во время прямой линии. Асфальт в городе начали класть в тот же день, а теперь Минтранс включил Омск вместе с областью в список получателей денег от "Платона". Правительство направило заявку на 750 млн руб. Сумма большая, радуются в области.
"По итогам совещания у председателя правительства РФ Дмитрия Медведева Омскому региону выделено 750 млн руб. на строительство и реконструкцию дорог. В нашем разговоре министр транспорта Максим Соколов подтвердил выделение этой суммы, несмотря на то, что другим регионам выделено до 500 млн руб.", - прокомментировал заявку губернатор области Виктор Назаров.
Однако эти средства выделены всему региону, а на ремонт одних только дорог в Омске и сельских территориях городского округа требуется порядка 7 млрд руб., подсчитали в горсовете.
"Лишние" миллиарды у госбюджета появились благодаря началу работы системы платного проезда по федеральным трассам для большегрузов, прогноз по "доходам" от которой изменился с 384,3 до 40 млрд руб. в год. Деньги пообещали направлять не только в федеральный дорожный фонд, но и делиться с регионами. И 10 млрд руб. - это только первый транш, в дальнейшем, по заверениям Росавтодора, деньги дальнобойщиков пойдут на проект ГЧП в регионах (Пермскому краю уже пообещали 9 млрд руб. на строительство моста через Чусовую). Только вот статистика платежей за первые пять месяцев работы "Платона" ставит под вопрос план по сборам. По информации Росавтодора, собственники грузовиков заплатили 6,9 млрд руб., то есть при сохранении динамики платежей, едва наберется половина от 40 млрд руб.
В Росавтодоре не отчаиваются: после введения постоплаты регистрация ТС ускорилась, говорят там. Мотивировать водителей работать в "Платоне" могли и льготы по транспортному налогу. Как сообщало Накануне.RU, Правительство внесло в Госдуму проект о вычете из транспортного налога суммы, уплаченной большегрузами за проезд по федеральным трассам. Учитывая, что зачастую "Платон" дальнобойщикам стоит дороже транспортного налога, это означает фактическую отмену последнего. Транспортный налог, напомним, уходит в региональные бюджеты, за счет него формируются дорожные фонды регионов.
Сегодня Росавтодор подвел предварительные итоги сбора заявок от субъектов
Так, Свердловская область, по грубым подсчетам, за год может потерять порядка 327 млн руб. (за пять месяцев работы "Платона" водители заплатили 136,4 млн руб.), при общих поступлениях от транспортного налога в 2,2 млрд руб. Дорожный фонд Челябинской области, который по мнению самого же Минтранса находится в критическом состоянии, потеряет около 243 млн руб. По подсчетам минфина Свердловской области в 2014 г. на грузовые автомобили массой более 12 т ( 250 "лошадей") пришлось 414,6 млн руб. налоговых платежей - это 16% от общей суммы транспортного налога. Принятие проекта об отмене транспортного налога приведет к уменьшению территориального дорожного фонда в 2016-2018 гг., рассказали Накануне.RU в минфине:
"Согласно пояснительной записке к законопроекту,выпадающие доходы бюджетов субъектов РФ по транспортному налогу и снижение ассигнований территориальных дорожных фондов в 2016 г. будут скомпенсированы в сумме 8,7 млрд руб. за счет средств, зачисляемых в федеральный дорожный фонд от сбора платы в счет возмещения вреда.Однако порядок распределения между бюджетами субъектов указанных средств в пояснительной записке к законопроекту не приведен. Компенсация потерь бюджетов субъектов в 2017-2018 гг. не предусмотрена".
"В 2010 г. области якобы дали 1 млрд руб. на ремонт и строительство дорог в Екатеринбурге. Мы видели деньги, шло дорожное строительство, но нам не сказали, что это был бюджетный кредит, который надо возвращать. За дороги расплачивались несколько лет", - вспоминает депутат заксобрания Свердловской области Андрей Альшевских. Вспоминая о таких "механизмах распределения" бюджетных денег, депутат не торопится радоваться обещанным субсидиям.
"Когда вводился "Платон", планировалось, что средства будут направляться на ремонт и строительство федеральных дорог. Сейчас их "расписывают" регионам, не исключаю, что это связано с предвыборным периодом, но это тот случай, когда выборы могут решить какие-то проблемы. Пока решение об отмене транспортного налога для большегрузов не принято, тяжело оценить убытки регионального дорожного фонда, но, возможно, субъекты, в конце концов, получат ровно те суммы, которые потеряют от сокращения базы налогообложения", - рассказал Накануне.RU депутат.
Но если надежды Росавтодора сбудутся (в системе зарегистрируются новые пользователи и годовой доход увеличится до 40 млрд руб.), суммы потерь региональных бюджетов тоже вырастут вдвое. Если нет - делиться будет почти нечем и субъекты не получат даже доли компенсации выпадающих доходов. Отметим, что ряд регионов, водители в которых сделали самые большие отчисления по "Платону", в список Минтранса уже не попали: Татарстан, Смоленская, Нижегородская области и другие.
Разовое выделение 10 млрд руб. не компенсирует потерь региональными дорожными фондами 40 млрд руб. По-видимому, чиновники и сами подсчитали убытки, отсюда – возврат (правда, принудительный) субъектам половины доходов от повышения акцизов на дизтопливо и бензин. Таким образом, любые заявления Правительства о якобы выделении дополнительных средств на деле оказываются возвращением "награбленного".