Победа Дональда Трампа на выборах показала, что американцы готовы видеть на посту президента столь одиозную для их истеблишмента персону, которая в один момент может перевернуть устоявшиеся правила игры. Так, миллиардер накануне уже заявил о своих планах на ближайшие 100 дней президентства. В них он озвучил жесткую позицию по отношению к нелегальным мигрантам, запрет на лоббирование, снятие ограничений на добычу и производство углеводородного сырья, подготовку реформы о кибербезопасности и другое.
Кроме этого, победа Дональда Трампа дает ему своеобразный вотум доверия у населения и на назначения в свою команду. Когда он только одержал победу, политологи отмечали, что кандидат не располагал персоналиями, которые могли бы подходить на ключевые посты во властной иерархии, вследствие чего ему пришлось публично заявить, что "он готов работать с руководством обеих партий", дабы обеспечить практичный уровень управления государством.
Однако де-факто получается, что пока Дональд Трамп останавливается именно на сторонниках и членах Республиканской партии. Так, основным претендентом на пост госсекретаря США был назван Митт Ромни, который был основным соперником Барака Обамы на президентских выборах 2012 года. Ромни известен тем, что неоднократно подчеркивал свою жесткую позицию по отношению к России, называя РФ "геополитическим противником №1". Трамп также пообещал назначить на пост нового директора ЦРУ сенатора от штата Канзас Майка Помпео, главного прокурора (министра юстиции) - сенатора от штата Алабама Джеффа Сешнса (входил в пятерку самых консервативных сенаторов), пост главы Пентагона может занять отставной генерал, участник боевых действий в Ираке и Афганистане Джеймс Мэттис (по прозвищу "Бешеный пес"), наконец, называется и фамилия импульсивного отставного генерала Майкла Флинна как кандидата на пост советника президента по вопросам национальной безопасности.
Все кандидаты, по мнению ряда американских СМИ, являются "убежденными консерваторами", что подтверждает намерение Трампа осуществлять ту жесткую политику, о которой он говорил в своих предвыборных заявлениях.
Политолог и историк спецслужб Александр Колпакиди полагает, что формирование президентской команды Дональда Трампа из таких персон означает набор непредсказуемых и разношерстных людей и взглядов, которым предстоит идти друг перед другом на разные уступки, чтобы "грести" в одном направлении.
Митт Ромни
"Впервые в истории к власти приходит команда, которая не объединена какой-то общей идеологией. Всегда был президент, за которым стояла определенная команда и идеология. Были ярко выраженные либеральные Кеннеди и Картер или, например, наоборот, резко консервативные - команда вокруг Рейгана. В связи с этим можно было строить прогнозы, и эти прогнозы, как правило, сбывались. Совершенно очевидно, что политика, которую проводили Картер и Кеннеди, радикально отличалась от политики, которую проводил Рейган в свое время. Бывали, конечно, какие-то парадоксальные вещи по отношению к России. Например, давно уже замечено, что самую парадоксальную политику по отношению к России проводил Никсон. Он был не такой правый, как Рейган, но все-таки. И Киссинджер, который при нем был, которому удавалось договариваться. Сейчас, впервые в истории, собираются совершенно разные люди", - считает эксперт.
Среди них есть как крайне правые политики, которых можно соотнести с "рейганистами", и есть люди, которые испытывали симпатии к России.
"Какая там будет равнодействующая - непонятно", - считает Александр Колпакиди.
Кроме этого, политолог не удивился, что на важные посты в США претендуют малоизвестные и малоподходящие для них личности, в частности, это кандидат на пост директора ЦРУ - Майк Помпео.
"Роль руководителя ЦРУ номинальная. Дело в том, что там действует структура, это как бы аппарат, который сам по себе. От первого лица в таких огромных бюрократических структурах ничего не зависит. Аппарат его быстренько под себя подгоняет и делает что хочет. Это особенно касается ЦРУ, которое давно уже обюрократилось. От Помпео не будет ровным счетом ничего зависеть", - считает эксперт.
Но политические воззрения вполне подходят для работы в этой службе. "Злодеями" он называл НОАК, русских и иранцев, комментируя проблемы кибербезопасности, говорил о политике Барака Обамы на Украине как о "слабой" и обвинял Кремль в стремлении "контролировать" эту страну, при этом хорошо отзывался о Петре Порошенко.
Майк Помпео
Но, безусловно, весомую и неноминальную роль будет играть госсекретарь США, на должность претендует республиканец Митт Ромни.
Ромни — религиозный консерватор, сторонник семейных ценностей, полного запрета абортов (за исключением беременности от изнасилования и по медицинским показаниям), противник "однополых браков" и гражданских союзов. Также этот политик — сторонник смертной казни.
На внешней арене известен резкими высказываниями не только в адрес России, но также Китая и Ирана. Недопущение разработки ядерного оружия Ираном он называет главным приоритетом в безопасности для США. Его беспокоит и растущее влияние Китая.
Поддерживал вторжения в Ирак и Афганистан, критиковал Барака Обаму за недостаточно активную поддержку ливийских повстанцев во время гражданской войны в Ливии.
При этом, гендиректор Центра политической информации, политолог Алексей Мухин не считает Ромни "оголтелым" политиком.
"Сложно, конечно, оценивать перспективы назначения Митта Ромни, так как упоминаются и другие кандидатуры, но вполне вероятно, что так и произойдет. Митт Ромни - политик-"тяжеловес" и он необходим на этом посту Донольду Трампу, который, как известно, ранее политикой не занимался на внешнем треке. Митт Ромни - это своеобразный Сергей Лавров для Дональда Трампа. Я думаю, что это назначение можно будет считать удачным, тем более, что Ромни не замечен в участии в каких-то "оголтелых" кампаниях против кого-бы то ни было. Он более-менее взвешенный политик, и это оставляет надежду на то, что, в частности, отношения России и США будут двигаться в сторону улучшения", - отметил аналитик.
По поводу возможного назначения Майкла Флинна на должность советника по нацбезопасности и Митта Ромни госсекретарем директор Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок высказал предположение, что предпосылки для этого кроются в том, что США нужно начать обдуманно действовать на Ближнем Востоке.
"Бывшего разведчика (Майкла Флинна - прим.ред) хотят назначить только потому, что он предупреждал Барака Обаму о необходимости борьбы с ИГИЛ (запрещено в РФ) и за это, надо сказать, его из вооруженных сил и уволили. А второе, возможное назначение Митта Ромни, я считаю, связано с тем, что Америке необходимо сделать все для того, чтобы Россия не налаживала диалог с Китаем - это первое, а второе, что договоренности, которые были с Ираном, нужно пересматривать, так как Иран является в будущем ядерной державой и нужно пересматривать в отношении него позицию", - комментирует военный эксперт.
Майкл Флинн
Предложенный на пост главы Пентагона генерал Мэттис известен широкой общественности уже хотя бы заявлением о том, что ему "чертовски весело стрелять в людей".
Эксперты Накануне.RU уверены, что вектор во внешней политике США с приходом Трампа в Белый дом будет ориентирован на сдерживание именно Китая, в каком-то смысле для современных американских "рейганистов" Поднебесная - это как будто СССР, а с РФ "попробуют договориться", тем более что в экономике она слаба.
"Да, безусловно. Именно на это [на сдерживание Китая], по сути, намекает Дональд Трамп. Он говорит сейчас об этом открыто на внутриполитическом треке. Дональд Трамп рассматривает Китай более трезво, чем Обама. Сложилось впечатление, что Обама вообще просто не понимал ничего в отношениях КНР и США или ему плохо докладывали на эту тему. В результате, он создал несколько точек конфликта в регионе, чем настроил против себя такого серьезного партнера-конкурента США, как КНР. Трампу просто необходимо будет это сделать - более тесно и плотно работать с китайскими партнерами. В этой связи Россия просто немного выпадает из зоны интересов США в том амплуа, в котором Россия находилась, я имею в виду "агрессора" и.т.д. Конечно, "эхо" информационной войны будет, но вряд ли это будет основополагающим тезисом. Совершенно очевидно, что Барак Обама использовал этот тезис из-за личной неприязни к Владимиру Путину, а не исходя из интересов США. Китай является для США более серьезным конкурентом и оппонентом одновременно, чем Россия. Экономики Китая и США сильно взаимозависимы", - уверен Алексей Мухин.
"Конечно, 100% Китай является для США более сильным оппонентом. Трамп такой человек, который не лезет в геополитику, а лезет в экономику. Для него экономика - это важно. С российскими властями ему будет легче договориться, а вот Китай будет проблемой. Его политика в отношении Китая будет в области экономики направлена. Мы угрозы никакой не представляем с точки зрения экономики. Для них одна угроза - Китай. Что же касается того, будут ли США пытаться предотвратить нарастающее сотрудничество между РФ и КНР, то здесь очень много факторов, которые невозможно предугадать, в первую очередь, конечно, фактор экономический. Все будет зависеть от положения в экономике. Если американцам удастся вылезти из того экономического спада, который привел Трампа к власти, - это будет одна политика, если не удастся, то совсем другая. К тому же, мы не знаем внутренней ситуации в Китае. Си Цзиньпин - тоже неординарный человек, который тоже у себя проводит совершенно неординарные вещи. И многое будет зависеть от него. Конечно, очевидно, что в борьбе с Китаем американцы будут использовать эту карту и пытаться развести Китай с Россией, это безусловно", - заключил Александр Колпакиди.