Встреча в "нормандском формате", состоявшаяся в Берлине, внесла, как и предыдущие, изменения в позицию Украины. Сохранит ли ее Киев далее, является, пожалуй, главным вопросом, но после 19 октября режим больше не настаивает на захвате границы с Россией до выборов в Донбассе. Кроме того, эксперты высказывают мнение, что "дорожная карта", которую было решено разработать для пошагового исполнения Минских соглашений, и была истинной причиной встречи, ради которой президент России Владимир Путин в конце концов согласился на нее. По его словам, достигнутые договоренности являются "окончательными". На Украине тем временем бьют тревогу. Подробности – в материале Накануне.RU.
В Донбассе, правда, не питают больших надежд на согласование "дорожной карты", так как всем хорошо известно, как Украина саботирует любой конструктивный процесс. По мнению главы делегации ДНР Дениса Пушилина, процесс может затянуться из-за Украины. "Российская сторона предоставила свой вариант "дорожной карты", Германия и Франция, скорее всего, до конца ноября представят свои варианты. Насчет Украины у меня сомнения", - сказал он.
Сразу же после встречи в Берлине в Госдуме предложили пригласить главу ДНР Александра Захарченко на совещание по Донбассу. Одновременность этих событий приводит к предположению, что Россия подала сигнал о поддержке народных республик. В настоящий момент это лишь предложение, но кто знает, что будет дальше, если и "дорожную карту" Киев тоже будет саботировать.
На Украине после привычного вранья о содержании переговоров и хвастовства, "как мы всех перехитрили", наступило прозрение. Почти все эксперты недовольны итогами переговоров. Так, директор информационно-аналитического центра "Перспектива" Павел Рудяков высказал мнение, что Путин может добиться того, что Европа признает выборы в Донбассе и без Украины.
"Выборы в Донбассе с той стороны откладывались несколько раз. Если же мы не сможем сейчас сделать то, что потребовали от нас в Берлине, там пройдут выборы в апреле 2017 года, и Путин договорится, чтобы эти выборы гласно или негласно, официально или неофициально признал Запад. Европа это сделает. Не знаю, как Америка, это другая история, но выборы в Донбассе пройдут весной", - заявил Рудяков.
Не это ли имел в виду Путин, когда говорил об "окончательных договоренностях о порядке имплементации и введения в действие договора об особом статусе"?
Недовольство итогами встречи высказала одиозная Надежда Савченко. Та вообще призвала нынешнего президента-олигарха уступить место Виктору Януковичу.
Переговоры в Берлине стали полным провалом для Украины и грозят потерей новых территорий, полагает нацист и бывший лидер УНА-УНСО Дмитрий Корчинский.
"Все пошло по наихудшему для нас сценарию, и если он будет реализован, то мы потеряем не только ныне оккупированную часть Донбасса, а практически весь Донбасс", - тревожится Корчинский.
В Берлине не только не удалось победить Путина, считает эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Владимир Воля. Напротив, встреча разрушила мифы, которые "периодически плодит некоторая часть украинского политикума".
"После очередных дифирамбов об очередной победе оказывается, что на самом деле все далеко не так. После очередных увещеваний, что Путина будут наказывать, укрощать и так далее, оказывается все наоборот", - возмущается Воля.
А бывший министр обороны Украины Анатолий Гриценко прямо в телеэфире обвинил Петра Порошенко (Вальцмана) во вранье.
"Порошенко говорит о полицейской миссии, которая взяла бы под контроль государственную границу длиной порядка 400 километров. [Для этого нужно] порядка 10 тыс. человек. На такую миссию не соглашается пока что никто. Путин сказал, что они согласны на то, чтобы вооружить полицейских, которые будут на линии разграничения и в местах, куда свезут технику. Путин совсем не соглашался на то, чтобы Украине или даже ОБСЕ отдать контроль над границей. Поэтому полицейской миссии, которая нужна нам для контроля над границей, нет и не будет. Об этом никто не говорит", – заявил Гриценко.
При этом экс-министр бьет тревогу: после выполнения Минских соглашений Украина исчезнет. "Будет три страны: Крым, две республики в Донбассе и все остальные, которые должны будут за все это платить", - предсказывает Гриценко. Он предлагает вовсе отказаться от Минских соглашений. Это, однако, невозможно.
Что касается вооруженной миссии ОБСЕ, то политолог Ростислав Ищенко считает, что ее просто не будет.
"Киев до сих пор не начал прямых переговоров с ЛДНР. Он вообще не признает их существования. Поэтому разговоры о миссии ОБСЕ можно вести еще много лет до тех пор, пока Порошенко не сядет за один стол с Захарченко и Плотницким. До тех пор миссия там не появится. А если они договорятся, то и миссия не понадобится", – сказал он.
Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков полагает, что Киев все же заставят выполнить то, что он обязан сделать.
"Порошенко предложил ни с кем не согласованные оговорки, которые позволили бы ему никогда не предоставлять особый статус Донбассу. Он ссылается на "некоторые трудности внутриполитической ситуации на Украине". Этот аргумент уже не работает. Все знают, что главная трудность внутриполитической ситуации на Украине – сам Порошенко", - отметил Чеснаков.
Он подчеркнул, что реакция Путина на эти ухищрения была жесткой, а Германия и Франция поддержали Россию. "В итоге, как и было зафиксировано, особый статус Донбасс получит на временной основе сразу и без всяких оговорок уже в день голосования. А на постоянной – в день публикации отчета миссии БДИПЧ ОБСЕ", - прогнозирует Чеснаков.
Примечательно, что канцлер Германии Ангела Меркель прямо на встрече отводила в сторону Вальцмана и объясняла ему, что и как должно быть. Об этом пишет "Коммерсант". По информации издания, Вальцман на переговорах убеждал коллег, что сроки "дорожной карты" надо переписывать, потому что он просто не сможет им соответствовать, из-за чего переговоры то и дело заходили в тупик.
"И когда в очередной раз казалось, что все опять рухнуло, Ангела Меркель вставала, брала Петра Порошенко под руку, произносила два заветных слова: "Five minutes" - и уводила Петра Порошенко в угол, где что-то жарко объясняла ему эти самые пять минут. Возвращался он за стол покладистым человеком, соглашался со всеми, а еще через несколько минут все начиналось заново", – пишет "Коммерсант".
"Насколько я знаю, со стороны Меркель было несколько раз сказано "специальный статус Донбасса" и один раз "выборы". Но ключевое словосочетание в интерпретации Меркель – "специальный статус Донбасса", - отметил по этому поводу Павел Рудяков.
В итоге уже через день после переговоров в Берлине украинская пресса начала тиражировать свою "перемогу" по-новому: границу с Россией Украина получит на следующий же день после местных выборов в Донбассе. Об этом заявил и замглавы администрации президента Украины Константин Елисеев, и глава МИД Украины Павел Климкин.
"Для нас принципиально важно, что Украина получит полный контроль над ныне неконтролируемым участком украинско-российской границы на второй день после проведения местных выборов", - сказал Елисеев.
Это действительно принципиально важно. После берлинской встречи украинская сторона уже не выдвигает требование передачи контроля за границей до проведения выборов в Донбассе. И полный контроль над границей она не получит даже на следующий день после выборов, поскольку в тексте Минских соглашений предусмотрено "восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно НАЧАТЬСЯ в первый день после местных выборов и ЗАВЕРШИТЬСЯ после всеобъемлющего политического урегулирования", а оно подразумевает закрепление особого статуса ДНР и ЛНР в конституции, причем все это должно происходить по согласованию с Донбассом.
"Минские договоренности никто не менял, и никто не позволит их менять в нашу пользу, и никто не позволит менять соответствующую очередность", - заявил в Раде Климкин.
То, что выборы должны пройти до взятия украинской стороной под контроль границы с Россией, беспокоит депутата Рады Сергея Соболева.
"Это, на мой взгляд, самая опасная вещь из того, что произошло в Берлине. Давайте называть вещи своими именами. Де-факто в Берлине все стороны согласились с тем, что сначала не вопросы безопасности, а вопросы политические – выборов", – сокрушается Соболев.
Правда, некоторые на Украине сразу же записались в сторонники этого решения.
"Мы всегда выступали как сторонники Минских соглашений, согласно которым сперва должны быть решены вопросы безопасности, затем проведены выборы и уже потом осуществлена передача под контроль Украины границы. Это тот компромисс, на который наша страна согласилась изначально", – сказал первый зампред фракции "Блока Петра Порошенко" Алексей Гончаренко.
Однако не все настроены конструктивно. Советник главы МВД Зорян Шкиряк категорически отверг эту возможность. "Сначала выборы – потом контроль над границей?! Это бред и это недопустимо! Такое решение не пройдет в Раде ни при каких обстоятельствах. Голосов за это не будет", – написал он в Facebook.
И все же, несмотря на согласие Украины по поводу границы, все не так просто. Киев непременно выставит условие взятия границы под контроль силами ОБСЕ еще до выборов. Уже сейчас эти нотки проскальзывают в заявлениях киевских чиновников. Пройдет время, и Украина займется тем же, чем она занимается уже два года, - саботажем.
Так, сразу после встречи Киев захватил в нейтральной зоне шесть сел. КПП "Зайцево" он придвинул к территории ДНР, открыв КПП "Майорск" и оккупировав Зайцево, Майорск, Курдюмовку, Отрадовку, Николаевку, Кодема. Так что надежды на мирное урегулирование питать не стоит.
С 11 по 20 октября в ДНР погибли 9 военных, еще 13 получили ранения, заявил министр обороны Владимир Кононов. Со стороны Украины, по его словам, "более 40 боевиков уничтожено, до 100 – ранены". В ДНР уверены, что Киев целенаправленно обостряет ситуацию в Донбассе, чтобы увеличить военный бюджет на следующий год. Об этом заявил замкомандующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин.
Почему же "нормандский формат" неожиданно оказался реанимированным? Об истинных причинах согласия Путина на участие во встрече, вероятно, станет известно намного позже. Киевский политолог, глава Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский считает, что это связано с тем, что Россия все же возлагает надежды на позицию Европы.
"Если бы Путин не приехал на эту встречу, это бы означало, что Путин имел в виду Европу, поскольку та зависима от американцев. Это означало бы списание Европы в качестве не то чтобы потенциального союзника, а стопроцентного клиента США", - заявил Погребинский.
Однако хватит ли на самом деле у Европы сил и желания заставить Украину выполнить свои обязательства, не знает никто. Выборы в ДНР и ЛНР, которые должны были состояться 6 ноября, снова будут перенесены. Последний ли раз?