Итоги прошедших выборов в Госдуму и заксобрание Свердловской области показали, что объединенные усилия городских и региональных элит ради некой "общей цели" могут приносить вполне благоприятные результаты - что и выразилось в удовлетворительном для федерального центра результате "Единой России" на Среднем Урале - девять представителей в Госдуме и большинство в областном парламенте. Но, как только так называемая общая цель оказалась достигнута, броуновское движение в свердловском политбомонде возобновилось. Почти сразу начались кардинальные изменения по реконструкции системы областной власти с прицелом на губернаторскую гонку, намеченную на 2017 год. Способствуют этому и перемены в Администрации президента - володинское "принуждение к миру" с уходом его инициатора в Госдуму стало неактуально для свердловских элит, а новые установки от Сергея Кириенко еще не получены. Подробности - в материале Накануне.RU.
Окончание шаткого перемирия, начавшегося с делегирования "серого кардинала" мэрии Екатеринбурга Владимира Тунгусова в "желтый дом", уже проявляется. "Галочка" для федерального центра в виде результата за "ЕР" поставлена, и в случае с губернаторской кампанией речь будет идти уже не о неком "общем результате" или " общей цели", а о персональных выгодах для возможных кандидатов и их ближайшего окружения.
Претендующий на роль "единого политического центра области" Владимир Тунгусов времени не теряет. Свердловские власти активно пользуются "сменой караула" среди кураторов внутренней политики в стране. Как известно, именно Администрация президента и первый замглавы АП Вячеслав Володин были главной побуждающей силой к "замирению" вечно противостоящих друг другу политических кланов (с главной ареной борьбы "город" - "область"). Происходило это, напомним, на фоне возбуждения уголовного дела против главы МУГИСО Алексея Пьянкова - ближайшего соратника губернатора Евгения Куйвашева - за махинации с объектами возле строящегося к ЧМ-2018 Центрального стадиона и увольнения "футбольного" вице-премьера Валентина Грипаса.
Ни для кого не секрет, что Куйвашев в какой-то мере входит в так называемую группу Сергея Собянина (наряду, например, с губернаторами Пермского края Виктором Басаргиным и Тюменской области Владимиром Якушевым), и весной политологи отмечали, что силовики нанесли серьезный удар как раз по "тюменскому клану" в Свердловской области и позициям лично губернатора Куйвашева. Делом на 31 млн (согласитесь, по нынешним масштабам громких коррупционных разоблачений, сумма для посадки за взятку почти символическая) занимались свердловское УФСБ и ГСУ СКР по УрФО. К слову, некоторые источники во властных кулуарах уже тогда отмечали происходившее незадолго до этого охлаждение отношений между Куйвашевым и тоже в свое время работавшим в Тюменской области нынешним главой среднеуральского УФСБ Александром Вяткиным.
Дестабилизация, разброд и шатания в элитах (казалось, лишь председатель кабмина Денис Паслер чудом оказался вне скандала и лично никаких взысканий не понес, что немало удивило экспертов) ставили под угрозу результат выборов для "ЕР" в Свердловской области, и в процесс решила вмешаться Администрация президента. Ход был сделан элегантный и неожиданный - главой администрации губернатора стал Владимир Тунгусов.
Владимир Тунгусов
Как мы уже писали, это назначение сам Тунгусов, в отличие от множества экспертов, отнюдь не рассматривал как временное, "до выборов", он сразу стал брать под контроль рычаги управления и пытаться создать в администрации единый политический центр управления в Свердловской области.
И после выборов в заксобрание, в преддверии губернаторской кампании, вполне логичным шагом для Тунгусова была дальнейшая отстройка политической системы под 2017 год. Буквально первым шагом в этом направлении стало намерение удалить из политического пространства региона всех потенциально опасных конкурентов, которые располагают большими финансовыми, организационными и другими необходимыми для успешной политической борьбы ресурсами.
В первую очередь, к этому следует отнести недавнюю отставку премьера Дениса Паслера. Конечно, истинные мотивы его ухода с поста председателя правительства останутся в кулуарах регионального истеблишмента (официально не было названо хоть сколько-нибудь значимой причины, а об ответственности за дело МУГИСО не было даже и намека), однако, так или иначе, эксперты тут же сделали вполне обоснованное предположение, что уход политика был объективно выгоден и Евгению Куйвашеву, и Владимиру Тунгусову, так как премьер и вообще правительство были самостоятельным центром, который, в логике губернаторской ответственности за происходящее, в регионе вообще-то не должен существовать, а уж тем более не должен существовать - в логике губернаторских выборов.
Интересно, что именно с переходом в администрацию губернатора Тунгусова пришло понимание - поддерживаемый определенными бизнес-группами Паслер в будущих раскладах - явно лишнее звено (и момент подвернулся удачный - к "Ренове" проявили интерес силовики, ключевые топ-менеджеры были арестованы).
Но "зачистка" Паслера – это был лишь первый шаг к следующему серьезному решению, которое в данный момент уже начало реализовываться – объединение двух политических структур области – поста губернатора и правительства, по которому губернатор будет исполнять одновременно обязанности главы региона и руководителя кабмина. Отметим, что Свердловская область оставалась одним из немногих регионов, где губернатор не совмещал должность председателя правительства. Такая "самость" досталась среднеуральской власти в наследство еще от Эдуарда Росселя .
Главные изменения в Уставе региона касаются того, что губернатор наделяется дополнительными полномочиями главы кабмина, но , пожалуй, важнее то, что при этом появляется так называемый коридор возможностей в связи с неизбежной сменой структуры правительства и областной власти. Здесь же следует отметить еще один фактор. Законопроект об объединении двух политических структур – довольно серьезная реформа, которая будет рассматриваться на уровне Законодательного собрания. В случае же, если данный законопроект будет принят в полном объеме, то это будет символизировать и "вотум доверия" законодательного органа области губернатору. И это еще один плюс для Куйвашева перед губернаторскими выборами – лояльный парламент, легитимизировавший его обновленную управленческую команду.
Комплекс всех этих изменений, естественно, открывает перспективы для различных групп влияния - использовать перемены в пользу усиления и, соответственно, получения профита в будущем.
Так, тюменская группа пришла в движение, и вице-премьеры Азат Салихов и Алексей Орлов попытались продавить свой вариант реструктуризации, по которому объединялся бы аппарат правительства и губернатора, а администрация губернатора при этом как бы уходила в небытие. Понятно, что это означало бы серьезное ослабление Тунгусова. Впрочем, официально свердловские власти эту ситуацию объясняют несколько иначе.
"Не было изначально речи об уничтожении администрации губернатора. Губернатор для "чистоты" устава для начала хотел посмотреть, надо ли сохранять норму о статусе и деятельности администрации губернатора в уставе или нет. Но после консультаций было решено, что эту норму нужно оставить. Главные же изменения останутся такими же – губернатор будет наделен дополнительными полномочиями главы правительства и изменится порядок формирования самого правительства, а именно заместителей губернатора и первых заместителей губернатора. При этом, закон не обговаривает количество первых заместителей главы региона – их может быть как два, так и 10. Как решит сам губернатор", - сообщил Накануне.RU советник губернатора Свердловской области Анатолий Гайда.
Отметим, что уральские СМИ уже успели спрогнозиоровать, что будет именно два первых зама, посты которых якобы могут занять Владимир Тунгусов и Азат Салихов. В правительстве Салихов курировал работу аппарата кабмина, исполнительных органов государственной власти Свердловской области, отвечал за управление делами губернатора, взаимодействие свердловского правительства с Администрацией президента, аппаратом Правительства РФ, аппаратом полпреда президента в УрФО. Функционал Салихова, как можно видеть, позволяет пересекаться с "тунгусовским" . И коллизии между этими двумя персонами могут возникнуть самые что ни на есть серьезные.
Азат Салихов
При этом, известно, что как за Тунгусовым стоит определенная группа влияния - "городская", так и у Салихова имеется свой политический "граунд". Очевидно, что выдвижение его на пост одного из "первых" означало бы попытку уравновесить влияние "городских" в структуре областной власти, которое стало вынужденным в силу не только подготовки к выборам-2016, поступившей команды "брейк!" из АП, но и после упомянутого дела главы МУГИСО Алексея Пьянкова, которое нанесло серьезный удар по "тюменцам". Заметим, что Салихов является не только близкой фигурой к Куйвашеву по работе на прежних должностях, но и сумел найти общий язык с некоторыми местными фигурами, имеющими собственный доступ к губернатору, и по совместительству трудящимися в СМИ. По крайней мере, многие считают, что именно Салихов с подачи одной из таких фигур настоял на назначении на пост руководителя "4 канала" Элеоноры Расуловой.
Если бы был реализован вариант структурных изменений "тюменского разлива", то это означало бы: Тунгусову создать единый политический центр области не удается. И, более того , единый центр работы со СМИ тоже остался бы в прошлом. Кстати, возможно, именно с этим были связаны утечки о якобы "лишении дотаций" целого ряда изданий после выборов-2016.
Надо ли говорить, что у губернатора и той части свердловской власти, которая имеет "тюменские корни", был большой соблазн избавиться от навязанного союза с "городом" и Тунгусовым, тем более, что навязан он был Володиным, который из АП ушел, а установок от новой команды Сергея Кириенко еще, видимо, не поступило.
Однако, пока, судя по последним данным, администрацию губернатора решено сохранить. Кстати, уральские СМИ кого только не называют в качестве будущего "второго первого": звучат фамилии Салихова, Павла Крекова (что немало удивляет общественность), Орлова. Только по "первому первому" как-то нет вариантов - Тунгусов.
Каким же будет окончательный вариант реформы, общественность, видимо, узнает даже не 17 октября, при голосовании, а после вступления в силу поправок, выхода губернатора из отпуска (в который он уйдет 22 числа) и внесения кандидатур ключевых замов в заксобрание для утверждения. Так что времени побороться местным элитам хватит.
Кстати, минувшая неделя тоже спокойной никак не была. Так, в Екатеринбурге произошел инцидент, связанный с тем, что группа неизвестных лиц уничтожила коммуникационные линии сотовой и интернет-связи, которые располагались по улице Светлореченской. Под удар попали линии сразу нескольких операторов, в том числе линии сотовой связи оператора "Мотив", собственником которого является приближенный к губернатору бизнесмен Виталий Кочетков. В тот же день, как рассказали в компании, на их мобильные сети произошла масштабная DDoS-атака, которую не удалось отразить. В Уральской ассоциации операторов связи даже предположили, что за всем этим стоит... городская администрация (мол, так кошмарить - это ее стиль, уже давно привыкли). Из мэрии на это ответа не последовало. Но то, что отношения Тунгусова и Кочеткова сколь давние, столь и разные - в Екатеринбурге известно многим.
Политолог Анатолий Гагарин, впрочем, считает, что проблемы бизнеса Кочеткова никак не связаны с администрацией Екатеринбурга, ибо как в гордуме, так и в самой администрации настроены на сохранение диалога между областью и городом.
"Я бы не стал здесь так все увязывать. Я, конечно, такие версии слышал, но я бы не стал это увязывать, я думаю, здесь какие-то другие есть причины этой аварии. Я не вижу здесь конструктивности, скорее, наоборот, кто-то, возможно, хочет поссорить – это может быть вполне, нежели версия, что якобы кто-то на кого-то осуществляет давление", - считает политолог.
"Тем более сам Тунгусов однозначно заинтересован в сохранении диалога по разным позициям", - считает эксперт.
Стоит обратить внимание и на неожиданный "демарш" гордумы по отношению сразу к трем своим депутатам (Михаилу Гаранину, Олегу Хабибуллину и Евгению Боровику), который произошел почти сразу после выборов. Парламентарии были лишены мандатов якобы из-за того, что ими не были вовремя предоставлены сведения о доходах.
Олег Хабибуллин оценил это именно как очередной ход уже члена областной команды Владимира Тунгусова.
"Я лично уверен, что за этим всем стоит уже сотрудник администрации губернатора, господин Тунгусов. Ему нужно иметь контроль не только в городской думе, но и в областной, тем более в преддверии губернаторских выборов и реформы правительства, которая у нас, нравится это кому-то или нет, но все-таки пройдет. Сейчас борьба идет практически за каждого депутата, за каждый голос. То, что Тунгусов идет на такие "удары", даже будучи, вроде бы, в объявленном "перемирии" - говорит о его каком-то хитром плане", - считает Хабибуллин. Правда, в Екатеринбурге опять же все в курсе, что Хабибуллин никак не может быть беспристрастен в оценках действий Владимира Тунгусова. Опять же в силу предыстории взаимоотношений.
Совпадение или нет, но как только из заксобрания пришли новости о том, что администрация губернатора в структуре власти сохранится, в гордуме заговорили о возможном возвращении Гаранина, Хабибуллина и Боровика в парламент.
Следовательно, "водяное перемирие" все-таки нарушается, но никто это в текущих обстоятельствах признавать не хочет.
И если учитывать, что утрясание структуры областной власти затянется (напомним, отпуск губернатора, определение персонального состава, голосование в заксобрании за ключевых замов и.т.д), то можно сделать вывод - война элит в условиях фактически стартовавших выборов губернатора в Свердловской области развернется нешуточная.
По всей видимости, прольет ясность на будущие расклады пересменка в Администрации президента. Элиты ждут установок от нового куратора внутренней политики, но какими они будут - предсказать никто не может. Слишком уж много факторов и трендов накладывается друг на друга. С одной стороны, мы видим тренд выдвижения в губернаторы кандидатов предсказуемых и лично преданных Владимиру Путину, часто - силовиков и безопасников. На этот тренд, возможно, будет накладываться усиление военного напряжения на границах и за рубежом. С другой стороны, при всем этом видно стремление российских элит снова "задружиться" с Западом, убрать санкции, провести этакую новую "перезагрузку". Наконец, не стоит забывать о выборах президента 2018, которые должны пройти максимально чисто, конкурентно и еще раз доказать легитимность российской власти.
Назначение бывшего представителя либерального СПС Сергей Кириенко вполне может служить этой цели, а тогда, не исключено, в регионах расширят практику не мнимой, а реальной конкурентности выборов.
Заметим, с этой задачей вполне было по силам было справиться и Володину, который буквально на ходу подхватил президентскую кампанию Путина-2012 после болотных протестов в 2011, и провел ее успешно. Как удалось тогда упасти Кремль от "рассерженных горожан"? Населению лишь напомнили об опасности возвращения в 90-е, люди труда стали заниматься политикой, а для "ЕР" была найдена подпорка в виде ОНФ. И избиратели, насколько можно судить, поверили в это обновление власти, а главным аргументом, который в глазах народа перечеркнул отношение "Путина 2.0" к эпохе 90-х, конечно, в дальнейшем стал Крым. Именно поэтому столь же эффективно была проведена госдумская кампания-2016, к которой, в отличие от 2011 года, никаких вопросов не было (по крайней мере, о митингах на улицах или непризнании Запада речи даже не шло).
Почему же столь хорошо зарекомендовавшего себя именно на посту политического управленца Володина решили перебросить на Госдуму, для многих остается загадкой. Версии в столице гуляют всякие - вплоть до человечески-экзотических.
Если же вернуться к Свердловской области, то на кастинг кандидатов у федерального центра остается совсем мало времени - срок полномочий Куйвашева истекает в мае, и до сентября должен был назначен "и.о." - фигура, которая формально что-то скажет о предпочтениях Кремля.
В целом, можно отметить, что явно действия команды Куйвашева сейчас направлены на "зачистку" от потенциальных "опасных" кандидатов. Вероятно, что тандем "Куйвашев-Тунгусов" добивается того, чтобы в области был единственный, заранее победивший кандидат. При этом, конечно, ему могут для создания видимости конкурентности выставить в оппоненты в целом лояльного федеральному центру лидера свердловских "эсеров" Александра Буркова или подконтрольного Тунгусову Евгения Ройзмана.
Однако пока неизвестно, чем займется тот же Паслер, который, по мнению уральского политолога Алексея Швайгерта, "на определенный период времени станет в информационном пространстве кандидатом номер один, потенциальным соперником Куйвашева", сначала "уйдя в тень", а потом резко "вернувшись в игру".
Кроме этого, интересно будет наблюдать, как поведет себя мэр Нижнего Тагила, харизматичный и (без преувеличения) горячо любимый в родном городе Сергей Носов. А он уже проявляет большую активность, и не только в Свердловской области - как рассказывают источники, последнюю неделю Носов проводил в Москве. Носов не только популярен среди избирателей, за ним не только стоит весь "Путинград", но, кроме этого, немаловажно, что Носов пользуется признанием в столице, особенно в свете прошедших в сентябре выборов, на которых в Тагиле победил малоизвестный кандидат от "ЕР" Алексей Балыбердин.
Директор департамента политологии и социологии Уральского федерального университета, политолог Анатолий Меренков полагает, что в раскладах все будет зависеть от того, на кого сделает ставку федеральный центр.
"Если сверху на уровне президента кого-то предлагают – там уже население стоит перед фактом – либо Вы присоединяетесь к выбору президента, либо...? Практика последних месяцев и лет показывает, что первый вариант реализуется процентов на 90, если не сказать, что на все 100. Последние же выборы это показали. Но пока у Носова этой поддержки нет. Если федеральная власть поставит ставку на Носова – то у него будет практически 90% вероятность стать губернатором. Так что все будет определяться тем, какая связь есть между федеральной властью и региональной", - считает он.
Меренков также отметил, что если Носов и решит идти на выборы, то ему нужно приступать к активным действиям уже сейчас.
"Он обязан, если действительно этого хочет, уже сейчас что-то начинать делать", - считает эксперт.
Похоже, что политические противники на Среднем Урале разошлись по углам ринга, и выборы-2017 не будут проходить в столь спокойной обстановке, как минувшие сентябрьские.