Для страховых компаний, занимающихся "автогражданкой", истек срок подачи заявок на присоединение к агентскому соглашению о продаже полисов ОСАГО в проблемных территориях. В Краснодарском крае, Ивановской, Ростовской, Волгоградской, Челябинской и Мурманской областях работа на рынке ОСАГО убыточна, поэтому страховщики отказываются идти в эти регионы или продают лимитированное количество полисов. Спрос со стороны автовладельцев в разы выше. Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА) для решения проблемы внедряет агентские договоры, благодаря которым каждая из компаний сможет продавать полисы любого другого члена РСА. Для страховщиков заключение договора – обязательное условие продолжения работы в системе ОСАГО, значит, число компаний в проблемных территориях должно увеличиться. Для автомобилистов полис перестанет быть дефицитом, а страховые равномерно разделят убытки, которых после нововведения меньше не станет.
Накануне в проблеме нехватки полисов ОСАГО в Челябинcкой области поручил разобраться губернатор региона Борис Дубровский. Южноуральцы жалуются на отсутствие полисов ОСАГО и действия страховых компаний по навязыванию дополнительных услуг, рассказал он. Регион входит в число проблемных территорий, где страховщики из-за низких тарифов и работы автоюристов не получают достаточной премии. Компании либо уходят с рынка, либо искусственно завышают стоимость полисов через сопутствующие, зачастую незаконные, платежи. С введением агентских продаж каждая компания, входящая в РСА, будет обязана отдать определенное количество полисов в "общий котел", продавать их можно без открытия офиса, через коллег, у которых уже есть сеть в регионе. Количество "страховок" рассчитывается, исходя из размеров страховщика и его доли в регионе.
Системообразующий "Росгосстрах" неоднократно заявлял, что ОСАГО не приносит большой прибыли компании, и не является интересным продуктом. Однако отказаться от "автогражданки" РГС не осмелился, страховщик направил заявку о присоединении к системе "единого агента". В РСА сообщают, что к соглашению присоединились "все компании, которые собираются продолжить работать на рынке ОСАГО", но полный перечень Союз не разглашает. В это время ЦБ анонсировал уход с рынка семи страховых организаций, не готовых выполнить новые требования закона, включая обязательство продажи электронных полисов с 2017 г.
В добровольном порядке агентские продажи начались несколько месяцев назад. По данным Союза, продажи ОСАГО в регионах до полного запуска системы выросли на 10-22%. В Челябинскую и Мурманскую области пришли восемь новых страховых организаций, в Волгоградскую – пять, в Ростовскую – четыре.
"Альфастрахование" имеет сеть во всех проблемных регионах, доля продаж полисов ОСАГО в этих территориях у компании даже выше, чем в среднем по стране. "Мы готовы к работе в рамках единого агента, но пока для заключения соглашения в рамках единого агента к нам обратилось не так много компаний", - сообщил Накануне.RU представитель компании Юрий Нехайчук.
С началом агентских продаж работа в регионах не станет менее убыточными, отмечают в "Альфастраховании" - если Москва на 1 руб. премии в ОСАГО генерирует 92 коп. убытка, то проблемные субъекты, в число которых вскоре могут войти Татарстан и Воронежская область, дают 273% убытка. "Общий котел" позволит лишь снять нагрузку с основных страховщиков за счет прихода в территории новых компаний.
В страховых организациях видят несколько путей решения проблемы: либерализация тарифов, исключение из цепочки автоюристов, выкупающих право требования выплат по ОСАГО либо повышение тарифов.
"У либерализации, когда страховщик сам устанавливает тариф в зависимости от страховой истории, есть как плюсы, так и минусы. Найдется какое-то количество компаний, которые резко снизят тарифы, соберут деньги и уйдут. По каким причинам: неправильная финансовая политика, заниженные тарифы, злые намерения руководства – никто так и не узнает. Но потом в течение полугода-года рынок получит справедливый тариф, благодаря которому компании смогут обеспечить и достойный объем выплаты, и достойные лимиты сверх тех 400 тыс. руб. по имуществу и 500 тыс. руб. по здоровью, которые существуют сейчас", - говорят страховщики.
В Российском союзе автостраховщиков отмечают, что проблемными регионы стали именно из-за чрезмерной активности "автоюристов". Для решения проблемы РСА лоббирует введение натурального возмещения по полисам ОСАГО, в страховых организациях также предлагают запретить выкупать право требования выплаты ОСАГО. Это резко снизит маржу так называемых аварийных комиссаров и сократит расходы страховых компаний. Юристы по-прежнему будут представлять интересы пострадавшего в судах, но "решать вопрос на месте" - платить собственнику определенную сумму и уходить в суды со страховой - не смогут.
Страховые компании расплачиваются за плохую организацию работы системы в последние десять лет, отвечают на стенания в Федерации автовладельцев России (ФАР). Автомобилисты привыкли, что выплаты по ОСАГО нужно "выбивать" и предпочитают перекладывать все тяжбы на автоюристов либо на месте ДТП передают право требования.
"В некоторых регионах аварийные комиссары приезжают быстрее сотрудников ГИБДД и предлагают решить вопрос на месте. Понятно почему люди на это соглашаются: страховые компании много лет собирали деньги, но платили копейки. Сформировался определенный образ, который еще некоторое время нельзя будет разрушить, несмотря на то, что проблема с низкими выплатами ушла. Больше года назад введена единая методика расчета ущерба, по которой работают страховые компании и независимые оценщики. В силу вступил закон об обязательном предоставлении поврежденного авто страховой компании на оценку, сейчас не нужно сразу бежать в независимую экспертизу. Да и само понятие "независимая экспертиза", уходит в прошлое, потому что все рассчитывают стоимость деталей по одной таблице", - рассказал Накануне.RU член координационного совета ФАР Максим Едрышов.
По его мнению, страховым компаниям нужно проводить разъяснительную работу с клиентами, тогда они поймут, что к мошенникам, желающим получить маржу по ОСАГО, обращаться незачем. Но ФАР спорят во Всероссийском обществе автомобилистов (ВОА), где занимаются независимой оценкой ущерба: отдельные компании справедливо считали стоимость и до появления методики, другие игроки умудряются занимать выплаты до сих пор. Суды и юристы не потеряли актуальность.
Несмотря на увеличение страховых компаний, с "автогражданкой" в регионах ситуация остается напряженной, констатируют эксперты ВОА. В обществе считают, что схему агентских соглашений необходимо "обкатать" перед внедрением. "Есть большие опасения, насчет того, будут ли страховые компании грамотно производить взаимозачет, продавая чужие полисы. Должна быть единая компьютерная база по ОСАГО, с информацией о том, где полис был продан. Это программный продукт, которого еще нет", - отметил в беседе с Накануне.RU представитель ВОА Георгий Красавцев.
Для вступления в силу агентского соглашения требуется согласование с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), которая проверит риски недобросовестной конкуренции. В РСА надеются согласовать новую схему работы с ФАС в ближайшие дни.