Не прошло и полгода, как глава Правительства России, он же лидер партии "Единая Россия", Дмитрий Медведев удивил страну новым "перлом". На вопрос преподавателя Дагестанского государственного университета о том, что у педагогов небольшие зарплаты, премьер ответил, что учителям нужно идти в бизнес, если они хотят зарабатывать:
"[...] Знаете, я абсолютно уверен, что современный энергичный преподаватель способен не только получать ту заработную плату, которая положена ему по должностному расписанию, но и, ну, как-то, так сказать, еще что-то заработать [...] Но самое главное, еще раз говорю, это личный выбор. Знаете, меня часто об этом спрашивают - и по учителям, и по преподавателям... Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, то есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю? Ну, вот", - посмеявшись заявил Медведев.
А вообще, складывается впечатление, что у премьера есть такой пунктик - раз в пять лет объяснить кому-нибудь, что нужно больше работать, отправить в бизнес, рассказать про "существование" денег. Сейчас это были педагоги, учителя, воспитатели, а еще в 2011 г. это были студенты. В сентябре 2011 г. на встрече со студентами в "Сколково" Дмитрий Медведев уже начал намекать, что "денег нет", уже тогда начал посылать граждан в бизнес:
"Цели, чтобы стипендия покрывала все возможные элементарные затраты, нет и не будет. Это невозможно. Сейчас многие студенты могут работать у себя на факультете, в университете, где-то там в бизнесе можно что-то найти".
Тогда на это не было такой мощной реакции от общественности, но теперь, когда у одних "очень много денег, их совсем много", а у других "денег нет", когда "эффективные менеджеры" добивают образование "оптимизациями" - теперь вместо помощи учителям и преподавателям, которые получают копейки, Медведев дает очередной "совет". Поэтому неудивительно, что за отставку Дмитрия Медведева петиция в интернете собрала за первый же день больше 100 тыс. подписей.
О том, как "ценный совет" Медведева поможет преподавателям и всей стране, понимает ли глава Правительства вообще смысл системы образования и того, что с ней происходит, в интервью Накануне.RU рассказал профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Заслуженный учитель Российской Федерации, замдиректора по науке физматлицея №239 Сергей Рукшин.
Вопрос: Как бы Вы охарактеризовали высказывание Дмитрия Медведева о зарплатах учителей?
Сергей Рукшин: Это безобразное высказывание. В любой стране, где наличествует более-менее развитое гражданское общество и независимые профсоюзы, безусловно, Медведев на следующий же день получил бы протесты от профсоюза, который объединяет преподавателей высшей школы, вузов, детских садов! Медвежью услугу он оказал и своей партии накануне выборов. Эти высказывания подрывают всякое доверие населения даже не к Медведеву лично - я думаю, что его авторитет давно уже упал, - а к правительству, которое он представляет, к партии, которая имеет такого лидера.
Это демонстрирует полное непонимание законов, в которых развивается образовательная система. Предложение учителям за нормальными зарплатами идти в бизнес похоже на знаменитую цитату из фильма "Берегись автомобиля", где блестяще сыгравший свою роль Евгений Евстигнеев говорил: "Насколько лучше вечером играла бы Ермолова, если бы днем, понимаете ли, она работала у шлифовального станка!". Тут – то же самое. А если применить логику Медведева к нему самому? Если он не любит свою работу и это не его призвание – может, посоветовать ему идти в бизнес? А если любит, и он "премьер по призванию" – надо урезать ему зарплату, надбавки, пусть работает в меру своего энтузиазма. В крайнем случае – дать ставку учителя.
Вопрос: Какова вообще роль педагога и образования в современном обществе?
Сергей Рукшин: Педагог — это не человек, который в свободное время, преподавая в вузе, машет метлой в качестве дворника. Педагог - это не только призвание. Это еще и колоссальная трудовая деятельность. Занятия педагогикой и преподавание любого предмета требуют огромных усилий и огромной подготовки. Это не услуга, которую оказывает школа или преподаватель обществу.
Образование - это системообразующий институт нации. Оно делает человека гражданином нашей страны, дает нам специалистов, дает патриотов, людей, интегрированных в общество той страны, которая дает им образование - России. То, что цинично озвучил Медведев, демонстрирует полное непонимание того, как управлять этим системообразующим институтом, какова его роль, демонстрирует абсолютное нежелание чему-то учиться на своих же ошибках.
Древние греки говорили, что в обществе есть всего две важные профессии — это учителя и врачи. Врачи определяют наше ближайшее будущее, а учителя - ближайшее будущее всей страны. И так у нас насильственным внедрением ЕГЭ уровень образования и подготовки специалистов опустили очень низко. Давайте посмотрим на опрос ВЦИОМ - у нас 90% работодателей не довольны качеством специалистов, которые к ним приходят. Это официальные данные. Какие могут быть последствия? А если не только учить, но и лечить будет кто попало? Никто не хочет, чтобы его ребенка оперировал хирург, который не спал потому, что он должен был сначала взять круглосуточное дежурство, а потом операционный день. Он не выспался, у него болят глаза, дрожат руки. Так почему душу и интеллект детей должен формировать усталый, забитый человек, у которого не хватает времени на саморазвитие?
Этот системообразующий институт должен в глазах детей и студентов состоять из успешных людей с гордо поднятой головой, которые понимают свою миссию. А не манипулируемых и управляемых, потому что они низведены до положения нищих.
Вопрос: В вопросе Медведеву прозвучала интересная мысль – силовые структуры работают с последствиями ошибок учителей, а те в свою очередь могли бы сразу искоренять эти проблемы, если бы были в достойном положении. Вы согласны с таким мнением? И может ли вообще преподаватель пойти заниматься бизнесом?
Сергей Рукшин: Еще Бисмарк сказал – кто экономит на школах, будет тратить деньги на тюрьмы. Так вот, учитель не может, в отличие от мелкого продавца ширпотреба, сегодня пойти продавать пирожки, а через полгода вернуться в класс. Профессия учителя требует непрерывности, иначе это сказывается на качестве - никакие отрывы от профессии педагога не принесут успеха нашей школе.
Дети должны видеть в педагоге и некий пример для подражания, и некий идеал стремления к истине, к получению знаний, идеал интеллектуальной честности. А какие впечатления об образовании и науке будут у ребенка, когда он увидит забитую "училку", которая преподает на 2,5 ставки, у которой ободранный вид, по которой видно, что она плохо питается, на которую его родители - могут себе позволить такую роскошь – орут? Именно таковы печальные последствия реформ образования.
Я напомню, что еще раньше Медведев же сказал, что если студенту не хватает денег, он может пойти работать и учиться параллельно. Так вот такие методы приводят к тому, что студент не учится и подрабатывает, а работает и подучивается. С преподаванием – то же самое, именно эта необходимость дополнительных заработков вместо сосредоточенного выполнения своей миссии учителями и преподавателями вузов дает стране бездарных инженеров, некомпетентных управленцев, необразованных экономистов и прочих непрофессионалов.
Вопрос: Чем это чревато для нашей страны?
Сергей Рукшин: Это грозит нам полной потерей суверенитета, технической и технологической самостоятельности, потерей ведущей роли в мировой политике, - всего того, что мы вкладываем в понятие великой державы. До сих пор во многих областях, начиная с полезных ископаемых и военной техники, мы живем на том заделе, который был сделан в советское время, и существенно его используем. Безусловно, нам нужны свои инженеры, свои конструкторы. Но где наши Курчатовы и Королевы, покажите? Покажите мне наши компьютеры, наши лайнеры, наши работающие передовые технологические разработки. "Фобос-грунт" покоится не на грунте спутника Марса, а на дне мирового океана! Так мы рискуем превратиться в страну третьего мира.
Владимир Путин может сколько угодно призывать к тому, чтобы "встал с колен" автопром, чтобы активно работала авиационная промышленность, чтобы мы разрабатывали свои компьютеры, но мы будем тратить миллиарды на производство негодной техники, если эта техника будет сконструирована неграмотными конструкторами и безответственными инженерами. Поэтому Медведев призывает просто к безответственности. Такой же, которой пользуется он сам.
Вопрос: Эксперты бьют тревогу относительно нынешнего состояния образования и науки, говоря о том, что уже сейчас мы пожинаем плоды "реформ" и "оптимизаций" – Вы согласны с этим?
Сергей Рукшин: В последние два года мы позорно проиграли международную олимпиаду по математике, откатившись на восьмое место второй год подряд. Раньше мы всегда были в первой четверке. Сейчас же мы не просто проиграли, а набрали около 160 очков, а у американцев порядка 215. Падение внимания к интеллектуальному развитию уже начинает сказываться не только на нашем массовом образовании, но и на элитарном - на подготовке национальных сборных для международных интеллектуальных олимпиад. В отдаленной перспективе дебилизация школьного и профанация высшего образования приведет к катастрофе, она уже не за горами.
И если мы загубим систему образования, это печально отзовется не только на нашей инженерной, конструкторской оснащенности, на нашей новой военной технике – это печально отзовется на всем обществе.
Вопрос: А если говорить про преподавательскую среду?
Сергей Рукшин: Что грозит нашим учителям и педагогам вузов в перспективе? Видимо, при таком подходе в эту профессию должны пойти случайные люди, которые не умеют и не хотят ничему учиться? У нас уже пришло достаточное количество "двоечников" и "троечников" во власть. Приход таких людей, которые не могут себя нигде найти, потому что они никчемные и безответственные, в образование убьет не только наше настоящее, но и наше будущее. Уже сейчас есть проблема оставить на кафедрах лучших студентов – они бегут из аспирантуры и с преподавательских должностей, от колоссальных перегрузок, от унизительной неспособности прокормить и снабдить жильем молодую семью.
Вопрос: Каково положение дел сейчас, на Ваш взгляд?
Сергей Рукшин: У нас, безусловно, кризис и в общем среднем, и в профессиональном, и в высшем образовании. Сейчас непосредственный развал среднего образования еще повлиял только на высшее. Но еще остались преподавательские кадры старой закалки. Еще 10-20 лет, и эта ситуация изменится. Некому будет в массовом масштабе готовить кадры высшей квалификации. Если те необразованные люди, которых сейчас выпускает школа, станут инженерами или преподавателями вузов, то они произведут еще более необразованных инженеров и преподавателей. Это будет лавинообразная цепная реакция нарастания некомпетентности во всех областях общественной жизни. Сейчас пока еще можно реконструировать и вернуть успешную систему образования, но еще чуть-чуть и процесс станет необратим.
И в этот кризисный момент перестройки работы российской науки Дмитрий Медведев бросается абсолютно безответственными заявлениями. Премьер не может себе такого позволять. Можно оговориться, вложить какой-нибудь другой смысл во фразу по поводу индексации пенсий в Крыму, но он четко выразил свое отношение к образованию, к науке и к тому, что туда могут приходить совершенно случайные люди, которые поработали, а потом пошли в бизнес.
Вопрос: А вообще много педагогов работают "за идею"? Что они при этом получают?
Сергей Рукшин: Да, многие работают не за зарплату, а "за идею". Не только потому, что им, как мне, скоро на пенсию, не только потому, что они не умеют ничего другого, а потому что они относятся к своей работе с должным пиететом, понимая роль системы образования вообще в развитии страны. Учитель должен получать достаточно, чтобы содержать свою семью и думать о том, как ему лучше провести урок или прочитать лекцию, а не быть нищим, полностью зависимым, вынужденным работать на 2-3 ставки.
Призвание бывает в любой профессии – бывает и токарь по призванию, и театральный режиссер по призванию. Неужели премьер всерьез считает, что в стране могут быть профессии, которые не являются социальным заказом государства и общества? Если учителя и преподаватели — это не социальный заказ государства, профессии, которые не должны оплачиваться потому, что это нравится - давайте, повторюсь, доведем это до логического конца. Если Дмитрию Медведеву нравится работа премьера – замечательно, тогда это его призвание, давайте перестанем ему за это платить.
Уровень заработков преподавателей недопустимо низкий. Дело не только в зарплате, но еще и в социальном статусе. Об педагога почти уже вытирают ноги. А он должен быть, если угодно, оберегаем вместе со своей репутацией обществом, это должен быть независимый человек.
В вузе преподавательские нагрузки запредельны и увеличены настолько, что заниматься наукой практически некогда. Поэтому, безусловно, у нас и учителя, и преподаватели вузов - это социально незащищенный контингент. Им обеспечена старость со всеми болезнями, которые они приобретут на своей работе, это большая нагрузка на сердечнососудистую систему, на нервную систему, на психику. Это тяжелый труд, который не приносит человеку ни зарплаты, ни дивидендов в глазах общества. Учитель стоит очень низко на ступенях социальной иерархии. И это совершенно недопустимо.
Вопрос: Медведев рассказывал и про себя - был аспирантом, его не устраивал уровень дохода, и теперь он премьер. Получается, Правительство тоже - только бизнес?
Сергей Рукшин: У нас разные министры работают совершенно по-разному. Посмотрите на работу Мантурова – и его личная заинтересованность, и деятельность его министерств направлены на то, чтобы ситуацию улучшить. Посмотрите на Министерство обороны и нашу армию, которая воспряла под руководством Сергея Шойгу. И посмотрите, сколько негативных откликов, на которые закрывают глаза и затыкают уши, в работе науки, высшей и средней школы. Вместо решения первоочередных и неотложных проблем у нас появляются все новые лозунги, хотя еще никто не дождался выполнения старых. И за 15 лет "реформ" мы уже максимально приблизились, если еще не прошли, к точке невозврата.
Мне очень жаль, что Медведеву не повезло с его педагогами, которые так и не вырастили из него что-то по уровню ответственности за свои слова большее, чем избалованный мальчик, который может себе позволить наплевать на пенсионеров только что присоединенного Крыма, который может себе позволить оскорбить огромное количество воспитателей детских садов, школьных учителей, преподавателей вузов, ученых, объяснив им публично, что без их успехов и без их квалифицированной работы правительство спокойно проживет. Хотите - работайте, а не хотите – идите на все четыре стороны, мы на ваше место наберем других людей, которые заведомо некомпетентны, без призвания, согласятся получать гроши за эту "никому не нужную работу". Если перефразировать, то его высказывание звучит примерно так.
Вопрос: Если мы еще не прошли точку невозврата, то что необходимо предпринять, чтобы ситуацию изменить в лучшую сторону?
Сергей Рукшин: Страна нуждается в немедленном повышении социального статуса учителя. Потому что без хороших педагогов, как показывает пример Медведева, вырастают некомпетентные управленцы, некомпетентные вожди партий. И ведь он таким заявлением подставляет не только себя. Он подставляет партию, которую представляет – "Единую Россию", которой осенью идти на выборы. Любая здравомыслящая западная партия немедленно отвергла бы такого вождя, всячески предпринимая усилия, чтобы больше таких партийных лидеров не появилось.
Насколько в стране действительно велик кредит доверия Путину, который не нуждается ни в каких избирательных подтасовках, – настолько Медведев роняет свой авторитет и авторитет партии, которую он представляет. Будь я, например, лидером профсоюза работников образования науки и высшей школы, я бы призвал всех учителей и преподавателей вузов голосовать против такого лидера и против партии, которую он представляет и которая его терпит.