Аналитика


Ледовый флот причалил к министерствам: судостроители и предприятия ТЭК вырабатывают стратегию для освоения шельфа
Экономика | Ямало-Ненецкий АО | СЗФО | Дальневосточный ФО | В России

В импортозамещении техники для работы на шельфе российские компании по производству оборудования для нефтегазовой отрасли продвинулись за последний год на 5-7%, сказал министр промышленности России Денис Мантуров на газовом форуме в Петербурге. Прошел отбор НИОКРов в судостроении и морской технике, благодаря новым разработкам чиновники рассчитывают поднять уровень обеспеченности отечественным оборудованием для освоения шельфа до 50% за три года. В соседнем павильоне "Экспофорума" тоже обсуждали импортозамещение – на конференции Offshore Marintec Russia ряд идей по созданию морской техники продвигали как отечественные, так и "обрусевшие" иностранные компании. Подробности - в материале Накануне.RU.

За рубежом сейчас приходится закупать не только электротехническое оборудование, лебедки и другое оснащение, на иностранных верфях госкомпании строят ледовые танкеры. Заказчики говорят об отсутствии в стране нужных мощностей, судостроители – о нежелании нефтегазовых компаний формировать портфель заказов, под который возможно было бы получить финансирование для модернизации. Отраслевые специалисты отмечают, что решить проблему не удастся до тех пор, пока шельфовая техника не обретет единого "хозяина" – национального оператора, который будет управлять флотом.

Согласно заявкам нефтегазовых компаний, поисково-разведочные и буровые работы на арктическом шельфе возобновятся в 2018-2019 гг. Реализуемо это лишь в том случае, если к указанному времени добытчики будут обеспечены буровыми и флотом.

Для работы одной буровой в Баренцевом море необходимо до семи судов обеспечения, подсчитали специалисты "Арктических морских технологий" (АМТ). Для Восточно-Сибирского и Чукотского морей – уже не менее 12 судов, так, арктическую скважину "Университетская" обслуживали 13 судов. "Газпром" и "Роснефть" до 2013 г. подали заявки на строительство 72 судов, однако исходя из лицензионных обязательств компаний и объективной потребности в обслуживании планируемых к строительству 20 буровых уже к 2022 г. флот должен состоять почти из 140 кораблей, потребность в которых с течением времени отпадет.

Кроме того, период бурения в северных морях из-за сложной ледовой обстановки ограничивается порой несколькими месяцами. Такие традиционные методы работы в Арктике делают неэффективной добычу на большинстве лицензионных участков, отметил генеральный директор АМТ Виктор Чугунов. На круглом столе, посвященном перспективам российского флота, он предложил сформировать автономные буровые комплексы, которые включают в себя платформу, многофункциональное ледовое судно высшего класса и плавучую базу обеспечения. Оптимизация состава флота судов обеспечения уже обсуждается в Минэнерго и Минпромторге.

Offshore Marintec Russia|Фото:

"Через два года компании могут прийти в Правительство и сказать, что в стране не построен флот и нужно переносить лицензионные обязательства. Но такое число судов не укладывается в возможности судостроительной промышленности, да и куда девать то, что построят?" - рассказал  Чугунов.

Экономика ни одной компании не выдержит оплаты строительства 50 судов, которые будут работать два месяца в году, а все остальное время – стоять и ждать, когда сойдет лед, заявил заместитель генерального директора по флоту и капитальному строительству "Газпром флота" Александр Тархов. "Газпром" на Амурском судостроительном заводе строит два судна проекта 22420, в период с 2021 до 2025 гг. компании потребуется 18 судов для освоения новых месторождений, таких как Каменномысское-Море "Газпром добыча Ямбурга", работ на Сахалине и пополнения обеспечивающего флота. Один из основных заказчиков выступает за то, чтобы заказывать суда на открытом рынке, через конкурсные процедуры. Через них один заказ ушел на верфи Южной Кореи, там для "Газпрома" строится танкер "Маршал Василевский" с регазификационной установкой. Российские судостроительные компании не строят судна такого размера – в танкере 174 кубометра, сказал Тархов.

Представитель "Газпром флота" обрушился на отечественных судостроителей с критикой, если корейцы через год после разрезки первого железа приступили к ходовым испытаниям судна, то в России арктический флот строится годами, а порой и десятилетиями. Танкер-заправщик "Газпромшельф" строился с 1997 г. по 2009 г., буровой комплекс "Обский-1" – с 1998 г. по 2007 г., когда у компании появятся строящиеся с декабря 2009 г. суда снабжения – неясно.

Заказ, напомним, получил Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, соглашение было подписано во исполнение поручения тогда еще вице-премьера Игоря Сечина. Он обязал "Газпром" разместить заказ на ДЦСС, сейчас глава "Роснефти" вплотную занялся укомплектованием портфеля заказов верфи "Звезда" "Роснефти". Представители "Газпрома", которые после отказа ДЦСС от исполнения контракта вынуждены были отдать суда амурскому предприятию ОСК, сопротивляются и выбирают конкурсные процедуры.

Offshore Marintec Russia, Звезда|Фото:

"Мало того, что у ДЦСС иски на сумму более 1 млрд руб., он еще и тянет на себя заказы с целью размещения их на комплексе "Звезда". Пусть сначала "Роснефть" разберется с ДЦСС, со "Звездой", построит хотя бы несколько судов за приемлемую цену, а после этого можно будет рассматривать размещение заказов", - заявил представитель "Газпром флота". Ноты обиды понятны: стоимость двух судов с течением времени выросла с 5 млрд руб. до 8 млрд руб. И сумма может вырасти к моменту сдачи – четвертому кварталу 2018 г.

У российских компаний дороже норма-час, запчасти, которые приходится закупать за рубежом, а с развалом инженерной школы в России появилась и проблема дефицита кадров, поделился своим мнением об основных проблемах отрасли Александр Тархов.

Судостроители бросились защищать себя и коллег: нефтегазовые компании – основные заказчики не обеспечивают долгосрочный спрос, без которого невозможно развивать производства. Тот же "Газпром" раскидывает заказы по разным заводам, не давая возможности серийного производства. 

Представитель ЦС "Звездочка" (входит в ОСК) Владимир Ермаков отметил, что на техническое перевооружение и организационные мероприятия нужны деньги: 

"Но все это нужно делать под что-то. Сейчас нет рынка, буровые установки вы строить не планируете, суда обеспечения тоже. Мы вложим деньги, сломаем старую систему и построим новую, но для чего?"

Денис Мантуров, Петербургский международный газовый форум|Фото:

"Мы "серию" размещать не будем", - сказали в "Газпроме" и напомнили о существовании других заказчиков – ЛУКОЙЛ, НОВАТЭК, "Совкомфлот" - которые тоже должны формировать портфель заказов.

В Минпромторге находится несколько инициатив, которые могут решить проблему судостроителей. Первая – объединение заказов компаний, работающих на шельфе, для создания судов для совместной эксплуатации. Сбор мнений всех основных игроков рынка идет и по вопросу появления национального оператора флота, в роли которого может выступить госкомпания - новая или существующая.



Алёна Ласкутова