В Петербурге спустили на воду крупнейший в мире ледокол "Арктика".
Ледоколы класса "Арктика" — основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных судов относятся к нему. Это большой шаг не только для исследования Арктики, торговли – это важный геополитический шаг. Запасы арктической зоны России оцениваются в 258 млрд тонн условного топлива — 60% всех углеводородов страны. Разведанные запасы нефти в российской Арктике составляют 7,7 миллиарда тонн, газа — 67 млрд. Без развития атомного ледокольного флота освоение северных широт невозможно.
"Арктика" станет головным ледоколом для целого семейства суперсовременных универсальных турбоэлектрических атомоходов проекта 22220. Судно сможет не только проводить газовозы и танкеры по Северному морскому пути, но и подниматься в устье полярных рек, обеспечивая развитие инфраструктурных и промышленных проектов на Ямале.
Российское Министерство обороны планирует укрепить арктические границы, для этого разработан план мероприятий по восстановлению и сети полярных аэродромов, и созданию группировок войск. Но в арктический круг уже рвется Китай, он заявляет о том, что тоже сможет производить ледоколы. Для нас чужая оживленность в регионе не то, что неприятна, просто опасна - там расположены газопроводы, пролегает Северный морской путь, а также проекты по добыче углеводородов, в первую очередь СПГ-завод НОВАТЭКа.
Это может показаться странным, но одна из ведущих морских держав - США - располагает более чем скромным ледокольным флотом. Он состоит из четырех судов. Канадский ледокольный флот выглядит чуть мощнее американского — он насчитывает шесть ледоколов. Но имеющиеся ледоколы устаревают. Любимые соседи России – скандинавские страны тоже не могут похвастаться крупными ледокольными флотами. У Финляндии судов такого класса 7, у Швеции — 5, в Норвегии ледокол всего один. Стокгольм планирует заменить все пять ледоколов, но произойти это может опять-таки только к 2030 г. К тому же этот факт известен не всем: кроме России атомный ледокольный флот не имеет ни одна страна в мире. Ледоколы есть в Канаде, США, Финляндии, Швеции, Дании, Японии, Германии, Польше, но только Россия бороздит Северный Ледовитый океан своими атомоходами со времен Советского Союза. Россия неоднократно заявляла о приоритетах в освоении Арктики, и наличие атомного ледокольного арктического флота – явное тому доказательство.
Как "Ермак" мог, но не спас Порт Артур
В конце 19 века в России появился первый в мире линейный ледокол "Ермак" – проект адмирала Степана Маркова (полярный исследователь, кораблестроитель, океанограф). К его разработке приложили руку такие гении своего дела, как Менделеев, Врангель.
"Полагаю, что содержание большого ледокола на Ледовитом океане может иметь и стратегическое значение, дав возможность при нужде передвинуть флот в Тихий океан кратчайшим и безопаснейшим в военном отношении путем", - писал Адмирал Макаров.
Ледокол был заложен в Ньюкасле на стапелях английской фирмы Armstrong Whitworth в декабре 1897 г. по заказу России. "Ермак" был единственным в мире судном, которому стало под силу разбивать льды двухметровой толщины. Несмотря на то, что ледоколы нужны для безопасности государства и входят в арсенал "оружия" геополитического значения, но в царской России над "Ермаком" изначально развевался коммерческий флаг - в состав военно-морского флота не входил. И совершенно зря! Пусть Николай II не видел в таких судах особого применения, кроме, пожалуй, имиджевого, он упускал из виду военную стратегию, что в обстановке "мира" имело хоть какой-то смысл. Но Россия в скором времени попала в другие условия – началась война с Японией. Трагический Цусимский разгром русского флота - одно из самых горьких поражений Николая.
А ведь если бы он принял предложение адмирала Макарова и отдал приказ построить не один "для вида" ледокол, а несколько таких кораблей мощностью 20 000 л.с., а не 10 000 л.с., как у "Ермака", то броненосцы второй Тихоокеанской эскадры адмирала Рождественского могли бы пройти Северный морской путь и уже к осени 1904 г. оказаться на Дальнем Востоке, успеть к падению Порт-Артура. Адмирал Марков погиб во время русско-японской войны. Как помним, маленькая победоносная война с Японией стала позорным поражением для царского режима - именно тогда, на волне недовольства, произошла первая русская революция, сдвинулись тектонические плиты истории, и в итоге цепь событий привела к падению России. Но это не метафизическая теория "эффект бабочки" для жизни человека, это вполне реальная стратегия "эффект арктического флота" для судьбы России – в 20 веке без ледоколов развиваться было нельзя, и это поняли только в Советском Союзе.
Ледоколы типа "Иосиф Сталин" – труженики и воины
Царские ледоколы: Ермак, Красин, Александр Невский (РСФСР выкупила его после революции и переименовала в "Ленин") – строились в Великобритании по российскому заказу. Как помните, в нашей аграрной стране во время балов, похрустывая булками – не слишком сокрушались о промышленности. Всего заказали восемь кораблей. В советское время начали использовать Северный морской путь в качестве транспортной магистрали, и британо-царских кораблей не хватало, да и мощности у них такой не было, чтобы водить за собой караваны торговых судов.
Первый линейный ледокол советской постройки (назван в честь Сталина, при Хрущеве переименован в "Сибирь") вышел в свой первый рейс 23 августа 1938 г. Ледоколы "Сталин" и "Молотов" строили у нас, на Балтийском заводе имени Орджоникидзе в Ленинграде, а не в Англии.
Ледокол "Молотов"
Корабли были на 7 м длиннее, чем Красин, и на 1,5 м шире. На верхней палубе располагался легкий самолет. Флагману советской ледокольной флотилии ("Сталин") в свое время удалось вызволить из ледового плена пароход "Г. Седов", но мирное время кончилось. Еще при проектировании судов на них планировалась установка вооружения по мобилизационному проекту (три 130-мм и четыре 76-мм орудия, а также пулеметы).
Ледокол "Микоян"
"А. Микоян" сошел на воду в январе 1938 г., но в строй вошел только в августе 1941 г. и сразу же принял активное участие в боевых действиях под Одессой. 26 ноября 1942 г. севернее полуострова Канин ледокол подорвался на немецкой якорной мине, получив значительные повреждения. После ремонта он вновь стал работать в восточной части Северного морского пути. Как ознаменованы эти советские ледоколы в книге "Отечественные морские ледоколы. От "Ермака" до "50 лет победы" Кузнецова: Ледоколы типа "Иосиф Сталин" – труженики и воины.
После войны наступила эпоха ядерного оружия. И настоящий прорыв был совершен при помощи атомных ледоколов, которые, имея ядерный реактор и вертолетные площадки, окончательно сняли вопросы автономности ледокольных кораблей. Первый в мире атомный ледокол был создан в СССР. Неограниченная автономность и сверхмалый расход топлива позволяли сделать вывод о том, что будущее арктического ледокольного флота – за атомными ледоколами. Инженерам удалось сделать судно непотопляемым. Корпус разделили на отсеки 11-ю главными поперечными водонепроницаемыми переборками.
Атомоход "Ленин"
Мощность силовой установки "Ленина" составила 44 тыс. лошадиных сил. При этом атомоход тратил в сутки в пути всего лишь 45 граммов ядерного топлива - потому за один рейс достигал берегов Антарктиды. Чтобы в снегах не заскучали наши специалисты - на корабле располагался кинозал, курительный салон, библиотека и даже рояль.
Всего же за 30 лет работы атомный ледокол "Ленин" прошел 654 400 миль (560 600 из них – во льдах), провел 3 тыс. 740 судов, участвовал в спасении и выводе из ледового плена дизельных ледоколов "Мурманск", "Капитан Белоусов" и др.
После вывода из эксплуатации "Ленин" 20 лет простоял в Мурманске. 5 мая 2009 г. ледокол поставлен на вечную стоянку на территории морского вокзала в Мурманске в качестве музея.
"Арктика"
Ледокол "Арктика" стал первым в серии из шести атомных ледоколов проекта 10520 ("Арктика", "Сибирь", "Россия", "Советский Союз", "Ямал", "50 лет Победы"). Строительство этих ледоколов началось в 1972 г., продолжилось в 2007 г. (с вводом в строй ледокола "50 лет Победы") и получило воплощение в новой модели - атомный ледокол проекта 22220 "Арктика" уже в этом году. Главные задачи – обслуживание Северного морского пути, а также проведение различных экспедиций в Арктику.
Транзитное и военное значение арктического побережья играет важную роль во внешней политике России сегодня. Конкуренция с Канадой и США - является очевидной, а вот соперничество с государством, имеющим всего лишь статус наблюдателя в Арктическом совете, начала осознаваться российскими "геополитиками" относительно недавно. Китайская CNPC уже владеет 20% проекта "Ямал СПГ" (проект строительства завода по производству сжиженного природного газа, который будет поступать с Южно-Тамбейского месторождения - его запасы оцениваются в 926 млрд кубометров, проектный уровень добычи - около 27 млрд куб. м в год)., при этом совокупная доля китайцев вплотную приблизилась к 30%. Россия рассчитывает, что оставшиеся $12 млрд необходимого финансирования получит в кредит от China Development Bank, материнской структуры Фонда Шелкового пути.
Арктика - стратегический источник сырья и энергоресурсов - одна треть мировых углеводородных запасов и минерального сырья залегает в высоких арктических широтах, при этом все они еще не поделены. Китайский интерес к Арктике сформировался относительно недавно — в конце 1990-х — начале 2000 гг в связи с общим ростом КНР, как формирующейся глобальной державы. Для нас же восстановление активного судоходства на Северном морском пути требует увеличения числа атомных ледоколов - из шести построенных ледоколов типа "Арктика" на сегодняшний день два находятся в работе, два ждут утилизации, а еще два ждут решения о своей участи. В последние годы потребность в ледовом сопровождении резко возросла, и 4 оставшихся в строю атомохода еле справляются (летом 2014 г. было принято решение вернуть в 2017 г. в строй атомный ледокол "Советский Союз").
Мы не можем остановить постепенное продвижение Поднебесной в Арктику. В мае 2013 г. Арктический совет согласился признать Китай и Индию наблюдателями в арктическом регионе. Но Арктика - это не только нефть и газ, но еще и кратчайший морской путь между бурно растущим Азиатско-Тихоокеанским регионом, Европой и Америкой. Северный морской путь, пролегающий вдоль российских границ, намного короче, чем проход через Панамский или Суэцкий каналы, потому "азиатские тигры", заинтересованные в быстрой перевозке своих товаров, давно обратили внимание на этот регион. Многое делается по освоению Арктики не только в плане ледоколов. Железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе протяженностью 707 км должна связать западную и восточную части округа, Северную железную дорогу со Свердловской. Проект реализуется совместно силами Правительства России, Правительства ЯНАО, ПАО "Газпром", ОАО "РЖД" и ОАО "Корпорация развития". В чем главное предназначение Северного широтного хода? В первую очередь, это доставка грузов.
Помимо Китая, естественными соперниками в Арктике остаются США - Американский Центр стратегических и международных исследований (CSIS) по заданию Государственного департамента США регулярно готовит аналитические доклады по Арктике. В одном из них (The New Foreign Policy Frontier. U. S. Interests and Actors in the Arctic) вопрос ставится концептуально: избежать потери арктических перспектив, в первую очередь в силу деятельности других стран. Однако США располагает всего лишь тремя небольшими дизельными ледоколами (WAGB-20, WAGB-10 и WAGB-11) и из-за инфраструктурного разрыва американские ВМС пока не могут самостоятельно расширять свое присутствие в Арктике. Многие иностранные эксперты в последнее время стали вдруг говорить о том, что Арктика — "общее достояние всего человечества", что необходима интернационализация пути или предоставление ему "статуса нейтральных вод". На самом деле контроль над Арктикой — это контроль и над мировой экономикой, и над новыми подходами к мировым рынкам. Потому дело тут не только в полезных ископаемых, основной интерес — геополитический, регион становится новой взрывоопасной точкой пересечения интересов заинтересованных государств, делающих глобальную политику — США, РФ, КНР. И для США это удобный случай столкнуть РФ и КНР на "арктической почве", создать очередной конфликт.
Долговременные задачи Запада — выдавить Россию и Китай из Арктики, что представляется сегодня и в будущем невыполнимой задачей, считает вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин. Другие северные страны тоже понимают стратегическую важность Арктики, но пока не могут даже подобраться к уровню российского ледокольного флота.
- Во-первых, ледокол однозначно был заказан Министерством обороны, это уже говорит о том, что его основная задача - обеспечение безопасности в арктическом регионе. Во-вторых, надо полагать, что это военная победа для обороны нашей страны, это еще и технологическая победа и, скажем так, это сигнал нашим соперникам о том, что их излишние аппетиты в арктическом ареале не остались без внимания и не имеют смысла. В-третьих, с военной точки зрения это полное обеспечение наших ледовых и островных баз по всему необходимому в самый сложный зимний период службы наших военных, и это обеспечивает их материально-техническими резервами.
В данном случае потребности ледокольного флота РФ полностью закрыты тем количеством ледоколов, которых нет ни в одной стране, которые могли бы, скажем так, неформально возникнуть. Тем более, я полагаю, что ледокольный флот будет расти в связи с огромным интересом Юго-восточной Азии к всемирному морскому пути и расширению торговых возможностей или, вернее, транспортных возможностей нашего государства, поэтому ледовый флот будет, безусловно, развиваться.
Дело в том, что арктическая бригада уже начала формироваться. Конечно, количественное и качественное состояние этой бригады нам будет мало известно, это секретные материалы. Но то, что появляются базы на земле Франца Иосифа, - это говорит о том, что у нас формируется системная группировка, и она будет достаточно значительна. А это очень беспокоит НАТО и американцев.