Аналитика


Российско-турецкий инвестиционный фонд – дружба против США или всего лишь "по интересам"?
Экономика | В России | За рубежом

Россия и Турция продолжают сближение после ухудшения отношений из-за сбитого в Сирии Су-24. Следующим шагом, вслед за выдачей российским авиакомпаниям разрешений на чартерные полеты в Турцию без каких-либо ограничений, созданием возможности расплачиваться в Турции рублями и стартом реализации крупнейшего проекта по строительству газопровода "Турецкий поток", станет создание российско-турецкого инвестиционного фонда объемом в 1 млрд долларов. Ожидается, что со следующего года средства фонда будут направлены на проекты приоритетных направлений – сельское хозяйство, здравоохранение, инфраструктуру и туризм. Но утверждать, что, объединившись с Турцией, Россия дает отпор западному влиянию и капиталу, не приходится, считают эксперты. Подробности – в материале Накануне.RU.

О создании совместного с Турцией инвестиционного фонда стало известно на днях. По словам гендиректора Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилла Дмитриева, структура будет заниматься кредитованием проектов в приоритетных отраслях, включая сельское хозяйство, здравоохранение, туризм, инфраструктуру. РФПИ уже рассматривает проекты на 300 млн долларов для их обсуждения в рамках российско-турецкого инвестиционного фонда.

"Сейчас в Турции завершается создание суверенного фонда, который будет ее представлять в этом проекте. Важно, что для создания как турецкого, так и российско-турецкого фонда используется опыт РФПИ", — рассказал Кирилл Дмитриев и выразил надежду на то, что создание нового фонда укрепит бизнес-отношения между странами. Об этом сообщают "Известия". 

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

О возобновлении переговоров по созданию такого фонда в конце июля сообщал министр экономического развития Алексей Улюкаев. Они были прерваны из-за охлаждения отношений между Москвой и Анкарой после гибели российского летчика в Сирии в ноябре прошлого года. По словам министра, "хотя и нельзя дважды зайти в одну и ту же реку, мы ставим задачи восстановить все лучшее, что было в наших торгово-экономических, инвестиционных отношениях до ноября прошлого года".

Работа предстоит тяжелая, учитывая, что в первом квартале текущего года прямые инвестиции из Турции в Россию упали со 123 млн до 18 млн долларов. Прямые инвестиции из России в Турцию снизились сильнее: с 786 млн до 38 млн долларов, серьезно просел товарооборот между странами - на 40% за январь–июль, до 8,58 млрд долларов.

Новый инвестиционный фонд логически выстраивается в один ряд с другими шагами России - участием в проектах банка стран БРИКС и соглашениями между Россией и Китаем. Возможно, таким образом и создается противовес Международному валютному фонду и влиянию "долларовой экономики"? Пока надеяться на это не стоит, полагают эксперты: Россия не станет дружить с Турцией против Америки, эта возможность навсегда упущена благодаря, в том числе, роковой ошибке Эрдогана.

"Я думаю, что никаких шансов подчинить Международный валютный фонд нет, потому что МВФ опирается на доступ к достаточно крупным западным рынкам. А Россия и Турция, особенно Турция, имеют серьезные проблемы с рынками. Турции бы хорошо вернуться на российский рынок или вернуть россиян на свой рынок после неудачных политических действий, но взять и потеснить МВФ – нереально. МВФ работает в зонах, подконтрольных Западу, МВФ продавливает определенные реформы и под них дает деньги. Но проводить аналогичную политику там, где интересы России и Турции не пересекаются: оказывать совместную поддержку по неким реформам, по неким инвестиционным программам в третьих странах, можно. Скорее всего, это и будет делаться. Ради этого инвестиционный фонд и создается, но ставить какую-то глобальную задачу было бы неправильно. Что касается локальных задач, то, скорее всего, они будут и ставиться, и решаться", - сообщил руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов корреспонденту Накануне.RU.

А недавно министр экономики Турции Нихат Зайбекчи фактически предложил россиянам чувствовать себя в Турции как дома. По его словам, в настоящее время обсуждается возможность использования в расчетах между странами национальной валюты. Иными словами, российские туристы смогут расплачиваться на отдыхе в Турции рублями.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Россия же поступает несправедливо по отношению к собственной экономике, безоговорочно принимая "дары" Эрдогана, считает Колташов. Вместо этого можно было бы развивать собственные курорты и собственную легкую промышленность.

"Я не думаю, что создание фонда улучшит ситуацию с товарооборотом и улучшит финансовые связи между Россией и Турцией. Обратно отыграть то, что произошло – очень сложно. Виной тому - не только действия Эрдогана, но и экономический кризис, которые диктуют России, что нужно оставить своих туристов у себя, нужно сделать так, чтобы они те миллиарды долларов, которые они тратили в Турции, потратили в России. Что плохого, если они потратят их на Каспии или на Черном море? Это выгодно. А зачем возвращать их Турции, говоря: "Смотрите, у нас свое побережье, конечно, есть, но руки коротки и голова пуста, поэтому пусть наши граждане отдыхают у вас, а мы сами ничего не организуем"?

Что касается легкой промышленности, мы покупали раньше очень много турецких товаров, и на каждом рынке торговки говорили: "Это настоящие турецкие джинсы". Это был новый бренд, турецкое стало по качеству даже выше, чем воображаемое американское в 80-х годах. Это целое поколение россиян усвоило. С этим у Турции тоже все сложно, потому что в России тоже можно и ткань производить, и одежду шить, и вообще очень много товаров легкой промышленности мы можем производить сами. Поэтому туркам вернуться на прежние позиции очень сложно. Это будет зависеть не от них", - добавил эксперт.

Решающим шагом навстречу России стало получение от Анкары первых разрешений на реализацию проекта "Турецкий поток" по строительству трубопровода "Газпрома". "Начало выдачи разрешений является позитивной новостью для "Газпрома". Данный шаг турецкой стороны отражает заинтересованность турецкого правительства в проекте "Турецкий поток" и свидетельствует о переходе к его практической реализации", – заявил председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер.

Газопровод пройдет 660 км в старом коридоре "Южного потока" и 250 км в новом коридоре в направлении европейской части Турции. Поставки газа по первой нитке будут целиком предназначены для турецкого рынка.

Турецкий поток, газопровод|Фото: odnako.su

Этот проект – обоюдно выгодный, и для его осуществления не нужен дополнительный инвестиционный фонд. Что касается новой организации, то она, по мнению Колташова, может послужить гарантией готовности стран к долговременному сотрудничеству.

"Строительство трубопровода - это не одолжение, которое Россия делает Турции, и не одолжение, которое Турция делает России. Это обоюдно выгодный контракт с поставками углеводородов в Турцию – "Турецкий поток". Поэтому он не нуждается в специальных фондах. Единственное, в чем он нуждается – в отсутствии политических конфликтов между государствами, что создает политические гарантии для проекта. Мне кажется, что фонд должен продемонстрировать, что у России и Турции в настоящий момент нет политических противоречий для создания такого фонда, но есть готовность к долговременному сотрудничеству", - сказал экономист.

Сближение Турции с Россией – не более, чем "дружба по интересам", чего не скажешь о тесной нерушимой связи Эрдогана с Америкой и… с запрещенной в РФ организацией ИГИЛ, считает независимый экономист-аналитик Александр Одинцов.

"Я к отношениям между Россией и Турцией отношусь достаточно консервативно. Да, мы немного развернулись, в связи с тем, что они извинились. Но, на самом деле, эти извинения были связаны с тем, что Турция фактически лишилась большого объема наших туристов. И они немного нам уступили. На самом деле, у нас есть определенные противоречия, они связаны во многом с таким явлением, как ИГИЛ. Турция ИГИЛ все равно поддерживает, хотим мы этого или нет, это для них достаточно важная вещь. Поэтому я не стал бы здесь обольщаться, да, мы создаем какие-то проекты, действительно, есть какие-то интересы, но Турция все равно будет находиться под большим влиянием США. Турция для Америки – это как доверенность. А мы для них - друг по интересам, потому что в текущей ситуации кризиса они заинтересованы в сотрудничестве. Но Турция все равно больше придерживается сближения с США, чем с нами. Если есть какие-то направления сотрудничества, то это хорошо, но я подчеркиваю, что рано или поздно наши отношения, скорее, будут обостряться, чем улучшаться", - рассказал Александр Одинцов Накануне.RU.

Эксперт убежден, что произошедшее в отношениях Турции и России имеет необратимые последствия.

"Конфликт означает, что у нас с Турцией произошли серьезные противоречия. Я думаю, что этот процесс прошел необратимо. Честно говоря, я не верю в то, что можно оживить то, что было. Это связано с объективными тенденциями. Что касается соглашений по газопроводу, то там ситуация такая, что все зависят от того, что скажет Америка. Еще неизвестно, чем это обернется. Я честно говоря, в большую дружбу здесь не верю", - заключил Александр Одинцов.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU



Анна Смирнова