Аналитика


Россия комфортно переживет сокращение добычи нефти. Цена может вырасти до $60-70 за баррель
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Центральный ФО | В России | За рубежом

Соглашение ОПЕК о сокращении добычи нефти странами-экспортерами может привести к росту цен до $60-70 за баррель нефти. Такое мнение выразили эксперты отрасли. При этом они считают, что для России ситуация является комфортной, поскольку сокращение добычи (на 300 тыс. баррелей в сутки) пройдет на фоне текущих высоких объемов нефтедобычи. Подробности - в материале Накануне.RU.

Эксперты отмечают, что до этого времени ОПЕК старалась избегать резких ситуаций и воздействий, и "историческое" непринятие необходимых решений в последние два года не привело к ожидаемым результатам для лидера ОПЕК - Саудовской Аравии. 

Как подчеркнул главный советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ, руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Леонид Григорьев, Россия ранее не участвовала в подобных соглашениях - картельных ограничениях - напрямую. "Мы - классический безбилетник… Мы до сих никогда активно не пытались влиять на рынок. В предыдущие кризисы мы вели себя нейтрально, впервые мы начали воздействовать на рынок в нынешнем году и, в основном, вербально. Соглашение - это попытка впервые создать некие ограничения не в рамках ОПЕК, а гораздо шире, это некая революция. Безусловно, от нее могут быть побочные неприятности", - выразил  мнение эксперт. 

При этом нынешняя ситуация, по его словам, не является попыткой спасти нефтяной рынок, поскольку он более или менее стабилен. Принятое соглашение, в первую очередь, попытка создать ситуацию длительной устойчивой разумной цены. "Никто не пытается загнать цены. Наоборот, хотят определить цену на нефть в каком-то разумном регистре, чтобы не выскочила американская бурильная промышленность, которая могла бы активизировать добычу сланцевой нефти и сбить цену обратно… Мы будем наблюдать, смогут ли мировые производители избежать войны между собой и удержать рынок в пределах, чтобы не вызывать большого коммерческого интереса со стороны США", - считает Григорьев. 

Заведующий отделом энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований РАН, заведующий Центром изучения мировых энергетических рынков Института энергетики НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин, в свою очередь, напомнил, что у России все же был опыт положительных договоренностей с ОПЕК, но по факту сокращения не происходило, потому что "это был период бурного роста мировой экономики, и рост спроса на нефть вытягивал цены". 

Комментируя перспективы действия соглашения для российской "нефтянки", эксперт предположил, что на добычу, как ни странно, эти меры не сильно повлияют. "Добыча в следующем году не упадет, даже если будем соблюдать все договоренности. Квотирование идет от текущих объемов добычи, а в последние месяцы мы сильно нарастили добычу… Сокращение начнется с января, к середине года мы будем некоторые объемы выводить. Скорее всего, будущий год мы пройдем на более высоком среднем уровне добычи, чем в текущем. То есть мы можем выйти на те же более 540 млн тонн в год по добыче, но по более высоким ценам. Для России ситуация достаточно благоприятная", - отметил Кулагин. 

Этот чувствительный шаг Россия будет плавно проходить, скорее, через отсутствие ввода новых скважин, чем через заглушку старых, считает он. "То, что мы на квотирование согласились, это не обман, не игра, а волевое решение, чтобы стабилизировать рынок", - добавил эксперт. 

Глобальная игра, в которую включилась Россия, хоть и является достаточно любопытной, но требует крайней бдительности и внимания, продолжил генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Соглашение подписано на полгода. Будет ли оно действовать во втором полугодии, определят ряд факторов, в том числе и то, как будут выполнять принятые договоренности партнеры из ОПЕК. 

"Мне не кажется, что мы гарантировано получим цены 60-70 долларов за баррель на весь следующий год. Если предположить, что эта история хотя бы на год, то несложно посчитать, что у нас будет 15 млн тонн выпадающей добычи. А в реальности это 25 млн тонн, поскольку у России были основания вырасти на 10 млн тонн. Считается, что если бы мы не сократили нефтедобычу, мы бы получили цену в 35-40 долларов за баррель, а так ожидается, что цена будет 60-70 долларов, и мы будем выигрывать 20 долларов с каждого барреля. Этот эффект должен превзойти эффект по убиранию этой нефти. Но ключевой вопрос в том, получим такую цену или нет", - прокомментировал Симонов.

На эти параметры, по его мнению, будет влиять и позиция США. "Сейчас недооценивается возможность возврата сланцевой нефти на рынок, а американская экономика очень быстро реагирует на такие факторы", - добавил эксперт. Нельзя при этом и забывать про то, что ОПЕК - не самый дисциплинированный партнер РФ. "Все мы помним, как развалилась сделка в Дохе в одну ночь, сложно оценивать, что будет на этот раз. Это интересный момент. Нам приятно играть в глобальные игры. У Саудовской Аравии это последний шанс реанимировать ОПЕК, все над ними уже смеются. Но вопрос, удержат ли они эти соглашения, и как мы в столь сложной ситуации будем выкручиваться, пока остается", - отметил директор Фонда национальной энергетической безопасности. Для этой ситуации эксперт предложил свой план: "В этой ситуации не надо в январе ничего сокращать, потом уйти на ремонты скважин, тоже начать шуметь, что мы все выполняем, а если саудиты будут валять дурака, наплевать на договоренности и получить профит в лице растущих цен на первое полугодие". 

Как отметил директор по энергетическому направлению, руководитель энергетического департамента Фонда "Институт энергетики и финансов" Алексей Громов, в этом соглашении острее всех нуждалась сама Саудовская Аравия, чтобы выполнять бюджетные обязательства. "Этим решением саудиты признали ошибочность стратегии 2014 года, направленную на ценовую войну… Предполагалось, что американская сланцевая нефтедобыча пострадает, чего не произошло. Также Саудовская Аравия рассчитывала, что Россия упадет быстро, но мы наращивали добычу нефти", - сказал он. 

Но принятые договоренности выгодны и России, так как в январе РФ выходит на максимум добычи. "Мы будем смотреть, как соглашение будет выполняться, это пробный камень… Соглашение достигнуто на полгода, и мы можем всегда откорректировать свою политику", - отметил эксперт. При этом важно заметить, что если кто-то нарушит эти обязательства, никаких санкций за этим не последует. 

На взгляд Громова, сейчас установилась вполне комфортная цена на нефть для российского бюджета и пытаться "рвать к ценам за 60 нам не к лицу". "Надо протестировать эти уровни цен, посмотреть реакцию… Существующая "нефтяная эйфория" с резким скачком биржевых котировок будет краткосрочной. Базисная цена - "55 плюс" за баррель нефти", - сказал эксперт.

"Прогнозировать цену на нефть в долгосрочной перспективе нереалистично. На каждом этапе включаются те или иные факторы. Мы должны проверить, как американцы отреагируют, будет ли выполняться соглашение ОПЕК. Может, будут технологические прорывы, отреагирует альтернативная энергетика. С точки зрения производителя нефти важна стабильная цена. Ни один из производителей нефти не жаждет резкого повышения нефтяных котировок. Для долгосрочных инвестиций важна стабильность. Соглашение было принято, чтобы ситуация стала более предсказуемой и не такой волатильной", - пояснил Громов.

В свою очередь Симонов призвал ориентироваться на цену $55-60 за баррель нефти ко второму полугодию. С ним согласился и Кулагин, отметив, что "если мы пойдем ближе к $70, то активно заработают сланцевые проекты, и многие экспортеры увидят, что рынок стабилизируется, и уже не так обязательно выполнять все эти обязательства, а можно переходить на нормальную торговлю". 



Вероника Килина