Аналитика


"Платону" исполнился год. Он "подрос" и может доползти до регионов
Экономика | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | Северо-Кавказский ФО | Республика Крым

Годовщину первой "улитки" в честь начала работы системы взимания платы с большегрузов за проезд по федеральным трассам дальнобойщики отметили очередными акциями протеста. На этот раз водители не стали блокировать трассы, а провели митинги, которые широкого резонанса не получили. Тем временем второй год работы системы для грузоперевозчиков может стать еще большим шоком, чем первый: грядет двукратное повышение тарифа, не снят с повестки вопрос о распространении системы на региональные дороги, а сами водители говорят о расширении типов транспортных средств, владельцев которых обяжут платить якобы аффилированным с семьей Ротенбергов структурам, передает корреспондент Накануне.RU. 

В "Платоне" работают 80% целевой аудитории – владельцев грузовых автомобилей массой выше 12 т, заявили в Росавтодоре, где на днях подвели итоги первого года работы системы. Глава ведомства Роман Старовойт напомнил, что льготный тариф – 1,53 руб. вместо 3,06 руб. за км – появился "по просьбам бизнес-сообщества" для адаптации грузоперевозчиков. Просьба выразилась в блокировании федеральных трасс накануне вступления распоряжения Правительства в силу. Стоимость километра для фур власти планировали повысить уже в марте текущего года, однако это непопулярное решение, как и многие другие, отложили на "после выборов". Минтранс анонсировал повышение тарифа до 2,06 руб. Между тем, как сообщало Накануне.RU, в марте в силу вступит еще и постановление Правительства об индексации базового тарифа на уровень инфляции.

Водителям в борьбе с "Платоном" все же удалось достичь некоторых успехов: благодаря всероссийскому протесту в десятки раз снизились штрафы, а собственники машин были освобождены от транспортного налога. Последнее негативно сказалось на региональных бюджетах, которые из-за потери налога значительно похудели. И компенсировать их за счет средств "Платона" невозможно: за год система собрала чуть больше 17 млрд руб., только оператору, компании "РТ-Инвест Транспортные Системы", необходимо перечислить 10 млрд руб.

большегруз, автомобиль, фура, "Платон"(2018)|Фото: Фото: Накануне.RU

За счет сборов системы до конца 2017 г. отремонтируют 24 аварийных мостовых перехода и путепровода в Удмуртии, Чечне, Чувашии, Карачаево-Черкесии, Самарской, Воронежской, Брянской, Орловской, Пензенской, Тамбовской областях, а также в Бурятии, Краснодарском и Алтайском краях. На эти цели государством направлено 2,6 млрд руб., сообщили в Росавтодоре.

"Также будут построены семь новых региональных мостов, на софинансирование которых выделено еще 9,3 млрд руб. от системы "Платон". Первый из объектов уже был досрочно открыт в октябре этого года – Затонский мост в Уфе (1,5 млрд руб.). В 2017 г. будут построены еще четыре перехода в Нижегородской и Ростовской областях, а также Республике Алтай и Карелии. В частности, будет открыто движение на мосту через р. Катунь (600 млн руб.), Гоголевском путепроводе в Петрозаводске (600 млн руб.), мосту через р. Волга в Нижнем Новгороде (3,6 млрд руб.), а также Ворошиловском мосту в Ростове-на-Дону (1,5 млрд руб.)", - говорится в сообщении ведомства.

В 2016 г. бюджетам регионов досталось 10,8 млрд руб. от "Платона", следует из данных на сайте ведомства. Причем, деньги получили порядка 40 городов и субъектов, а части транспортного налога, как мы помним, лишились все регионы – это порядка 9 млрд руб. Еще 12 млрд руб. "с учетом прогнозных поступлений сборов "Платона" были направлены из госбюджета 19 субъектам на строительство и реконструкцию сооружений, однако достичь этого показателя, как видно по динамике платежей, не удастся.

большегруз, автомобиль, фура, "Платон"(2018)|Фото: Фото: Накануне.RU

Водители прогнозируют, что платежи с повышением тарифа могут снизиться и вместо увеличения дорожного фонда Правительство получит дефицит средств. Это лишь одно из следствий "реформ" "Платона", о которых говорили дальнобойщики и грузоотправители на новой всероссийской акции протеста.

"Приведет это к тому, что мелких грузоперевозчиков выдавят с рынка. Останутся крупные, которые скажут: "Мы не поедем за 50 тыс. руб. в Самару, мы поедем за 90 тыс. руб.". И вот тогда вы увидите весь "Платон" в полной красе. Мы и в акцизе платим в 304 раза больше, потому что машина грузовая "ест" больше, чем любой джип. У нас всем уплачено и мы ничего не должны Ротенбергам", - говорит участник митинга в Химках, индивидуальный предприниматель Татьяна Болотова.

Под эгидой Межрегионального профессионального союза водителей профессионалов и Объединения перевозчиков России акции протеста прошли в двух десятках городов. Химки стали "горячей точкой": нескольких участников акции задержала полиция, по суду их обязали платить административные штрафы. Но в федеральную повестку митинги не вошли, водительское сопротивление со времен "улитки" кажется затухшим. Официальный сайт движения "АнтиПлатон" не работает, закрылся он, как указано на ресурсе, "из-за глубоких финансовых и организационных проблем". По той же причине за прошедший год появилось несколько разных общественных организаций дальнобойщиков – единый фронт распался, так как руководители придерживались разных позиций относительно радикальности выступлений. Дальнобойщики настаивают, что битва продолжается, однако если на старте "Платона" им давали слово, то теперь протест любыми способами стараются "заглушить": в ряде городов власти отказались согласовывать автопробеги, для журналистов существует запрет на освещение митингов, рассказал руководитель московского отделения Объединения перевозчиков России Сергей Рудаметкин.

дальнобойщики против Платона, стачка(2017)|Фото: Фото: Накануне.RU

"У нас есть много документов и расчетов о том, как "Платон" влияет на стоимость грузоперевозок. Мы подавали эти документы в Минтранс и в Росавтодор, но чиновники не хотят нас слышать. Если бы не было протестных акций, все дороги были бы платными, каким-то образом мы этот процесс сдерживаем. Проблема в том, что в будущем за проезд по федеральным трассам будут платить и легковые автомобили, кнопка была на сайте "Платона" первые два месяца после запуска. Кнопку сейчас скрыли, но уже понятно, к чему все придет. И "черные ящики" – систему ГЛОНАСС – тоже для этого же ставят, чтобы отслеживать передвижения и взимать плату. Насколько я слышал, АвтоВАЗ уже устанавливает эту систему", - рассказал Рудаметкин, отметив, что компании с 5-10 машинами лишатся прибыли и закроются.

Двукратное повышение тарифов неизбежно отразится не только на водителях и перевозчиках: все мы ощутим рост "транспортной составляющей" в ценах на товары на полках магазинов, уверен депутат Госдумы Валерий Рашкин, который выступил на митинге в Москве:

"В этом году, если ориентироваться на прогнозируемые 20 млрд руб., оператору (читать: Ротенбергу) уйдет чуть более половины собранных с водителей денег. Понятное дело, часть этих средств РТИТС тратит на расходы, связанные с самим проектом, однако остается ему и прибыль. Можно предположить, что в первый год оператор потратил сравнительно большие средства на запуск системы, но в последующие годы его издержки снизятся, а прибыль, соответственно, будет только расти. Сомнительную выгоду этой системы признают даже некоторые чиновники. С учетом платы оператору и потерь из-за отмены транспортного налога бюджет в этому году получит не так уж много: в конце прошлого года чиновники Минтранса озвучивали прогноз – около 4 млрд руб. Стоят ли эти доходы роста социальной напряженности, проблем малых и средних предпринимателей, увеличения и так растущей инфляции? Напрашивается вывод: всю эту историю начали и продвигали вовсе не в интересах модернизации дорожного фонда и общественного блага. Зато у компании Ротенберга появилась возможность получать деньги "из ничего".

Грузоперевозчики считают, что и плата за региональные дороги не заставит себя долго ждать, но несмотря на это, они являются сторонниками мирного протеста. И если диалога не получится, позиция может измениться, говорит руководитель Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александр Котов: "Варианта два: или утереться и сидеть или выходить на противоправные действия. Это две стороны, куда могут качнуться качели в следующем году".

Стоит заметить, что декларированное увеличение средств на региональные дорожные проекты за счет "Платона" пока что оборачивается общим сокращением трансфертов регионам на содержание дорог. Если в бюджете 2016 г. программа "Развитие транспортной системы" стоила 84 млрд руб., то в 2017 г. – уже 42 млрд руб., к 2019 г. сумма сократится до 23,5 млрд руб.

Правительство, по большому счету, неспособно генерировать никаких сколько-нибудь значимых программ для наполнения бюджета, говорит координатор ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко. Оно продолжает действовать в своей привычной идеологии: "отнять и поделить", любой ценой, любыми, пусть даже неэффективными мерами.

"Платон" давно уже перестал быть только экономической проблемой автоперевозчиков. "Платон", чем бы ни прикрывали его "уникальность" и "необходимость", необходимо расценивать как завершающий аккорд в похоронном марше нашей чиновничье-олиграхической "сырьевой экономики". Заткнуть дыры в бюджете – а там хоть трава не расти… Главное при этом – снова и снова сослаться на "интересы государства". Но вот почему-то и дыры не затыкаются, и интересы государства вторым планом идут… После интересов Ротенберга-младшего", - резюмирует он.



Алёна Ласкутова