Сразу после выборов члены Правительства начали предлагать меры экономии бюджетных средств. Новых идей не появилось: повышение существующих налогов и введение новых. Все инициативы в той или иной форме озвучивались уже не раз, но на период агитации о них решили не напоминать. Вместо этого "единороссы" обещали повысить пенсии, понизить инфляцию и даже оценить возможность введения прогрессивной шкалы налогообложения. А после получения своих 54% риторика представителей партии власти вернулась в привычное русло. Что в действительности ждет россиян "после выборов" - читайте в материале Накануне.RU.
Сборы от работы системы "Платон" на конец сентября составили 14,5 млрд руб., рассказывал генеральный директор компании-оператора "РТ-Инвест Транспортные системы" Александр Советников. Чтобы повысить сборы, Росавтодор предложил повысить тариф вдвое - с льготных 1,53 руб. до 3,06 руб. Система взимания платы в этом году не принесет бюджету существенных доходов, большая часть средств уйдет РТ-ИТС, по соглашению ежегодно государство должно платить компании 10,6 млрд руб.
"Решение о целесообразности возможного изменения коэффициента расчетов в системе "Платон" на данный момент не принято, вопрос будет рассматриваться вышестоящими инстанциями. Дополнительные поступления от сборов системы "Платон" в дальнейшем позволили бы добиться еще больших успехов в сфере повышения качества и безопасности автомобильных дорог страны", - рассказывал глава Росавтодора Роман Старовойт.
Повышение тарифа обсуждалось на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, ранее Минтранс тоже предлагал поднять тариф, но только на период речной навигации, чтобы грузоотправители пользовались речным транспортом. Напомним, прежде Конституционный суд РФ запретил повышать тарифы и внезапно отменять понижающие коэффициенты.
В повестку вернулись разговоры о "налоге на тунеядство". Вице-премьер Ольга Голодец, выступая в Совфеде, рассказала, что с безработных трудоспособных граждан могут потребовать платить в региональный бюджет определенную сумму, которая должна компенсировать отсутствие с их стороны социальных взносов во внебюджетные фонды. По словам Голодец, социальной инфраструктурой, в том числе бесплатной медициной, безработные пользуются, но не платят за это. Разработку законопроекта подтвердил представитель вице-премьера и уже поддержали чиновники Минфина. Между тем, с похожей идеей - введения налога для неработающих - неоднократно выступал Минтруд, правда, ведомство снизило свою активность с началом избирательной кампании.
Общественное мнение к введению налога готовит ВЦИОМ, социологи опубликовали итоги опроса о "налоге на тунеядство". Почти половина респондентов поддержала идею, заявили исследователи. Обратная картина наблюдается в соцсетях, где пытаются предугадать дальнейшие решения Правительства и обсуждают налог на травму и смерть.
В правительстве РФ обсуждают проект налога на тунеядство.
— СмутноеВремя (@Durevestnik) 28 сентября 2016 г.
На очереди налог на болезнь,налог на травму и налог на смерть.Ну,и налог на налог
Отличить тех, кто занят в "сером" секторе, от тех, кто не может найти работу, крайне сложно, отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. По его мнению, новый облик налога на тунеядство - компенсация за пользование медуслугами - связан с крахом системы страховой медицины. Правительство пытается просто переложить ответственность.
"Это еще и попытка отвлечь внимание от серьезнейших проблем с недофинансированием медицины. Работники платят за себя в полной мере, а регионы за неработающее население, которое потребляют большую часть медицинских услуг, платят не в полном объеме, а соответственно своей бюджетной обеспеченности. Бюджетная обеспеченность регионов низкая, потому что в ходе "нулевых" федерация забрала себе налоговую базу. Сейчас федеральный бюджет отказывается дотировать региональные бюджеты и давать достаточные субвенции системе ОМС. Когда была бюджетная медицина, она финансировалась за региональный и федеральный счет, это определенные затраты. По предложению Медведева перешли на одноканальное финансирование через ОМС и теперь система с грохотом рушится", - рассказал он Накануне.RU.
28 марта премьер Дмитрий Медведев пообещал, что до 2018 г. новых налогов не появится. Идеи о повышении налогов он приписал не только "товарищам по партии", но и политическим оппонентам. Однако инициативы повысить тот или иной сбор чаще всего поступают из Правительства. Минфин предложил несколько вариантов повышения доходов бюджета, среди которых - повышение НДС и единого налога на вмененный доход (ЕНВД) уже в 2017 г.
Налог на вмененный доход, которым пользуются субъекты малого бизнеса, был заморожен в 2015 г. Коэффициент предполагалось понять с 2016 г. и повысить налог сразу на 16%. Бизнесу удалось отстоять "заморозку", доклады готовила "Опора России", а также бизнес-омбудсмены. В "Опоре России" Накануне.RU рассказали, что в 2015 г. наступал пик спада предпринимательской активности и налоги бизнесу было платить довольно сложно. Сейчас ситуация несколько выровнялась, но повышать нагрузку еще рано.
"Нельзя сказать, что после остановки роста ЕНВД малый бизнес расцвел, но однозначно было меньше негативных последствий. Если коэффициент-дефлятор будет проиндексирован, нагрузка на малый бизнес увеличится за три года примерно на 15%. Это в пределах прогнозируемой инфляции, до введения моратория налог как раз и индексировался на уровень инфляции. Мы видим небольшой рост числа индивидуальных предпринимателей, несмотря на отрицательную динамику ВВП. Их число с начала 2015 г. увеличилось примерно на 4%. Но прогнозы по экономическому развитию в целом достаточно неблагоприятные и нельзя говорить, что ситуация улучшилась. Мы измеряем предпринимательские настроения, проводим опросы и далеко не все бизнесмены готовы инвестировать в развитие своего дела", - сообщил Накануне.RU руководитель Центра экспертизы и аналитики "Опоры России" Иван Ефременков.
Вступление отдельных законов власти тоже предусмотрительно отложили на "после выборов". С конца сентября россияне начали получать квитанции с новыми суммами налога на недвижимость. 28 субъектов приняли решение об исчислении налога исходя из кадастровой стоимости объекта, ранее налоговой базой была оценка БТИ. Налог вырастет в десятки раз, чтобы не шокировать жителей, решено взимать полную сумму лишь к 2020 г., а начать с 20% от финальной стоимости. За 74-метровую трехкомнатную "панельку" у метро "Юго-Западная" в столице уже в этом году придется заплатить 3678 руб. А в 2020 г. за нее же — 18 390 руб., приводит свои расчеты первый вице-президент "Российского клуба финансовых директоров" Тамара Касьянова. Население будет шокировано, и это касается не только жителей областных центров, но и многих других собственников квартир, включая фермеров в сельской местности, хозяев гаражей, руководителей администраций школ по всей стране, говорит она.
"Кадастровая оценка делается сторонними компаниями, которые нередко не учитывают специфику построек. Видимо, стараются сделать больше оценок за короткий срок. В результате уже возникли прецеденты превышения рыночной стоимости в несколько раз. В ближайшее время будет происходить адаптация к закону: собственники будут жаловаться в Росреестр, возрастет нагрузка на судебные инстанции. Правительство внедряет новые налоги, пытаясь ликвидировать хронический дефицит бюджета. Налоговая нагрузка на население и мелкий бизнес заметно выросла за последнее время и продолжает расти. При этом доверие к действиям Правительства уменьшается, поскольку все мы видим, что экономический рост по-прежнему отсутствует, его только обещают, а денег в бюджете по-прежнему не хватает. Очевидно, что нужно ставить вопрос о реформе бюджетной системы, раскрыть полностью содержимое расходных статей, пересмотреть их. Непонятно, почему нищающее население и слабый малый бизнес должны принимать удар экономического кризиса на себя, в то время как есть крупные государственные и частные компании", - поделилась она своим мнением с Накануне.RU.
Причин появления новых "антикризисных" предложений несколько, говорят эксперты, и лежат они как в экономической, так и в политической плоскостях. Во-первых, в начале октября в Госдуму должен быть внесен проект федерального бюджета, Правительству необходимо добиваться поставленной цели по дефициту в 2017 г. - 3% ВВП. Во-вторых, закончилась избирательная кампания, и от слов и обещаний можно переходить к делам - и совсем необязательно к тем, которые анонсировались в период агитации. Между выборами депутатов Госдумы и президента есть запас времени, которое Правительство будет использовать, с одной стороны, чтобы подбить бюджет, с другой - чтобы уравнять проценты, полученные правящей партией с процентами будущего президента, предполагают наблюдатели.
"Многие знают, что 54% "Единой России" на самом деле - не больше 40%. И они не хотят увидеть в 2018 г. 82% у другого вышестоящего товарища. С одной стороны, он родной и свой, с другой - почти двукратный отрыв электоральной поддержки создаст проблему "партии большинства". Если у него будет второй тур или 51%, то позиции нижестоящих политиков почти с ним сравняются", - отметил один из экспертов.