Аналитика


Позиции России и РПЦ на Украине и в мире можно укрепить с помощью… Эрдогана
Политика | В России | В бывшем СССР | За рубежом | Донецкая Народная Республика

Президент Турции Реджеп Эрдоган может стать ситуативным союзником России в деле… укрепления позиций России и Русской Православной Церкви (РПЦ) на Украине и в мире. После проведения в конце июня критского "всеправославного собора", представлявшего меньшую часть православного мира, и попытки 15-16 июля военного переворота в Турции ситуация складывается так, что интересы России и Эрдогана обнаруживают общие интересы. Известно, что Константинопольский патриарх Варфоломей, за которым в борьбе против РПЦ стоят США, покинул Турцию за несколько часов до начала попытки военного переворота, и пока его возвращение в Стамбул не планируется. А двумя днями ранее в стамбульской патриархии приняли решение изучить запрос Рады о признании украинской секты филаретовцев церковью. О церковно-политической подоплеке вокруг последних событий – в материале Накануне.RU.

Напомним, что состоявшийся в конце июня критский форум вызвал большой резонанс накануне своего проведения. По окончании он довольно быстро исчез из новостей, но это не отражает его реального значения для мирового православия и России. Такое положение дел связано с особым отношением к нему РПЦ, которая решила взять паузу и, в зависимости от дальнейшего развития событий, определиться со своей позицией. Это решение можно признать политически верным, хотя оно и порождает ряд вопросов.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

15 июля Священный Синод РПЦ рассмотрел вопрос об отношении к форуму, который был назван "Собором Предстоятелей и иерархов десяти Поместных Православных Церквей". Синод постановил, что он "явился важным событием в истории соборного процесса в Православной Церкви". При этом Синод подчеркнул, что "основу общеправославного сотрудничества на протяжении всего соборного процесса составлял принцип консенсуса" и констатировал, "что проведение Собора при отсутствии согласия со стороны ряда автокефальных Православных Церквей нарушает этот принцип, вследствие чего состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы – как выражающие общеправославный консенсус".

Таким образом, РПЦ приняла важное и предсказуемое решение – не признавать критский форум Всеправославным Собором. Иного и быть не могло: в противном случае РПЦ не признавала бы себя частью православного мира. Куда важнее следующее: Синод не стал оценивать принятые на Крите документы, а поручил изучить их Синодальной библейско-богословской комиссии (СББК) и "по итогам всестороннего изучения представить выводы Священному Синоду".

Каков смысл принятых решений? Член СББК политолог Аркадий Малер считает, что решение Синода правильное и соответствует той позиции, которую РПЦ занимала последние полгода. И с этим трудно спорить. Он указал на опасность, которую принимает в расчет РПЦ, - поползновения к тому, "чтобы сделать Константинопольский Патриархат не просто первым среди равных, а фактически управляющим патриархатом, который в своем лице замещает всю Православную Церковь. Это абсолютно недопустимо".

совет при полпредстве, Всеволод Чаплин|Фото: Накануне.RU

Осторожное решение Синода прокомментировал и небезызвестный протоиерей Всеволод Чаплин. "Понятно, что это связано не в последнюю очередь с Украиной, но есть вещи более важные – чистота веры и свобода Церквей от внешнего управления через "постоянно действующие механизмы" с сомнительной соборностью", - говорит о. Всеволод, имея в виду попытки Константинополя под видом "соборного процесса" узаконить единый глобальный орган управления Церковью

Старший аналитик Центра свт. Василия Великого диакон Илья Маслов настроен более критично к священноначалию РПЦ. "Наш Синод, как и следовало ожидать, не нашел в себе решимости отмежеваться от критского "собора". Слишком уж завязла наша церковная власть в экуменических "диалогах", подковерной дипломатии и игре интересов, чтобы так быстро перестроиться… Мы так уже устали от витиеватого чиновничьего словоблудия, как церковного, так и политического, что реагируем теперь только на дела и внятные программы действий", - заявил диакон.

При этом и Всеволод Чаплин, и Илья Маслов критикуют решение Синода отдать изучение критских решений "на откуп" СББК. "Плохо, что "изучающий" орган возглавляется тем же лицом, которое отвечало в Московском Патриархате за участие в подготовке критикуемых документов", - отметил Всеволод Чаплин. "Синодальная библейско-богословская комиссия, которой поручено "изучить" документы, не вызывает уже ни малейшего доверия. Во-первых, потому, что богословием там заправляет митрополит Иларион (Алфеев) и его ведомство, с таким успехом провалившее "восьмой вселенский собор", но не расставшееся с мечтой о нем. А во-вторых, упомянутая комиссия не смогла даже сформулировать хоть сколько-нибудь весомые богословские причины, по которым мы не поехали на Крит", - подчеркнул о. Илья.

Есть и другая причина для критики. Аркадий Малер назвал логичным решение Синода направить документы "для более профессиональной экспертизы в СББК". Но разве заседающие в Синоде архиереи не могут выразить свое отношение к документам? Разве они "менее профессиональны"? Ведь именно епископат прежде всего отвечает за сохранение чистоты веры. Но он отстранился от оценивания документов, вызвавших такое возмущение в православной среде.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Монахи и старцы Афона без стеснения назвали критский "собор" антиправославным. Шестьдесят из них написали открытое письмо Священному Киноту (административному органу управления Афоном), в котором осудили критский форум и потребовали прекратить поминовение Варфоломея на богослужениях. В письме говорится, что старцы изучили "тексты так называемого Святого и Великого Собора, а также ответы выдающихся богословов и митрополитов". "Вывод состоит в том, что собор был антиправославным, разбойничьим и еретическим", - говорится в письме. Святогорцы заявили, что "собор" узаконивает официально и на высшем уровне ересь экуменизма, а другие ереси, "наконец, достигли своей цели – признания сект церквами".

Что мешает РПЦ твердо осудить это беззаконие? Основания церковно-политического характера. Константинополь подспудно поддерживает своих "коллег" - украинских раскольников, тоже ведущих борьбу против Москвы. Так, на днях архиепископ Виннипегский митрополит Юрий (Украинская митрополия Константинопольского Патриархата в Канаде) посетил Украину и встречался с киевским лжепатриархом Михаилом Денисенко, что имеет гораздо большее значение, чем просто символическое. Глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) УПЦ МП митрополит Митрофан был резок. "Такие встречи противоречат как духу церковных канонов и порядку взаимодействия канонических епископов всего православного мира, так и духу единства Церкви", - сказано в сообщении ОВЦС. При этом митрополит Митрофан указал на то, что канадский визитер не нашел возможности посетить митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, чем выразил свое отношение к Церкви.

Управляемый из США Константинопольский Патриархат давно ведет свою деятельность на канонической территории Московского Патриархата, чем подспудно шантажирует его и сужает свободу действий. Не зря же депутаты Рады обращались к Варфоломею признать киевское сборище филаретовцев церковью. И вот 13 июля, через две недели после того, как Фанар (где расположена резиденция Варфоломея) лживо "свидетельствовал миру о единстве православия", стамбульский патриархат совершил неслыханное – отреагировал на обращение депутатов Рады о признании секты филаретовцев автокефальной церковью.

Самим этим шагом "варфоломеевский патриархат" выдал с головой свою политическую ангажированность, рассмотрев политическое заявление, к тому же о признании раскольнической секты, с которой Церковь вообще не может иметь никакого общения. То есть Фанар дал понять, что вопросы православия для него ширма, раз там сочли возможным отреагировать на просьбу филаретовцев. Причем тамошний Синод не отклонил это дерзкое воззвание, а поручил передать запрос украинских депутатов в специальную синодальную комиссию для дальнейшего изучения.

В этом свете становится понятным, что Синод РПЦ, состоявшийся два дня спустя, сделал вынужденный симметричный ход, передав для изучения уже в свою синодальную комиссию вопрос об отношении к критскому форуму. Очевидно, что решение РПЦ будет зависеть от решения по раскольникам стамбульского патриархата, который проявил явную враждебность по отношению к Москве.

Впрочем, маловероятно, что Варфоломей (и стоящий за его спиной Ватикан) пойдут на признание филаретовцев автокефальной церковью, чтобы не портить отношений с Москвой. С другой стороны, осудить принятые на Крите решения РПЦ тоже не может, чтобы не спровоцировать религиозный конфликт на Украине с непредсказуемыми последствиями и для России. В случае резких движений Варфоломей нанесет мощный удар по позициям РПЦ на Украине. Поэтому особую роль для РПЦ приобретает Ватикан, вместе с США курирующий Варфоломея. И если возможности влиять на США у России весьма ограниченные, то на Ватикан – достаточно велики. Причина тому – заинтересованность последнего в "братском диалоге" с РПЦ и втягивании ее в глобальную религиозную структуру. Поэтому экуменические контакты РПЦ политически вполне объяснимы, но таят в себе огромную опасность для православной веры и идентичности. Проще говоря, не заиграться бы. В каком-то смысле положение РПЦ сейчас аналогично положению Российского государства. Слишком много стоит на кону, но не участвовать в глобальной игре нельзя.

Можно признать, что РПЦ сделала разумный ход, взяв паузу. Другое дело, что в вопросах веры важно не перегнуть палку, ведь в конце концов высказать свою позицию все-таки придется. А принятые на Крите решения являются слишком важными и слишком зловещими для православия, чтобы их можно было "не заметить". В этом – трудность положения РПЦ и России. Можно сколько угодно говорить о том, что "международная изоляция России" потерпела крах, но определенные неудобства эта политика Запада нам все же доставляет. И РПЦ здесь является союзником Российского государства, решая по религиозной линии внешнеполитические задачи России.

Путин и Эрдоган, Турция и Россия|Фото:politikus.ru

Для решения одной из них Россия может обрести важного союзника в лице… Эрдогана. Известно, что вечером 15 июля, буквально накануне попытки военного переворота в Турции, Варфоломей покинул Стамбул. Как выяснилось, он вылетел одним из последних рейсов из аэропорта Стамбула до того, как здание заблокировали путчисты. Официально он направился в Словению с паломнической поездкой, однако сведений, что этот визит планировался заранее, нет. И хотя митрополит Австрии Арсений назвал это "чистым совпадением", оно вызывает закономерные подозрения. Сообщается также, что Варфоломей отправился на отдых во французские Альпы. Где же он действительно находится?

При этом известно, что Варфоломей поддерживал тесные отношения с исламским проповедником и общественным деятелем Фетхуллахом Гюленом, которого обвиняют в причастности к путчу, а Эрдоган даже заявил, что страна, укрывающая его, не является Турции другом. Эрдоган, конечно, не мог не знать, что тот находится в США. Попытка переворота управлялась оттуда же. При этом и Константинопольская Патриархия является по большому счету американским агентом на территории Турции. Об этом свидетельствует побег Варфоломея накануне путча. Таким образом, у Эрдогана появляются основания более пристально "присмотреться" к этой темной структуре, занятой экуменическим обоснованием глобализма и борющейся против РПЦ.

Это полностью в интересах России, по-видимому, выдавшей Эрдогану сведения о планах его свержения. Зависимый Эрдоган может стать очень ценным временным союзником России по выдавливанию американского влияния из Турции. Одна из открывающихся возможностей – это существенно ослабить стамбульский патриархат. Это одновременно укрепит позиции РПЦ и российские позиции на Украине, да и в мире в целом. Вряд ли случайно 20 июля было сообщено, что Эрдоган, который, как ранее планировалось, встретится с президентом России Владимиром Путиным в сентябре, прилетит в Россию уже в начале августа. Время не ждет. Момент нельзя упустить.



Евгений Чернышёв