Аналитика


"Мне без разницы, какая цена на нефть!" Владелец Антипинского НПЗ поделился планами на будущее
Экономика | Тюменская область | Уральский ФО | В России

На Антипинском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) в Тюмени произошло знаковое событие – состоялся официальный запуск комбинированной двухсекционной установки глубокой переработки мазута (УГМП), что ознаменовало окончание строительства третьей технологической очереди предприятия. Фактически установка была введена еще в сентябре: благодаря ей завод вышел на рентабельность производства, которая исчисляется в 2-3 млрд руб. в месяц. Мало того, что УГМП сделала построенный "с нуля" АНПЗ рекордсменом среди российских предприятий по глубине переработки нефти (она составляет 98%), как выяснилось, агрегат способен на невозможное – делать из мазута, по сути, отхода после переработки нефти, высококачественное дизельное топливо стандарта Евро-5. Теперь тюменскому заводу не страшны ни закрытие нефтяного крана, ни колебания цен на сырье. Вместо опасений у его владельцев – группы компаний New Stream ("Новый поток") – амбициозные планы на нефтепереработку по всей стране, ими президент "Нового потока" Дмитрий Мазуров поделился во время встречи с журналистами 7 октября. Подробности – в материале Накануне.RU.

Сегодня Антипинский НПЗ называют "визитной карточкой" Тюменской области. 

10 лет назад в регионе не было собственных нефтеперерабатывающих мощностей, теперь же на предприятии воплощаются в жизнь все поручения президента: от импортозамещения и глубокой переработки углеводородного сырья до создания высокотехнологичных рабочих мест, утверждает губернатор Владимир Якушев. Глава региона с нетерпением ждет следующего года, когда завод начнет производить бензин стандарта Евро-5.

Антипинский НПЗ, Новый поток, New Stream|Фото: накануне.ru

Антипинский НПЗ, якушев|Фото: Накануне.RU

"Историческая справедливость здесь восторжествовала, и большая Тюменская область получила свою переработку. Мы знаем о том, что еще во времена Советского Союза существовал проект, когда на территории Тюменской области должно было появиться восемь нефтеперерабатывающих заводов. Это решение было принято накануне распада СССР, поэтому [из-за распада] мы не получили собственной переработки. Теперь это произошло. Однозначно мы можем сказать о том, что Антипинский НПЗ – "визитная карточка" нашего региона, мы горды тем, что такой проект реализуется здесь, на тюменской земле. Мы имеем 98%-ю глубокую переработку, что очень важно. Это один из немногих заводов на территории России, который был построен с нуля", - сказал Якушев.

Антипинский НПЗ, якушев|Фото: Накануне.RU

Губернатор вспоминает, с какими трудностями пришлось столкнуться инвесторам: с боем удалось отвоевать участок под завод у "земельных спекулянтов" и получить доступ к системе транспортировки у "Транснефти".

Сейчас о былых проблемах тут не вспоминают: у Дмитрия Мазурова – целый поток новых идей и проектов по нефтепереработке, и даже неудача с покупкой "Башнефти" не сбавляет энтузиазма президента группы New Stream. "Если через три года "Роснефть" надумает продать "Башнефть", мы всегда рядом", - отмечает он и приступает к "декларации о намерениях".

Установка глубокой переработки мазута "подарит" НПЗ миллиарды к Новому году

Незначительно ниже - буквально на 2-3% - будут объемы переработки в этом году. Это обусловлено тем, что, когда у нас последние полтора года не было прибыли, и мы тянули до ввода в эксплуатацию установки глубокой переработки (то есть до рентабельной переработки), мы работали по принципу – чем больше перерабатывать, тем лучше. Был небольшой денежный поток, который позволял держаться на плаву. В сентябре мы запустили установку глубокой переработки мазута, и появилась первая рентабельность, мы ограничили себя в производстве исключительно объемом глубокой переработки и немного сбавили темпы, чтобы не производить мазут.

При желании мы можем прыгнуть выше головы и произвести даже 10 млн тонн нефтепродуктов, но избыточные продукты будут низкокачественные, а нам этого не хочется. Это убыточная операция – перерабатывать больше, чем установка может переработать.

Я думаю, незначительно ниже будет производство, но при этом немного выше будет выручка. Потому что высокомаржинальные продукты вместо мазута резко "включились" с августа и они дадут самовыручку намного выше. Только одна рентабельность за август-декабрь – это миллиарды. Поэтому выручку по итогам 2016 г. на уровне 5 млрд долларов мы точно удержим, даже надеюсь, что чуть больше – 5,5 млрд.

Антипинский НПЗ, Новый поток, New Stream|Фото: накануне.ru

Радикально выше выручка будет после завершения модернизации станции глубокой переработки, она закончится в следующем году одновременно с пуском бензинового комплекса. С мая мы перейдем на новый виток рентабельности, и глубокая переработка будет зависеть от максимальной первичной мощности переработки завода, которая сейчас превышает 9 млн тонн в год. Тогда будет 6-6,5 млрд руб. уже при нынешнем уровне мировых цен на нефть, которые значительно упали за последние годы.

Выручка Антипинского НПЗ по итогам 2015 г. составила 156 млрд руб., в этом году будет 170-180 млрд руб. По выручке мы точно не упадем, потому что появилась рентабельность, которая исчисляется 2-3 млрд руб. в месяц.

2017 год – "мягкий" по инвестициям на АНПЗ

Сегодня мы превысили планку по инвестициям. В 2016 г. в Антипинский НПЗ планируется инвестировать 150 млн долларов США, в следующем году также планируется ввод в эксплуатацию комплекса производства высокооктановых бензинов и начало строительства установки гидрокрекинга. Следующий год на Антипинском НПЗ у нас по инвестициям "мягкий", потому что все основное мы вложили перед ударной стройкой гидрокрекинга, которая обойдется в 1 млрд долларов. Примерно 150 млн долларов инвестиций мы прогнозируем в следующем году, потом будет больше – ожидается три года стройки.

Антипинский НПЗ, Новый поток, New Stream, Дмитрий Мазуров|Фото: накануне.ru

Дизель и бензин Евро-5 Антипинского НПЗ будет продаваться на 90 заправках

Пока у нас не было своих конечных продуктов, было бессмысленно скупать заправки, потому что приходилось бы перекупать на них топливо конечного качества с других заводов. По схеме "купил – продал". Сейчас все частники зажаты с двух сторон розничной политикой рынков и ценовой политикой оптовых продаж. Как только у нас появился собственный дизель Евро-5, мы начали ребрендинг всех заправок под New Stream, теперь их 30 штук. Мы сейчас находимся в двух сделках – одна на 36 заправок, другая – на 16. Это еще 52 заправки. Еще две заправки достраиваются. По состоянию на 2017 г. у нас будет их под 90 штук. Как только у нас появится собственная линейка продуктов (а, помимо дизеля и бензинов, это сжиженные газы – пропан и бутан), мы начнем скупать заправки активно.

В прилегающих областях, в радиусе 1 тыс. км – если есть сеть со своей локальной нефтебазой, мы будем "подбирать". Любой внутренний сбыт лучше экспорта, поэтому нам будет всегда приятно и интересно снимать с экспорта объемы, уменьшая их в пользу заправок. Мы начнем долгую эпопею по наращиванию розничной сети настолько, насколько сможем, и в результате свою нишу здесь займем.

АНПЗ может "залить" дизелем весь Уральский федеральный округ

По дизелю мы перекрываем спрос в УрФО абсолютно точно. Да, спрос варьируется от месяца к месяцу, но это не значит, что мы не можем обеспечить дизелем весь рынок. Во-первых, рынок занят классическими игроками – снизу у нас Омский завод, с Запада – Пермь, Уфа, и мы в состоянии больше, чем УрФО, "залить" дизелем хоть сейчас, но в итоге частично заняли свою нишу в УрФО и частично продаем дизель по всей России.

Антипинский НПЗ, Новый поток, New Stream|Фото: накануне.ru

Антипинский НПЗ, Новый поток, New Stream|Фото: накануне.ru

Во-вторых, мы - единственный частный завод. Мы не только нефть по трубе "Транснефти" получаем, но и подключены к трубе дизельного топлива, которая идет через всю страну. Мы каждый месяц получаем на всех нефтебазах по регионам – московскому, питерскому, средней полосе, западным областям – топливо и на местах уже продаем в Центральной России. Например, кто-то из игроков присутствует в Тюменской области кроме нас, из ВИНКов (вертикально интегрированные компании, - прим. Накануне.RU), но мы зашли на их рынок сбыта просто в другой части страны. Конечно, было бы легче перейти с ними на некий своп (обмен активами), к этому мы, наверное, когда-нибудь придем.

Что касается бензина Евро-5, мы начнем его выпускать весной 2017 г. и сможем на ходу варьировать октан. Какой будет нужен рынку, такой и дадим. Больше 92-го нужно будет, значит, дадим 92-ой, нужен будет 95-ый – дадим 95-й. Нашими полумиллионом тонн, наверное, весь УрФО монопольно бы мы не закрыли, но Тюменскую область точно закрыли бы всю. Но есть традиционный рынок сбыта – у ВИНКов, поэтому мы их потесним, а излишки вывезем за пределы Тюменской области, распределим их в смежных с УрФО областях. Мы будем растить собственную сеть, чтобы самим себя обеспечивать. Но чтобы сеть "съедала" столько, сколько мы будем производить, это должна быть очень большая сеть, нам до нее еще долго предстоит расти.

Цены непредсказуемы

Про розничные цены на топливо и бензин я не знаю – я не продаю. На нефть знаю ориентировочно. Международные фьючерсы, которые скачут, - это все очень условно. Мы живем в России, формулы приобретения другие. Вы видите фьючерсы, а мы покупаем по среднему из средних значений всего месяца. То есть когда мы покупаем нефть перед началом месяца, мы еще не знаем, по какой цене ее купили. Мы знаем, что купили 800 тонн нефть, цена будет примерно 16 тыс. руб. Потом проходит месяц, задним числом нам считают среднюю средних всех котировок нефти за месяц, умножают на среднюю средних курса доллара к рублю за месяц и выводят какую-то условную цифру, которую мы перерасчитываем. И только числа третьего следующего месяца мы начинаем осознавать, по какой цене мы купили нефть в прошлом. Так работают все заводы.

По продуктам еще сложнее. Я в ежедневном режиме мониторю "бэки" и вижу, что продукт примерно дал на заводе и знаю его примерную оптовую цену, но среднюю цену по рынку никто не знает, пока месяц не кончится. А розничная стоимость – настолько маленькая ниша, поэтому руки до нее не доходят: это неинтересно и ни на что не влияет. Я знаю, что дизель условно стоит 35 тыс. руб. за тонну, за литр получится 28 руб. Низко. А на заправках продают уже по 38 руб. Поэтому очень велика разница между ценой, которую мы выдаем на рынок, и той ценой, которую вы видите на стелах заправок.

"Если "Роснефть" передумает – мы всегда рядом"

Мы - всего лишь одна из компаний, которая заявилась на покупку "Башнефти", набрав опыта в международной торговле, имея четкое понимание, где и откуда можно взять в больших объемах деньги. Заявились на предмет прочувствовать, как это процесс выглядит изнутри. Понимая, что если будет шанс, то мы бы им воспользовались. Сейчас идет процесс консолидации "Роснефти", дай бог, все будет правильно и гладко, но нельзя исключать, что, например, через три года "Роснефть" не надумает продать "Башнефть". Нам интересны акции таких компаний. "Башнефть" – компактная, хорошая маржинальная компания. Нам было бы чем заняться там. Моя любимая тема – модернизация заводов. Добыча там и так идет опережающими темпами. Мы не являемся конкурентами госкомпаниям. Но при этом, если бы акции разыгрывали между частными компаниями, мы бы потягались за этот актив. Нам некритично, сколько платить – 300 или 350 млрд руб. Это либо 6 либо 7 лет срок окупаемости. Мне все равно, за 6 или 7 лет окупится – я и 6, и 7 готов работать. Актив интересный. Если бы он был доступен, мы бы не отошли. Но для консолидации отрасли это был необходимый шаг (передача "Роснефти", - прим. Накануне.RU), но если что - мы работаем, развиваемся, мы всегда рядом.

Антипинский НПЗ, Новый поток, New Stream, велодорожка|Фото: накануне.ru

"Новый поток" сближается с "СИБУРом"

В настоящее время с директором "СИБУРа" мы рассматриваем три вещи, где бы мы могли найти синергию. У нас появились сжиженные газы, которые мы на рынок вывели, а у них есть понимание, что можно было бы с этим сделать. Мы будем это с ними обсуждать, когда запустим выпуск бензинов Евро-5. В результате мы должны пойти в высшие переделы, это лишь вопрос времени.

Новые месторождения

Мы уже приобрели ряд интересных месторождений, хотим начать в следующем году добычу. Но очень аккуратно приходится с этим работать, поскольку месторождения находятся рядом с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ), поэтому мы тщательно, не спеша, все проектируем. Лучше не спеша, чем что-то сделать опрометчиво. Потенциально мы готовы рассматривать приобретение добычных активов. При этом понятно и логично, что группа должна объединять все стадии работы с углеводородами от их добычи до их реализации, как в России, так и за рубежом. Сама группа у нас сегодня де-юре – это порядка 12 дружественных компаний. Мы сегодня не перешли на одну акцию, мы перешли на один бренд. Это еще группа компаний, а не холдинг.

Антипинский НПЗ, Новый поток, New Stream, Дмитрий Мазуров|Фото: накануне.ru

Мазуров: "Эта система стоит примерно, как "Боинг" - 60-70 млн долларов"

Антипинский НПЗ, Новый поток, New Stream|Фото: накануне.ru

Следующим шагом будет холдинг, это мы сделаем после снижения долговой нагрузки - через пару лет, когда не будем настолько нуждаться в кредитах. Но на данном этапе лучше, чтобы каждое предприятие было автономным. Потому что есть болезнь быстрого роста – она по-другому не позволит быстро вырасти. Если все предприятия будут на единой акции, то будет единый лимит кредитования на всю группу целиком, который не позволит быстро привлекать и быстро расти, темпы окажутся заниженными автоматически.

Осторожный заход в Оренбург 

"Новый поток" выиграл право на пользование недрами Могутовского, части Воронцовского и части Гремячевского месторождений, находящихся на участках, выделенных из территории национального парка "Бузулукский Бор".

Поскольку я на добытчика не учился и осознаю ответственность и важность мероприятия, я могу сказать, что работать будем с большим или известным оператором. Планируем нанять оператора, который самостоятельно разруливал бы выделение из ООПТ площадки, при этом контролируя процесс с точки зрения общестроя. Профессиональную часть – бурение - будут выполнять только профессионалы – либо известный оператор по разработке, либо известная нефтяная компания. Проект полностью готов. Сейчас проект освоения готовится.

Антипинский НПЗ, Новый поток, New Stream|Фото: накануне.ru

Первый подземный проект мы защитили. А обустройство еще делается. К лету определимся, с кем будем идти в части разработки.

Сейчас много злых языков работает "против". Нужно донести до людей, что в лесу - 200 старых скважин. Некоторые из них уже источаются нефтью, она стекает в речку. Это минус. Нам в результате придется это ликвидировать. Второе – этих участков всего восемь. Там 200 клиньев вбито, а из 200 восемь – на их базе будут сделаны кустовые скважины. То есть вход в землю будет один и точечный, а под землей будет сеть горизонтальных скважин.

Антипинский НПЗ, Новый поток, New Stream|Фото: накануне.ru

Заявления о том, что речки в лесу засохнут – бред сивой кобылы. Там будет всего восемь точек, где будут "кусты". Тоненькими локальными трубопроводами это будет выведено за бор. Мы должны параллельно ликвидировать 30-40 скважин, которые представляют опасность. Это куда больше возни, нежели наши пробурить! За пределами бора останутся подготовка нефти, утилизация попутного газа, трубопровод в магистральный нефтепровод. Эта часть ничем не отличается от куска товарного парка на заводе. Ту же самую подготовку нефти мы будем делать за пределами бора. Мы тщательно определяемся с партнером, это будет общеизвестная компания, не исключаю, что лидеры рынка. Никакой нашей самодеятельности там не будет. Если все будет по плану, в 2018 г. мы планируем выйти на добычу.

Антипинский НПЗ, Новый поток, New Stream|Фото: накануне.ru

Ликвидации скважин в Бузулукском Бору мешает оппозиция?

Сейчас проектируются проекты нескольких особо опасных скважин. Течет скважин девять, там есть пара опасных скважин, которые надо ликвидировать, но они не нефтяные, а газовые. Мы на них не подписывались, но они так же могут взорваться, как и нефтяные. Будет подряд газпромовской организации. Потратим 50 млн долларов на эти скважины. Какие-то, может, превратим в добывающие. В любом случае, мы были бы готовы в этом году начать. И люди, и средства были в состоянии это делать. Но разрешение на эти работы дают федеральные органы. А они пока не дают проектные документы из-за проверок.

Пока там депутаты некоторые из ЛДПР, коммунисты и так далее, визжат, что там что-то не то, нас проверяют. Мы еще не успели начать, а нас уже проверяют. Проверка длится по 3-4 месяца. Одна проверка кончается - другая начинается. Не понимая глубины процесса, они [оппозиция] сами путают ситуацию, а мы тихо-мирно проектируем месторождение, ждем, когда они там все устанут. Сам проект фундаментальный, пока не будет всех разрешений, никто туда ногой не ступит. Призываем разумно посмотреть на ситуацию. А эти кричат и ничего не делают. Лучше бы вышли и субботник провели в лесу.

От властей Оренбургской области ждем снижения налога на имущество и на прибыль на какое-то время. На большие преференции не рассчитываем, рассчитываем на взаимопонимание, чтобы не было лишней волокиты и ненужных вопросов. Инвестору можно помочь все ускорить. А время – тоже деньги.

Антипинский НПЗ, Новый поток, New Stream|Фото: накануне.ru

О покупке нефтеналивного портового терминала "Коммандит-сервис" и аренде земель Минобороны

Этот терминал принадлежал "Башнефти", затем мы приобрели контрольный пакет, сейчас мы там меняем накопитель. В настоящее время мы вышли на мощность шесть танкеров в месяц по 30 тыс. тонн.

Нефтеналивной терминал нас устраивает как географически (там Гольфстрим – незамерзающее море), так и в развитии мы видим расширение территории за счет аренды земель Минобороны. Сейчас мы с ними ведем переговорный процесс, есть взаимопонимание. Им тоже выгодно получать от нас дополнительную копейку. Как только будет получен договор на дополнительные земли, так и будет импульс к росту. Развернем план по дальнейшему увеличению мощности. Сейчас это компактное окошко для одного нашего продукта.

"Антипинское чудо"

Когда мы вывели наш Антипинский НПЗ на полную мощность по глубокой переработке, построили нижний слив мазута, мы стали в состоянии принять у любого завода страны мазут и глубоко его переработать в дизель стандарта Евро-5. Поэтому мы излишек марийского мазута (с Марийского НПЗ, - прим. Накануне.RU) везем в Сибирь, сливаем здесь и перерабатываем в высококачественное топливо в Тюмени. Смешно, но мы объявим, что Марийский завод по итогам года больше не продает мазут. Мазут несет убыток для заводов, он в два раза дешевле нефти. То, что мы начинаем его сливать здесь, дает производство топлива на экспорт из сырья Марийского НПЗ. Получается, что мы из мазута извлекаем денег куда больше, чем средний завод, обладая аутсорсингом глубокой переработки. Это наше "ноу-хау". Мы сейчас можем честно отказаться от нефти.

Если у нас закроют нефтяной кран, мы поднимем руку и объявим: "Все, у кого остался от производства мазут, можете сливать его нам!" Очередь будет большая. Мы будем так же рентабельно работать, а по прибыли будем работать не меньше ни на рубль, чем работая на нефти. Вся первичная переработка дает ноль, все деньги – во вторичной.

Мне без разницы, какая цена на нефть – 30 или 60 долларов за баррель. В этом особенность глубокой переработки: нет сильной зависимости от политики и от цены на нефть – разница будет всегда – и при низкой, и при высокой, но рублевая масса по заработку останется та же самая. Если предприятие высокотехнологичное, прибыль будет всегда.

Антипинский НПЗ, Новый поток, New Stream|Фото: накануне.ru

Антипинский НПЗ, Новый поток, New Stream|Фото: накануне.ru

Может, еще НПЗ?

Если сейчас ко мне придет любой банк с каким-нибудь заводом и скажет: "Возьми завод, но я тебе дам деньги на модернизацию и сделаю так, чтобы он сразу начал приносить деньги", меня это не напряжет. Просто это займет года три. Без миллиарда долларов с открытой линей в придачу я даже разговаривать с этим банком не буду. Но предложения поступают, и линии тоже предлагаются. Но надо все считать. Чисто морально и физически взять на прицеп какой-то завод и превратить его в эффективный и зарабатывающий деньги – меня это совершенно не пугает, но без инвестиций в глубокую переработку будущего ни у одного завода страны нет. Из любого железа можно сделать самолет. Но из кармана я бы на эти нужды денег доставать не стал.

Антипинский НПЗ, Новый поток, New Stream, Дмитрий Мазуров|Фото: накануне.ru

 



Анна Смирнова