Аналитика


Игорь Пыхалов: История с доской Маннергейму – это проявление барского своеволия и двойных стандартов
Экспертное мнение | СЗФО | В России

Многострадальную доску финскому маршалу Карлу Маннергейму наконец сняли со стены Военной академии в Санкт-Петербурге. С момента установки мемориала в июне 2016 г., на которой присутствовали теперь уже бывший глава Администрации президента РФ Сергей Иванов и министр культуры РФ Владимир Мединский, споры вокруг личности соорганизатора блокады Ленинграда и союзника Гитлера не утихали: доску трижды обливали красной краской и столько же очищали, также ее поливали кислотой, наконец, в Маннергейма даже стреляли. В результате петербургские власти пообещали убрать скандальный мемориал. Сегодня это свершилось: доску сняли и решили передать в хранилище музея Первой мировой войны без реставрации, как символ "историко-политических споров современного общества". Своим экспертным мнением об эпопее с доской Маннергейму и "заслугах" финского маршала с Накануне.RU поделился историк, автор книг о сталинской эпохе Игорь Пыхалов:

- Эта история с доской Маннергейму тянется уже довольно давно. Первая попытка ее установить была еще в прошлом году, но доска была тоже сорвана из-за того, что начались протесты. И хотя нам установка подается под соусом национального примирения и даже власти намекают на то, что нужно улучшать отношения с Финляндией, но в целом эта попытка повесить доску, которая окончилась провалом, связана с тем, что у нас есть определенные влиятельные силы, преследующие идеологию антисоветизма.

У нас в свое время гражданская война закончилась полной федерализацией, был создан Советский Союз, который достиг небывалого величия. Но последние 25 лет идет период существования Российской Федерации, официальной идеологией которого фактически является антисоветизм. Поэтому у нас есть люди, в том числе бывший глава Администрации президента Сергей Иванов и министр культуры Владимир Мединский и еще целый ряд влиятельных чиновников, которые решили выразить свои идеологические предпочтения путем повешения этой доски.

В этой истории еще следует подчеркнуть, что фактически эту доску, хотя она, как мы сейчас видим, вызывает неприятие у большинства наших сограждан, можно было повесить законным путем. Для этого существует определенная процедура, прописанная в законе, и в принципе через эту процедуру можно продавить какое-нибудь непопулярное решение, как, например, было в нашем же городе: одновременно с доской Маннергейма мост назвали в честь Ахмата Кадырова, что тоже является крайне неоднозначным наименованием. Но там, в отличие от доски Маннергейма, была соблюдена вся законная процедура. Этот объект прошел комиссию. А в случае с доской Маннергейма власти поступили, можно сказать, с демонстративным пренебрежением к закону. Как выяснилось после судебных разбирательств, никаких решений о вывешивании этой доски ни комитет по культуре, ни другие инстанции не принимали. То есть эта доска фактически была повешена "группой лиц". Но поскольку все эти лица занимают такие важные посты, получается, что у нас налицо пример проявления барского своеволия, когда люди считают, что они выше закона и могут творить все, что угодно. Эта доска вызвала протест, в том числе, из-за такого демонстративного проявления двойных стандартов.

Маннергейм, табличка|Фото:http://kremlin.ru/

Для Финляндии Маннергейм – видный государственный деятель, финны могут у себя его славить и почитать. Но для нашей страны он ничего хорошего не сделал. Те скромные заслуги, которые у него были в дореволюционную эпоху, с лихвой перевешиваются тем, что он устроил во время финской гражданской войны, когда в 1918 г. подчиненные ему войска устроили резню русского населения в Выборге. Естественно, его роль в организации Ленинградской блокады тоже весьма велика. Без участия Финляндии блокады бы не было.

доска, Маннергейм, краска|Фото: нтв

Все однозначно: никаких мемориальных досок в честь Маннергейма в нашем городе и нашей стране быть не должно. К счастью, наши неравнодушные люди доказали это своими действиями.