19 октября китайский космический корабль "Шэньчжоу-11" успешно состыковался с космической лабораторией "Тяньгун-2", и теперь космонавтам из КНР предстоит провести на околоземной орбите 30 дней. Это важный успех Пекина, раньше срока потерявшего связь с первой орбитальной станцией "Тяньгун-1". Теперь Поднебесная убедительно доказала, что в целом по плану движется к реализации собственного аналога МКС к 2025 год. Подробности - в материале Накануне.RU.
Китай вполне последовательно реализует свою космическую программу. Она была начата ещё осенью 1956 года, когда в молодую народную республику вернулся из США учёный-эмигрант Цянь Сюэсэнь, принимавший активное участие во многих американских аэрокосмических разработках. В те годы КНР также получала значительную техническую помощь из СССР, но продолжала по мере сил космическую программу и после разрыва с Москвой, в условиях фактической внешней изоляции и сложной экономической ситуации внутри страны. Отчасти поэтому, например, был свёрнут проект запуска первого космонавта, хотя первые наработки в этом направлении (например, создание Института космической медицины) были сделаны уже тогда.
В 1970 году Китай запустил свой первый искусственный спутник Земли, став второй (с небольшим отставанием от Японии) космической державой в Азии. Отказавшись от сотрудничества с СССР, Китай не смог в те годы отправить на орбиту своего космонавта, тогда как благодаря советской космической программе в космосе побывали граждане Вьетнама, Монголии и даже Афганистана.
Со значительным отставанием от СССР и США, но всё же в 2003 году КНР удалось вывести на орбиту собственного космонавта, и стать, таким образом, третьей в мире страной, которая смогла это сделать.
Как отмечает китайский аналитик Чжань Хао, КНР готова развивать дальнейший проект пилотируемой орбитальной станции и даже привлекать к участию в нём другие страны. При этом, к 2025 году, когда начнёт работать следующая станция "Тяньгун-3", под вопросом окажется судьба нынешней МКС "Альфа". Во-первых, специалисты сомневаются в её практической необходимости, а во-вторых, сейчас до предела усложнились отношения между её учредителями: Россией с одной стороны и США с Евросоюзом с другой. Всё чаще раздаются заявления о возможном затоплении станции к 2020, или, самое позднее, к 2028. При этом ни одно государство не ведёт параллельную разработку собственного проекта такого рода. В результате, уже в следующем десятилетии Китай может стать единственной державой в мире, обладающей пилотируемым космическим аппаратом для долговременного пребывания на околоземной орбите.
На этом фоне происходит усиление взаимодействия между космическими отраслями КНР и РФ. Ещё в прошлом году немецкий журнал "Шпигель" высказывал опасения по поводу того, что Москва и Пекин смогут совместно создать конкурента НАСА. Достоянием прессы стали также намерения Китая обменять российские технологии в области строительства ракетных двигателей на свои разработки по электронике (так как получать такие разработки с Запада для России стало затруднительно из-за санкций).
В нынешнем году российская сторона также намеревалась впервые в истории арендовать земли в пустынных районах Западного Китая для того, чтобы туда падали обломки космических аппаратов, запускаемых с Байконура. Это сообщение интересно ещё и потому, что Китай сам сталкивается с немалыми трудностями от падения космического мусора, например, из-за запуска ракеты-носителя "Тяньгун-2" в зоне падения её ступеней пришлось эвакуировать до 30 тыс. человек.
Наконец, большое внимание китайских СМИ привлекло намерение Токио совместно использовать космодром "Восточный" в контексте улучшения российско-японских отношений. Такого рода взаимодействие в Китае встречают с определённой настороженностью, хотя до настоящего времени сам Пекин пока не изъявлял желания участвовать в эксплуатации "Восточного".
Впрочем, мировая тенденция состоит в том, чтобы отказываться от орбитальных станций в пользу космических кораблей, полетов на Луну и к другим планетам Солнечной системы, рассказал Накануне.RU действительный член Российской академии космонавтики имени Циолковского, кандидат технических наук, редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Афанасьев. По его словам, строительство орбитальной станции - осознанное решение китайского руководства пройти весь путь космической программы самому, чтобы иметь весь спектр технологий.
"Действительно, есть тенденция к переходу от орбитальных станций к межпланетным кораблям и полетам к Луне, но китайцы просто последовательны в своей космической программе и хотят пройти путь СССР и США, вот и решили построить сначала орбитальную станцию, а потом уже идти к планетам. Потому что для этого должна созреть технология, а такой технологии нет сейчас ни у России, ни у США, и тем более у Китая. Эта техника на порядок сложнее, чем орбитальная станция. Кроме того, Китай не может пользоваться МКС, ведь это международный проект, основанный на соглашениях, которые подписали Россия, США, Европа в лице Европейского космического агентства, Канадское космическое агентство и Японское космическое агентство. Китая в этом соглашении нет, и я думаю, что часть стран-участников выступают против участия Китая в нем.
Вариант совместного освоения космоса с Китаем, нашей помощи Китаю в этом, конечно, рассматривается, но тут нужно исходить не только из политических, но и экономических соображений. Тем более, а спрашивал ли кто-то у самого Китая, хочет ли он осваивать космос с нами? Китай проводит собственную, национальную космическую программу. Она соответствует его собственным целям, и предполагает использование техники и науки, созданной в Китае, и именно такой подход для Китая очень важен. Везде в Китае говорится и подчеркивается, что ракета китайская, космодром китайский, станция китайская. Кроме совместных исследований в области науки, я нигде не слышал ни одного слова о совместных проектах в области пилотируемой техники. Китаю даже вряд ли будут нужны наши космодромы, потому что у самого Китая четыре своих космодрома, больше, чем у нас. Сейчас они строят мощнейший космодром на острове Хайнань", - отметил эксперт.