Приватизация "Башнефти" без объяснений причин отложена на 2017 г. Просьба властей Башкирии, неблагоприятная конъюнктура, надежда на повышение нефтяных цен – ни одна из этих причин не выдерживает критики, по крайней мере, ранее они никак не останавливали сделку. Росимущество еще недавно говорило, что довольно оценкой госпакета и собиралось к сентябрю определиться с покупателем. Но когда речь идет о продаже одного из последних крупных кусков госсобственности, смотреть нужно не столько на кривые с биржи, сколько на сводки новостей.
На следующий день после известия о заявке "Роснефти", журналисты в красках рассказали о шикарном особняке Сечина, который строится неподалеку от резиденции президента и "замков" других чиновников из группы "государственников".
"Роснефть" не может купить "Башнефть", - неделю говорили либеральные министры. Игорь Сечин ответил, что брифинги чиновников ему - не указ, и через пару дней нашлась яхта якобы супруги главы госкомпании.
Приватизация превратилась в войну компроматов, и чем ближе была дата формирования шорт-листа инвесторов, тем ожесточеннее она становилась. В конце концов, это стало угрожать ключевым политическим группам, которые решили взять отсрочку для проведения переговоров.
Президент "Роснефти", комментируя подачу иска к ряду СМИ, связал повышенный интерес журналистов к его частной жизни с приватизационной кампанией. В нее "Роснефть" ворвалась бесцеремонно, если не сказать – нагло. Воспользовавшись тем, что акциями распоряжается "Роснефтегаз", а не Росимущество, государственная компания наравне с частными подала заявку на покупку "Башнефти". К тому времени об интересе к ней уже заявил ЛУКОЙЛ. Остальных претендентов можно было сразу оставить за скобками, если бы не присутствие в их числе Независимой нефтегазовой компании экс-президента "Роснефти" Эдуарда Худайнатова. Весной московский арбитраж признал ННК и "Роснефть" аффилированными компаниями, решение позднее было отменено, но новость наблюдатели напрямую связывают с темой приватизации "Башнефти".
"Фактически ННК являлась "планом Б" Сечина по приватизации "Башнефти". А может быть, и "планом А". То есть покупать не на "Роснефть", а на компанию, которая, вроде бы, является частной и к "Роснефти" никакого отношения не имеет. В логике либеральной части правительства, частная компания - априори хорошая. Но тут, оказывается, возникает вопрос об аффилированности "Роснефти" и ННК, что схему рушит", - оценивают ситуацию в Фонде национальной энергетической безопасности (ФНЭБ).
Кулуарно заполучить "Башнефть" не получилось, и политические группы стали слишком откровенно и сильно бить друг по другу, отмечает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.
"Мы видим войну медийную и кадровую. Очевидно, что решение перенести приватизацию "Башнефти" президент принял не по просьбе властей Башкирии или Медведева. Он увидел, как клановая политическая война расшатывает всю политическую систему. Сейчас уже нельзя принять решение в пользу одной из групп - другая окажется в сильном проигрыше и почувствует себя обиженной, а ведь политическая система основана на консолидации и доверии элит к президенту, как к верховному арбитру. Не допусти до приватизации ЛУКОЙЛ – будут ущемлены члены экономического блока Правительства и самого Медведева, откажи "Роснефти" – обидится Сечин. Я думаю, что приватизация отложена для того, чтобы политические элиты мирно договорились между собой и приняли решение, кому достанется "Башнефть" еще до официального объявления итогов. Но пока стороны зашли в клинч", - поделился своим мнением с Накануне.RU Юшков.
Обидеть Сечина не мог и кабмин, оттого и не появилось директивы Правительства, запрещающей "Роснефти" участие в приватизации. Строго говоря, документ не нужен. Представители государства в совете директоров компании были способны заблокировать сделку по покупке "Башнефти".
Объективной причиной ожесточенной борьбы за "Башнефть" является истощение государственных запасников с крупными активами. В сырьевом секторе разделили все, что можно, "Башнефть" – последний лакомый кусок. ЛУКОЙЛ разрабатывает с "Башнефтью" месторождение Требса и Титова в Ненецком автономном округе, для "Роснефти" с постепенно истощающимися советскими месторождениями в Западной Сибири доступ к участку – возможность нарастить добычу. Кроме того, компания заинтересована в укрупнении и концентрации в своих руках новых активов.
"Величина бизнеса – лишний аргумент в пользу сохранения монополии на добычу на таких участках, как шельф. Туда стремится ЛУКОЙЛ, но "Роснефть" и лично прилагает немало усилий, чтобы этого не произошло. За ЛУКОЙЛ и либерализацию – Новак, Дворкович, они же были главными противниками участия "Роснефти" в приватизации", - заметил в разговоре с Накануне.RU независимый аналитик по нефти и газу Виктор Стреков.
По его словам, для рынка не будет разницы – купит "Башнефть" ЛУКОЙЛ или "Роснефть": "Это две компании-гиганта, которые уже поделили внутренний рынок. Куда более предпочтительный вариант – дать возможность "Татнефти" купить пакет. Да, у компании нет денег, и занять она их может только в госбанках. Но давайте тогда полностью откажемся от двойных стандартов и запретим "Роснефти" тратить деньги тех же государственных банков".
На середину года у "Роснефти" на балансе и в депозитах находилось около 1 трлн руб., говорит старший аналитик по нефти и газу "Уралсиба" Алексей Кокин. Но назвать эти средства "свободными" нельзя - они зарезервированы под выплату кредитов. Если "Сургутнефтегаз", денежные запасы которого позволяют купить всю "Башнефть", за полгода не изменит свое решение, то в шорт-листе вновь будут только ЛУКОЙЛ и "Роснефть". Ожидание новых инвесторов не может быть причиной переноса, не предвидится и серьезных изменений на сырьевом рынке.
"Хочется надеяться, что наш прогноз верен и цена на нефть в 2017 г. поднимется выше $50 за баррель, тогда взгляд на будущее будет более оптимистичным. Если бы справедливая оценка пакета определялась только ценой нефти, то можно было бы говорить, что в 2017 г. акции "Башнефти" подорожали. Но это многофакторная вещь и в нее входит такой показатель, как налоговый режим. Он в России постепенно меняется в сторону снижения нагрузки на добычу и неизбежного роста нагрузки на переработку, что на "Башнефть" не очень благоприятно влияет. Эта траектория налогового маневра известна и во многом уже заложена в оценку компании", - рассказал Накануне.RU Кокин.
Таким образом, поиски ответа на вопрос о причинах переноса приватизации нужно вести в политической плоскости. Президент Владимир Путин, как и премьер Дмитрий Медведев, воздерживались от комментариев по поводу амбиций "Роснефти", а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков максимально обтекаемо сказал о "разных точках зрения" по вопросу участия "формально негосударственной" компании в приватизации.
Теперь все зависит от того, чье эссе на тему "Если бы я купил "Башнефть"..." окажется наиболее убедительным и какие отступные будут предложены проигравшему.